Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин Зимнее утро (3 класс)



Конспект
открытого урока
по литературному чтению
по теме: «А.С. Пушкин «Зимнее утро»
в 3 классе
МКОУ «Вишенская СШ»
Учитель: Ватулёва Е.И.
2015
Тема урока: «А.С.Пушкин «Зимнее утро». (3 класс)
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
2. Прививать любовь к поэзии.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- учиться определять степень успешности своей работы;
2. Познавательные УУД:
- учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.
3. Коммуникативные УУД:
- развивать умение работать в паре и умение слушать своих товарищей4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Планируемые результаты:
1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
2. Высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
3. Уметь пользоваться словарем.
4. Видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, прием контраста.
5. Выразительно читать стихотворение.
Оборудование урока.
Портрет А.С.Пушкина, репродукция картины И.Э.Грабаря «Зимнее утро», карточки к словарной работе,), презентация к уроку.
Ход урокаI. Организационный момент.
Смолкли шаги в коридоре,
Урок нам пора начинать.
Поэзии тонкие струныБудут сегодня звучать.
II. Повторение.
Вспомним биографию А.С.Пушкина.
Викторина:
Когда родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799 года)
В какой семье?
Как звали отца А.С. Пушкина?
Как звали мать ? Сколько детей было в семье ?На каком языке, кроме русского, говорили в семье Пушкиных? (На французском)
3. О ком написано стихотворение? (Няня Арина Родионовна)
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Кто из женщин, кроме няни, занимался воспитанием А. С. Пушкина и прививал любовь к родному языку? (Мария Алексеевна Ганнибал - бабушка)
В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)
Любимое время года поэта? (осень)
Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)
Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)
Где он похоронен? (Неподалеку от села Михайловского, в Святогорском монастыре)
Какие произведения Пушкина вы знаете?
Работа в группах с карточками
-Подпишите названия произведений А. С. Пушкина к иллюстрациям
- Разделите все иллюстрации на две группы.
- По какому признаку вы это сделали?
- Как вы считаете все ли иллюстрации созданы рукою одного художника?
-Иллюстрации какого художника вы узнали? (Билибина)
III. Введение в тему урока.
Продолжаем изучать творчество А.С.Пушкина.
Послушайте загадку.
- О каком времени суток говорится?
Когда роса и солнце,
И зелень, и багрянец -
Все сразу соберетсяНа маленькой поляне? (Утро)
-Представьте себе утро. Зима.Опишите что вы увидели? (Ответы детей)
-Посмотрите, каким увидел зимнее утро Игорь Эммануилович Грабарь (репродукция)
-Красивая картина? Опишите её
-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)
-Кто является автором этого стихотворения? (А.С. Пушкин)
-Значит, тема урока … (Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина)
-Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)
IV Первичное восприятие.
Слушание стихотворения в аудиозаписи
-Какие чувства, настроение вызывает это стихотворение?
Работа со словарём эмоций
-Давайте перенесёмся в зимнее утро и проведём физминуткуV. Физминутка.
"Зимняя прогулка"
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
VI. Словарная работа.
-В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. Давайте попытаемся их объяснить. Для этого соотнесите слова из левого столбика со словами из правого
Карточки (работа в парах)
взоры блаженство (сон)
сомкнуты утренняя звезда
нега сегодня
Аврора закрыты
вечор взгляд
мгла выступ у русской печи
нынче тьма, мрак
лежанка вчера вечером
Проверка.
VII. Тихое чтение стихотворения. Анализ.
-Сколько строф в стихотворении? (5)
-В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?
Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя)
-Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)
-Как высчитаете, как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью)
-Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости)
-Прочитайте самые красивые строчки, на ваш взгляд.
Прочитаем вторую строфу.
-Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное)
-Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)
. Прочитаем следующую строфу. (Читает ученик)
-Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое)
-Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Эпитеты, сравнение)
-Приведите примеры.
Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.
-Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное)
-Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.
-Как вы понимаете словосочетание «янтарный блеск»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет)
-Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:
Весёлым трескомТрещит затопленная печь…
-Какой приём использовал автор, чтобы вы могли услышать происходящее в доме? (звукопись)
-Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)
-Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
-Хочет ли он поделиться своими впечатлениями с красавицей?
-Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг. Он восхищается контрастными проявлениями природы)
VIII. Работа над выразительным чтением стихотворения.
-С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?
-Что надо передать при чтении первой строфы?-
-А второй строфы?
2 строфа — тревога, тоска, печаль; последняя строчка — удивленно
-Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?
3 строфа — восторг, восхищение красотой природы
4 строфа —, спокійно, мечтательно5 строфа —предвкушение, приятных впечатлений
(Выразительное чтение учащихся)
Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось наиболее точно выразить эмоции, чувства и переживания главного героя?
IX. Рефлексия.
-Какие открытия вы сделали на уроке?
-Кто доволен своей работой?
-Кто считает, что может работать лучше?
Выразите своё настроение с помощью снежинок. (Цвет снежинки соответствует выводу )-Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?
-Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?
X. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать иллюстрацию
Словарная работа
взоры блаженство (сон)
сомкнуты утренняя звезда
нега сегодня
Аврора закрыты
вечор взгляд
мгла выступ у русской печи
нынче тьма, мрак
лежанка вчера вечером
Словарная работа
взоры блаженство (сон)
сомкнуты утренняя звезда
нега сегодня
Аврора закрыты
вечор взгляд
мгла выступ у русской печи
нынче тьма, мрак
лежанка вчера вечером