Конспект занятия по рисованию в старшей группе Пейзаж у озера


Приложение 2
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект НОД
в образовательной области «Художественное творчество»
в старшей группе бюджетного дошкольного   образовательного учреждения «Пологрудовский детский сад»
на тему «Пейзаж у озера»
Разработал: Канеп Лилия Дмитриевна
С. Пологрудово, 2016
Тема занятия: «Пейзаж у озера»
Дата проведения: 28.10.2016 г.
Тип занятия: интегрированное: художественное творчество, коммуникация, познание, физическое развитие.
Технология занятия: игровая, поисково-исследовательская.
Цель занятия: Научить детей рисовать пейзаж у озера, используя нетрадиционный способ: монотипию.
Задачи.
Образовательные: закрепить знания детей о пейзаже как о жанре изобразительного искусства; познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать её изобразительные особенности, закрепить понятия пейзаж, портрет, натюрморт.
Развивающие: развивать умения детей создавать композицию, развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, доброжелательное отношение к окружающим людям, самостоятельность и аккуратность.
Планируемые образовательные результаты: Дети смогут самостоятельно изобразить пейзаж, используя нетрадиционный способ: монотипию.
Основные термины, понятия: монотипия, пейзаж, портрет, натюрморт.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, альбомный листы на каждого ребенка размером А4 с готовой линией сгиба по горизонтали: верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя - синим (вода); акварельные краски, кисти, салфетки, баночки с водой, белые листы, мяч, раздаточный материал для дидактической игры: «Жанры изобразительного искусства».
Предварительная работа: индивидуальный тренировочный приём «Что отразилось в моём зеркальце», наблюдения за отражением предметов в лужице или водоёме во время прогулок, чтение сказки Лилиана Муура "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду" или коллективный просмотр мультфильма "Крошка Енот", повторение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.
План занятия:
Этап занятия Содержание Время
Введение в тему Беседа по сказке «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», чтение стихотворения «Картинки в лужах», показ презентации, проблемная ситуация, мотивирование. 7 мин.
Физкультминутка Игровое упражнение: «Отражение в зеркале» 3 мин.
Практическая часть занятия Самостоятельная деятельность детей (рисование пейзажа),
дидактическая игра «Жанры изобразительного искусства» (для индивидуальной работы с детьми, которые быстрее справились с основным заданием) 12 мин
Итог занятия Подведение итогов, рефлексия.
3 мин
Ход занятия:
Введение в тему.
Беседа.
Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились с Крошкой Енотом. Вспомните, что произошло, когда он пошёл на пруд ловить раков на ужин? (презентация: слайд №2).
Дети: Крошка Енот испугался зверька, которого он увидел в воде.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так произошло?
Дети: Енот никогда не видел себя со стороны и подумал, что в воде живёт другой зверёк. Он стал корчить ему рожицы и видел то же самое, только из воды. И подумал, что тот, другой зверёк, хочет его обидеть.
Воспитатель: Что предложила сделать Крошке Еноту его мама?
Дети: Мама предложили подойти к озеру и улыбнуться тому, кто сидит в ручье. 
Воспитатель: Почему Крошка Енот перестал бояться того, кто сидел в ручье? И кто на самом деле сидел в пруду?
Дети: Он увидел улыбающегося зверька и сразу перестал бояться его. На самом деле Енотик увидел самого себя, своё отражение в воде.
Воспитатель: Верно, ведь добро всегда побеждает зло.

Показ презентации. Чтение стихотворения.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся на берегу реки или озера. Что мы увидим в зеркальной глади воды?
Дети: Мы увидим свое перевернутое отражение, а также отражения деревьев, домов и т.д.
Воспитатель: (читает стихотворение, одновременно показывает презентацию: слайды № 3-6)
Картинки в лужах
В лужах – картинки: на первой – дом.
Как настоящий, только вверх дном.
Вторая картинка – небо на ней.
Как настоящее, даже синей.
Третья картинка – ветка на ней.
Как настоящая, но зеленей…
В. Берестов
Мотивирование.
Воспитатель: (Слайд №7 с изображением пейзажа, который не отобразился в воде) Ребята, один известный мне художник прислал работу. Скажите, к какому жанру изобразительного искусства относится данная картина?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: А какие еще жанры изобразительного искусства вы знаете?
Дети: Портрет, натюрморт.
Воспитатель: (Слайды №8-9) Правильно ребята. Но посмотрите, картина художника не закончена. Он не знает, как дорисовать изображение. Мы можем ему чем-то помочь? (Слайд №7)
Дети предлагают различные варианты.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой рисования: МОНОТИПИЕЙ. Моно означает один, а тип – отпечаток, образец. Перед вами лист бумаги. Верхняя половина голубая – это небо, нижняя синяя – озеро. На одну половину листа мы красками будем наносить изображение пейзажа, после этого лист сложим по линии сгиба и прогладим. Получатся две одинаковые картинки. Но отпечатки на обеих половинках будут выглядеть смазано, поэтому мы оживим красками пейзаж на «берегу» (слайды № 10-12).
Физкультминутка
А теперь мы немножко отдохнем и поиграем в игру «Отражение в зеркале».
Дети встают попарно. Им предлагается такая ситуация: один ребенок смотрит в зеркало, второй является его отражением. Первый ребенок медленно делает любое движение (улыбается, причесывается, хлопает в ладоши и т.д.), а второй, стоящий напротив, повторяет все движения первого. Затем дети меняются ролями.
Практическая часть занятия:
Воспитатель показывает прием изображения отдельных элементов рисунка в  технике монотипия и предлагает детям придумать пейзаж самим или вспомнить картинку природы, увиденную ранее, и изобразить, используя данную технику. Нижнюю часть листа закрыть белым чистым листом. Когда рисунок будет готов, сложить лист по линии сгиба, оживить краски в верхней части листа, чтобы пейзаж имел более яркие краски, чем его отображение в озере. (Слайд №13 с изображением различных пейзажей у воды). Предложить детям подумать, почему в данной технике не изображают зимний пейзаж.
Дидактическая игра: «Жанры изобразительного искусства» (предложить детям, которые быстрее справились с рисованием). Сложить пазлы и определить, к какому жанру принадлежит полученная картина: портрет, пейзаж, натюрморт.
Итог занятия: Дети совместно с воспитателем рассматривают получившиеся пейзажи, делают вывод, что смогли подсказать художнику, как закончить картину. Воспитатель предлагает устроить выставку картин для родителей.
Воспитатель: Ребята, скажите, с какой техникой рисования мы сегодня познакомились? Для чего она может пригодиться?
Дети: Монотипия. Эта техника может пригодиться для рисования отражения в воде.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам дома подумать, что еще, кроме пейзажа, можно нарисовать с помощью монотипии.
Задание дошкольникам по рефлексии их деятельности. Встать в круг, передавая друг другу мяч, рассказать, что понравилось на занятии, что получилось, что не получилось.
Формы контроля и оценки результатов занятия. В процессе занятия воспитатель оказывает индивидуальную помощь, осуществляет контроль над деятельностью детей, следит за тем, чтобы ребята доводили работу до конца. В конце занятия осуществляется самооценка и взаимооценка.
Информация о домашнем задании. Домашнее задание для дошкольников не является обязательным, может быть рекомендательным:
1). Подумать, что еще, кроме пейзажа, можно нарисовать с помощью монотипии.
2). Познакомить родителей с новой техникой монотипия.
3). Нарисовать самостоятельно или с помощью родителей рисунок, с использованием нетрадиционных техник рисования.
Список использованной литературы.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».- М., 2010 г.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010 г.