Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста.


Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста. Игровые задания подбираю по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.
Что могут сформировать у детей занятия-игры, направленные на развитие коммуникативных способностей и качеств:
−умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
−позитивное отношение к другим людям, даже если они “совсем другие”.
−умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
−умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
−умение взаимодействовать и сотрудничать.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разнообразным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Вот их примерная структура:
Часть 1. Вводная.
Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные элементы:
−элементы сказкотерапии с импровизацией;
−элементы психодрамы;
−игры на развитие навыков общения;
−игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
−рисование, кляксография.
Часть 3. Завершающая
Цель - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка
На занятиях и в совместной работе с детьми я чаще всего использую такие методические приёмы, как:
−беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;
−развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
−релаксационные упражнения;
−рисование;
−проигрывание психогимнастических упражнений;
−моделирование и анализ заданных ситуаций;
−подвижные игры;
−рассматривание рисунков и фотографий;
−игровые обучающие ситуации;
−психоэтюды;
−чтение художественных произведений;
−сочинение историй;
−слушание музыки;
−мини-конкурсы, игры-соревнования.
Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет и предметно-развивающая среда.
Для организации работы с детьми по развитию коммуникативной сферы требуется взаимосвязь между ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, художественной литературой и прочее.
Хотелось бы остановиться на игровой деятельности, так как игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Игры, используемые мною во всех видах деятельности, очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Повсеместно использую различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать театрализованную деятельность, так как она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В группе имеются разнообразные виды театров (настольные, кукольные, пальчиковые), которые используются в различных видах деятельности. Дети свободно владеют техникой исполнения, проявляют творчество, распределяют роли, инсценируя знакомую сказку. Совместно с родителями изготавливают необходимые атрибуты.
Как на занятиях, так и в свободной деятельности довольно часто применяют в работе с детьми игры с правилами - дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию, умению договариваться. Игры с правилами часто мною используются на прогулках, так как, во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, развивает двигательную активность, а в третьих, коллективная игра учит еще и общаться.
Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью, поэтому я осуществляю тесное сотрудничество с родителями. Хочется отметить активную позицию родителей, их заинтересованность в педагогическом процессе и качестве воспитания детей.
В начале года необходимо познакомить родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными мною при диагностическом исследовании, а затем в течение года осуществляю просветительную работу в разных формах: это и консультации, и тренинги, круглый стол, фотовыставки, памятки, конкурсы для родителей, памятки, индивидуальные беседы, выпуск газеты, семинар, дни открытых дверей, папки-передвижки.
Так, например, эффективен «Тренинг комфортного общения» для родителей подготовительной группы. Целью нашей встречи должно стать развитие положительных детско-родительских взаимоотношений, родители попробовали посмотреть на мир глазами ребёнка, найти с ним общий язык и избежать конфликтов.