Конспект комплексного урока по литературному чтению, музыке и изобразительному искусству для 2 класса на тему: Осень. Осенние дожди.

Конспект комплексного урока по литературному чтению, музыке и изобразительному искусству для 2 класса на тему: «Осень. Осенние дожди».

Г.В. Меньшикова,
учитель начальных классов
Э.В. Корчагина, учитель музыки

Цели урока: дать представление о настроении, ладе музыкального произведения; отработать навыки выразительного чтения, пения, игры на музыкальных инструментах; развить устную речь учащихся, умение анализировать произведения различных видов искусств; воспитать музыкальный эстетический вкус, интерес и любовь к высокохудожественной музыке, поэзии и изобразительному искусству.
Оборудование и материалы.
Литературный материал: стихи А. Пушкина, А. Плещеева, А. Блока и Ф. Тютчева.
Изобразительный материал: репродукции картин о ранней и поздней осени (И. Левитан «Золотая осень», В. Серов «Октябрь. Домотканово»), рисунки детей.
Музыкальный материал: пьесы для фортепиано «Первая утрата» Р. Шумана, «Осенняя песнь» П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», кар-точки-ритмоблоки, музыкальная доска, металлофоны, треугольники, колокольчики, плакат с партитурой для элементарных музыкальных инструментов.
Ход урока.
Дети входят в класс под музыку Р. Шумана «Первая утрата», приветствуют учителя и гостей.
1. Вступительное слово учителя.
У ч и т е л ь. О каком времени года мы сегодня будем говорить?
Дети рассматривают свои рисунки по теме «Осень». Учитель обращает их внимание на разнообразие рисунков и поясняет, на какие периоды делится осень: от первых заморозков до конца листопада; от конца листопада до начала зимы.
У ч и т е л ь. Кому из вас нравится осень и почему? Вершиной осени, ее лучшей порой, считают золотую осень. В яркий наряд золотой, оранжевый, бордовый, красный оделись деревья и кусты. Их яркая листва словно горит и светится в ярком зеленовато-голубом осеннем воздухе. Побурела, пожелтела трава, но кое-где в ее увядающей зелени еще можно встретить яркие цветочки. Редко выдаются теплые солнечные деньки. Вот о таких днях и рассказывает Ф.И. Тютчев в стихотворении «Есть в осени первоначальной».
11. Беседа по картинам и стихотворениям об осени.
Учитель предлагает детям прочитать про себя стихотворение Ф. Тютчева и доказать текстом, что пора осени, о которой рассказывает поэт, необычайно красива и сказочна.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь- И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле.
У ч и т е л ь (показывает картину И. Левитана «Золотая осень»). Это пейзаж. Художник показал нам уголок русской природы. Всмотритесь внимательно в картину. Что вы видите? (Красивые березки, луга, речку, вся природа отражается в реке.)
Какими увидел художник речку, траву, деревья? (Стволы берез белые, тонкие, а листья желтые, оранжевые. Трава на лугах коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. Река на переднем плане синяя, а вдали беловато-голубая.)
Посмотрите, как нарядно смотрятся теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. Но теплые краски преобладают. Вот поэтому природа на картине кажется радостной, нарядной теплой, светлой, торжественной. Подумайте, есть ли что-либо общего в картинах, которые рисуют Ф. Тютчев и художник И. Левитан? (Они описывают золотую осень. Преобладает настроение радости, веселья. Поэт и художник восторгаются ярким золотым убранством осенней природы.)
У ч и т е л ь. Минула пора золотой осени. Наступил октябрь. Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
У ч е н и ц а (читает):
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
У ч и т е л ь. Какое настроение вызвало у вас стихотворение? (Печальное, грустное.) Какие картины вы представляете себе? (Реже блещет солнце, туман, караван гусей тянется к югу, листопад, обнажаются деревья.) Какие приметы поздней осени вы можете назвать? (Похолодание, дождь, голые деревья, первый снег.) (Предлагает детям рассмотреть картину В. Серова «Октябрь. Домотканово».) Что мы видим на этой картине? (Пасутся лошади, темный, мрачный лес за сараями, вспаханное поле подготовлено к следующей посевной.) Какие сочетания красок преобладают? (Холодные тона, темные, мрачные краски.) Общий фон картины характерен для октября золотисто-серебристый. Художник изобразил позднюю осень тихой, задумчивой, загрустившей.
Мы с вами увидели, как художники используют цвет, чтобы показать, какая разная бывает осень. А теперь сравните осени на картинах «Октябрь. Домотканово» и «Золотая осень». Художники с помощью цвета передают разное настроение, разные чувства, которые вызвала у них ранняя и поздняя осень. Теплыми красками-чувство радости, холодными чувство печали.
Художники по-разному выразили свое отношение к красоте осенней природы: солнечной и радостной она предстает перед нами у И. Левитана, грустной и задумчивой у В. Серова. Эти чувства выражаются и в литературе, и в музыке.
(Дети исполняют песню о поздней осени В. Герчика и А. Струйло «Осенние листья».)
У ч и т е л ь. Главной приметой осени являются дожди. Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капелькам на землю, так и будет идти день, два, три, неделю, не переставая. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный нудный дождь.
Свое настроение А. Плещеев передал в стихотворении «Скучная картина».
(Ученица читает стихотворение под музыку)
У ч и т е л ь. Когда мы слышим это стихотворение, у нас возникает настроение легкой грусти и печали.
Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников краски, у поэтов слово, у композиторов только звуки. Но ими также можно прекрасно рисовать природу. Давай теперь послушаем, как композитор П.И. Чайковский музыкой рассказывает нам об осени.
III Слушание «Осенней песни» из фортепианного цикла ПИ. Чайковского «Времена года».
У ч и т е л ь. П.И. Чайковский русский композитор-мелодист, воспевавший красоту русской природы. Его произведения отличаются невероятной живописностью и красочностью.
Фортепианный цикл «Времена года» включает двенадцать разнохарактерных пьес, каждая из которых рассказывает о месяце года. В Петербурге, где долгое время жил Чайковский, издавался журнал «Нувеллист» (от слова «новелла», что значит небольшой рассказ). Журнал выходил один раз в месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичом. Каждая из них имела название одного из месяцев года. Двенадцать месяцев в году двенадцать музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года». Давайте вместе перевернем странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к одной из них.
(Слушание «Осенней песни».)
У ч и т е л ь. Какое настроение передает музыка? (Печальное, грустное, мечтательное, задумчивое.) Что вы услышали в этой музыке? (Шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого дождя.) Тишина и покой слышатся в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно... и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлет снова падение. Не подняться, не вздохнуть полной грудью... И хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают.
Какую пору осени музыкой изобразил П. Чайковский в этой пьесе? (Позднюю.)
Какими музыкальными красками пользуется композитор? (Темными, блеклыми.)
Какой лад в музыке имеет такую же окраску? (Минор.) Слушая эту музыку, мы видим, что природа постепенно потеряла свои яркие краски, она затихла и замерла. Неуютно чувствуют себя звери в лесу.
(Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик».)

Маленькому зайчику На сырой ложбинке Прежде глазки тешили Белые цветочки... Осенью расплакались Тонкие былинки, Лапки наступают На желтые листочки,

Хмурая, дождливая Наступила осень, Всю капусту сняли, Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть...

Думает о лете, Прижимает уши, На небо косится- Небо не видать... Только б потеплее Только бы посуше... Очень неприятно По воде ступать!

(Звучит пьеса «Дождик» в исполнении одной из учениц класса)
IV. Пение песни В. Павленко «Капельки» с ритмическим аккомпанементом.
Детям предлагается исполнить на музыкальных инструменты ритмический аккомпанемент к песне В. Павленко «Капельки». На доске вывешен плакат, на котором записана мелодия песни и ритмический аккомпанемент трех партий: металлофона, треугольники и колокольчика.




Каждому ребенку выдан один из перечисленных инструментов. Читая партитуру, они исполняют песню под аккомпанемент фортепиано.
V. Импровизация мелодии на заданный текст.
На доске вывешивается плакат, на котором в произвольном порядке записаны строки стихотворения А. Плещеева «Осень наступила». Дети должны помочь рассеянному наборщику вернуть каждую строчку стихотворения на свое место и прочитать, что получилось.

Высохли цветы,
Голые кусты.
И глядят уныло,
Осень наступила,

Ветер в поле воет,
Туча небо кроет,
Дождик моросит.
Солнце не блестит,
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло,
Голые кусты.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.


Собрав строки стихотворения по смыслу, дети сочиняют мелодию на полученный текст. Для этого они должны определить:
1) лад, исходя из смысла стихотворения (минор);
2) читая текст стихотворения, размер такта ( 13 EMBED Equation.3 1415 );
3) сколько тактов содержит каждая строка стихотворения (2 такта);
4) ритмический рисунок в каждом такте.

Затем дети сочиняют мелодию на полученный ритм, начиная и заканчивая тоникой. (Дети играют варианты сочиненных мелодий на музыкальной доске, фортепиано или металлофоне).

В завершении урока одна из учениц исполняет прелюдию Б. Дварионаса.
VI Подведение итогов.
У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы говорили об одном их четырех времен года, о приметах ранней и поздней осени, о том, какие прекрасные произведения создают поэты, художники, композиторы, вдохновленные красотой русской природы. Вы характеризовали, разбирали, сравнивали произведения трех видов искусства, исполняли песни об осени, аккомпанировали себе на элементарных музыкальных инструментах, а также предпринимали первые попытки сочинить музыку. На это вас вдохновили произведения русских поэтов, художников, композиторов. Сегодня вы еще раз доказали свою любовь и интерес к поэзии, изобразительному искусству и музыке.

VII Домашнее задание.
1)Сочинить рассказ или стихотворение о ранней или поздней осени.
2)Нарисовать рисунок на тему осени.
3)Сочинить мелодию или песенку о ранней или поздней осени.




Рисунок 1