Урок литературы в 6 классе А. С. Пушкин. Стихотворение Зимнее утро


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана
КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРЫ:
А.С. Пушкин стихотворение «Зимнее утро»
(6 класс)
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Пагина Елена Анатольевна
Неман,2014г.
Цели урока: 
-научить учащихся через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть зиму как часть окружающего мира, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением изображение зимы на картинах, в музыке, через поэтическое слово.
Задачи:
-сравнивать, сопоставлять, анализировать.
- способствовать личностному, индивидуальному восприятию зимы
- обогатить словарь учащихся.
- развивать умение пользоваться словом.
- закрепить навыки анализа лирического произведения.
Оборудование: Музыка Клода Дебюсси «Снег танцует», рисунки учащихся, картины художников, презентация.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Звучит музыка.
- Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка?
- Почему?
Композиторы при помощи музыки передают то, что видят и хотят донести до своего слушателя. ( Слайд 1)
2. На экране появляются фотографии с изображением зимнего пейзажа.
-Что на них изображено? (Природа зимой. Она очень красива.)3. Давайте найдём ключевые слова для описания данного пейзажа. (деревья, снег, небо). ( Слайд 2)
4. Работа в группах:
Подберите прилагательные к слову: 1 группа – деревья, 2- снег, 3 –зима.
Всё, что мы видим и слышим можно передать при помощи музыки, фотографии, кисти художника и при помощи? (слова). ( Слайд 3)
Ребята составляют кластер. ( Слайд 4)
5. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Анализ стихотворения.
- Ребята, вы узнали этот текст? Да, это, конечно же, «Зимнее утро» Пушкина. ( Слайд 5)
Вспомните, с чего мы начинаем анализировать лирическое произведение?
(Определяем условно тему и идею стихотворения.)
Тема этого стихотворения — рассказ поэта о наступающем зимнем дне.
Идея — красота, прелесть зимнего утра.
Автор хотел донести до нас радостное, бодрое настроение, вызванное таким днём.
6. Краткая историческая справкаСтихотворение "Зимнее утро" кажется экспромтом, родившимся как монолог, обращённый к ещё не проснувшейся подруге. ("Ещё ты дремлешь, друг прелестный - / Пора, красавица, проснись…"). Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в имениях, расположенных в Старицком уезде (Старицком, Павловском, Маленниках), в обществе Осиповой и Вульфов поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.( Слайд 6)
7. Словарная работа
нега — наслаждение (устар.);
взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);
вечор — вчера (диал.);
нынче — сейчас (устар.);
озарена — освещена (устар.);
велеть — приказать (устар.);
запречь — запрячь, запрягать (диал.);
предадимся — отдадимся (устар.). ( Слайд 7)
8. Продолжение работы над анализом стихотворения.
— Какое чувство передано в этом стихотворении? (радостное, веселое)
— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?
Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.
— К кому обращается поэт?— Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет. «Друг прелестный», «мороз», «солнце», «чудесный», «красавица», «Аврора»). Аврора (от лат.  aura — «предрассветный ветерок») — богиня зари 
Вторая часть. ( Слайд 8)
— Что описывает поэт? (воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии, когда небо было для поэта мутным, луна – бледным пятном, которая не светит, а желтеет сквозь мрачные тучи. Лексика этой строфы задает тревожный тон: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледная», «тучи мрачные». Лексика 1 строфы противопоставляется лексике 2 строфы. Такой прием в литературоведении носит название антитезы. (Запись в тетради: противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства усиления выразительности речи называется антитезой)
— С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?
— Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения. (работа с карточками)
 Лексические, синтаксические особенности стихотворения.
— Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)
— Разговорные, диалектные. ( Слайд 9)
Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.
— От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику.)
 - С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора.)
 - Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.)  - Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?      — Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы? ( «Предадимся бегу» — давай поедем, «навестим» — давай навестим).      Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию.
9. Определение стихотворного размера  ( работа у доски).
— Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом.)
ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха
/ /
Схема: — / — / — / — /…То есть: первый слог в строке безударный, второй ударный, третий безударный, четвёртый ударный, и так далее. ( Слайд 10)
— Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.10. Изобразительно-выразительные средства речи
- Какие изобразительные средства (тропы) использует автор в стихотворении? (сравнения)
- Найдите сравнения в тексте (луна как бледное пятно, великолепными коврами…)
- Какие эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (однокоренные слова «блестя», «блести», «блеском», передают ощущение праздничности, нарядности природы) (эпитеты: «милый» –«друг милый», и «берег милый для меня»
- Куда стремится лирический герой из уютной комнаты? (Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора)
Пояснение учителя: В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.
11. Выразительное чтение стихотворения ( творческая мастерская).
Учащиеся у доски читают стихотворение ( соблюдая тональность, соответствующую содержанию отрывка) ( Слайд 10)
12. Фронтальная беседа с классом.
Вопросы экспресс - викторины: ( Слайд 11)
1. Какой звук издавала печь? (треск)2. Цвет луны? (жёлтый)3. Каким чувством проникнуто стихотворение? (радость)4. Каким размером написано стихотворение? (ямб)5. С какой целью появилось слово «запречь»? (рифма)6. Богиня утренней зари в древней Греции? (Аврора)7.Способ рифмовки в стихотворении?8.Какой приём использует автор в первых строках стихотворения? (антитеза)9.Современное значение слова «вечор» (вчера)10.Цвет кобылки, запряжённой в сани? (бурая)
13. Подведение итогов. Домашнее задание: ( Слайд 12)- А сейчас вспомним правила написания синквейна: Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.  Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.  Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.  Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.  Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому.- Например:
Школа.Родная, образовательная.Учит, приглашает, изменяет.Дарит знания , новых друзей.Дом.- В качестве домашнего задания я предлагаю написать вам синквейн по стихотворению «Зимнее утро».