Планирование по ИЗО для 5 класса по теме: «Осенний пейзаж»

Тема урока: Осенний пейзаж
Класс: 5 «Б»
Цели и задачи:
ознакомить с графическими художественными материалами, их выразительными возможностями;
коррекция изобразительных навыков, творческой фантазии;
воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование:
для педагога: репродукции картин с осенним пейзажем, аудиозапись «Осенняя песня» П.И.Чайковского.
для воспитанников: альбом для упражнений, лист бумаги А4, сангина (восковые мелки)
Ожидаемый результат:
восприятие и осознание учебных задач;
качественное выполнение практического задания.
оценка, самооценка.
Самостоятельная работа была направлена на выполнение:
определение вида и состава композиции;
закрепление техники обработки и соединения деталей;
способы окончательной отделки изделий;

Ход занятия
1. Организованный момент.
приветствие, проверка готовности к занятию.
коррекционная минутка. Игра «Дорисуй рисунок».
Цель: коррекция воображения, фантазии детей.
Задание: Дорисуйте рисунок так, чтобы получились узнаваемые предметы.

Сообщение темы и целей занятия. 
2. Беседа по теме занятия.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня»).
- Послушайте стихотворение-загадку:
Если на деревьях листья облетели, Если в путь далекий птицы улетели, Если небо хмуриться, если дождик льется, Это время года (осенью) зовется.
- Вы знаете, ребята, осень такая разная! Их как будто две. Одна – радостная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, с богатыми подарками. Она как принцесса. И вдруг она же, но уже грустная, печальная, с тихим плачем мелкого дождя, в лоскутах опадающей листвы – словом, будто Золушка. Но к каждой у нас особая любовь.
- Что это за две осени такие? («Золотая» осень и поздняя осень).
- Посмотрите внимательно на репродукции художников. Найдите, где изображена «золотая», а где поздняя осень?
(К доске вызывается один ученик, которому дается задание: около рисунка с «золотой» осенью положить желтый кружок, а около рисунка с поздней осенью – коричневый. Остальные дети проверяют, если нужно исправляют, объясняя почему.)
- Об осени есть стихи, которые пишут поэты, есть музыкальные произведения, которые сочиняют композиторы и есть картины, которые рисуют художники. Шелест листьев, запах земли, воздуха – все это проникло в их искусство. Чтобы увидеть красоту природы, суметь ее изобразить, нужно быть очень внимательным человеком.
- Посмотрите на этот рисунок.

Рисунок 1
Эта работа выполнена восковым карандашом. Кажется, что ветер унес яркую листву, но осень нашла и использовала единственную краску. И получилась чудесная графичная картина. Рисунок тушью, карандашом, мелком, углем, сангиной называется графикой. В графике мы видим изображение линией.
- Посмотрите и назовите, что я сделала? (Провела линию на доске мелом).
- Определите характер этих линий.
(На доске висят образцы линий, сделанных разными графическими материалами).
- Действительно, они могут быть прямые, кривые, наклонные, извилистые, узкие, широкие, а также, добрые, злые, переменчивые и т.д.
Упражнение в альбоме «Какие разные линии» (Учащиеся выполняют задание воспитателя).
- Нарисуйте, пожалуйста, плавную линию, зубастую, теплую, скромную, веселую, холодную, злую, добрую и т.д.
- Подумайте, с помощью каких линий можно нарисовать дерево?
(Педагог показывает детям особенности работы сангиной (мелками). Останавливаются на исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешения, работы штрихом и плашмя).
- Какое дерево у меня получилось? Почему оно нагнулось, а листья разлетаются в сторону? (Дует ветер)
3. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо, (Махи руками на себя) Закачалось деревцо. (Махи руками над головой) Ветер тише, тише, тише. (Руки плавно опускаются) Деревцо все выше, выше. (Встаем, потягиваемся на носочках)
- Представьте, что вы деревья, а ваши руки – веточки. Попробуйте изобразить: могучий дуб, стройный тополь, плакучую иву, кудрявый клен. (При показе детьми деревьев следует обратить внимание на расположение рук-веточек, на особенности строения каждого дерева).
4. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Изобразите ветер в осеннем лесу сангиной. Подумайте, как передать разное положение деревьев. Нарисуйте листья, которые ветер срывает с деревьев. Можно изобразить сам ветер, используя линии.
5. Итог работы.
Выставка работ.(Рисунки детей)

Обобщение темы занятия.
Оценка деятельности детей.
- С каким материалом мы познакомились?
- Что мы сегодня рисовали?
- Какой бывает осень?
- Что такое графика?
- Чем рисуется графика?
Уборка рабочих мест.
Поделиться

Рисунок 2