Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Натюрморт с цветами»



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Автозаводского района»
Методическая разработка занятия
по изобразительной деятельности
«Натюрморт с цветами»
Составитель:
Костина Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования структурного подразделения «Луч»
г. Нижний Новгород
2016 г  
Методическая разработка предназначается педагогам дополнительных учебных учреждений, работающими с детьми младшего школьного возраста.Цель:
Познакомить детей с жанром живописи «натюрморт».Задачи: 1. Развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты в натюрморте, развивать чувства композиции.2. Научить отличать жанр изобразительного искусства натюрморт от других жанров, соотносить пропорции предметов.3. Воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины, эстетические чувства.Обогащение словаря: разделяющая линия, плоскость стола, передний план, задний план, пропорции, горизонтальная плоскость, вертикальная плоскость, фон,натюрморт.Материалы и оборудование:  предметы для составления композиции: стол, ваза, искусственные цветы, ткань, карандаши простые, листы бумаги форматомА4, гуашь, кисти, палитра, непроливайка, салфетки. Предварительная работа: Рассматривание репродукций с жанрами «натюрморт», беседа с учениками о разновидностях натюрморта, из чего состоит натюрморт с цветами.
Ход занятияПедагог: Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами три картины: «цветы», картина с плодами, третья картина с предметами быта. А скажите, пожалуйста, как эти картины можно назвать? И чем они объединяются?
Ученики: натюрморт с цветами, яблоками, плодами, вазами…Педагог: Молодцы, ребята, именно, предметы. Не живые предметы. На всех этих картинах изображен натюрморт.Так вот, выражение nature morte пришло в русский язык, конечно же, из французского. Как вы сами видите, оно разделено на две части – «nature» и «morte», которые переводятся соответственно как «природа, натура, жизнь» и «мертвый, тихий, неподвижный». Теперь складываем две части воедино и получаем всем знакомое слово «натюрморт». Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра.Какой прекрасный жанр живописи - натюрморт: он заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься. Сорванные цветы - вянут, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно на картинах.Педагог: Ребята, давайте вспомним, на чем стоят все предметы?Ученики: На столе, на полу, на скатерти.Педагог: Правильно, предметы не летают в воздухе, т.к. есть притяжение земли. Они все стоят на горизонтальной плоскости и в определенном порядке, принято называть «передний план», а за предметами стоит вертикальная плоскость, фон, «задний план». Плоскость имеет начало и конец. У любой картины есть композиционный центр, все самое главное художник располагает, именно в центре листа. Самый главный и большой предмет художник располагает в центре, в середине плоскости стола. Ваза с цветами расположена должна находиться в центре, размер и форму вазы ученики определяют самостоятельно.Педагог: Составим свой натюрморт из предметов, что я приготовила. В центр поместим вазу с цветами, она самая главная будет в нашей картине. В вазе мы разместим искусственные цветы (лилии, астры). На вертикальную плоскость повесим красивую ткань со складками. Готово! Спасибо! Давайте нарисуем этот натюрморт с натуры. Что значит с натуры? Будем смотреть на настоящий натюрморт и рисовать.Педагог показывает способ компоновки композиции натюрморта на доске, комментирует свои действия и предлагает учащимся создать свои дополнения в красочном, цветочном натюрморте. Педагог: Все время приглядывайтесь на натюрморт. Сначала линиями определим ширину плоскости стола, выделим передний край стола и задний. Находим центр, и прорисовываем самый большой и главный предмет, у нас это ваза с цветами. Определяем её размер на глаз, сколько она займет места в листе. В рисунке необходимо передать не только правильные пропорции (размеры) предметов, но и правильное расположение цветов, высокие-низкие, крупные-мелкие. Цветы расположенные к ученику и нет: повернутые в сторону, в верх и даже вниз. Это придает рисунку натуральность
Физкультминутка.Ветер дует нам в лицо(помахать руками на лицо)Закачалось деревцо.(покачаться из стороны в сторону)Ветер тише, тише, тише.(присесть, помахать руками вверх-вниз)Деревцо всё выше, выше.(потянуться вверх)Педагог: А теперь приступайте к рисованию красками. На листе бумаги, где вы нарисовали карандашами композицию натюрморта, мы покрываем теплым цветом фон, плоскость, вазу и яркие цветы с зеленью. Педагог контролирует выполнение задания и оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям, предлагает учащимся добавить своего в росписи вазы и рисовании самих цветов. Заключительная часть:Педагог: ответьте, пожалуйста, на вопросы:- В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня рисовали?- Так что же такое натюрморт? (обращение к доске)- Что показалось самым сложным в работе?- Какие ошибки видишь в своей работе? Что получилось особенно хорошо?Ученики: Нам очень понравилось занятие, очень интересная тема. Мы теперь можем составлять свои натюрморты и рисовать с натуры. Уборка рабочих мест и прощание.
-Молодцы, все хорошо поработали!
-Наступила пора прощаться и уборка рабочих мест. (ученики прибирают свое рабочее место).
-Всем до свидания! До новых встреч! Спасибо за работу!