Проектная и исследовательская деятельность как процесс развития познавательных интересов школьника.

Проектная и исследовательская деятельность как процесс развития познавательных интересов школьника.
Нагорнова Ирина Евгеньевна
педагог дополнительного образования
МБОУ г. Астрахани СОШ №33

Динамика социально-экономических процессов современного общества повлекла за собой изменения требований к общеобразовательной системе. Эти требования напрямую связаны с разработкой нового содержания, совершенствования форм и методов гуманитарного, духовного, эстетического воспитания обучающихся, с формированием и развитием комплекса качеств, помогающих им найти своё место в жизни. К этим качествам относятся: общечеловеческие, культурные, моральные ценности, интерес к творчеству, дисциплина, чувство товарищества, активность, уважение к старшим, умение общаться, “жить” в коллективе и т. д.
Дать возможность самоутвердиться, развить свободу взглядов, попробовать свои силы и раскрыть способности к умению думать, искать и находить решения в различных ситуациях помогает проектный метод как интеграция сведений из разных областей знаний, привлечение большого количества участников – учащихся, преподавателей, родителей. В рамках проекта познавательно-исследовательская деятельность проявляется в виде вопросов: почему, зачем, как? Проектный метод активизирует познавательные способности детей, раскрывает их творческие возможности, учитывает интерес, позволяет активно познавать мир, формирует личностные качества ребенка.
Как известно, по определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, это всегда творческая деятельность. Можно предположить проект на тему: “Звуки природы вокруг нас”. Основополагающий вопрос: какова роль природы в жизни человека, можно ли при помощи музыкальных звуков показать свою любовь к природе?
Проект как комплекс взаимосвязанных мероприятий включает:
- “угадай мелодию” – музыкальная викторина;
- конкурс сольного и ансамблевого исполнительства с атрибутами в костюмированных вариантах, сценодвижения, подчеркивающих характерные черты и облик персонажей песен;
- конкурс работ по итогам пленера по трем номинациям: “Мой город” (историко-культурные места города), “Звуки природы моего края”, “С чего начинается Родина?”;
- приз на лучшую стенгазету, информационный листок;
- фотоконкурс (слайд-шоу) – “Всё это называется природа” (фотоальбом, творческие работы учащихся);
- конкурс экологических плакатов.
Цель и задачи проекта: воспитание художественного и музыкального вкуса, восприимчивости к красоте, эстетических идеалов, поощрение творческого самовыражения, формирование экологической культуры, любви к природе родного края, гражданственности.
Подготовительный этап: объявление темы проекта, сроков проведения, формирование групп по интересам, обсуждение форм представления результатов.
Организационный этап: сбор собранного материала,
мини-викторины, дискуссии, публичные выступления, рекомендации преподавателей по представленному материалу в каждой группе.
Этап реализации проекта: самооценка деятельности каждого участника, группы в целом, подведение итогов работы, поощрение инициативных обучающихся, награждение призеров.
В процессе подведения итогов важным является представленная информация о результатах на родительских собраниях, подарки – фотоснимки для украшения классов, школы.
У обучающихся старшего возраста в проектах и исследовательской деятельности может проявляться избирательность, часто проекты носят индивидуальный характер, выполняются “в кругу семьи”, а не группой.
Интересным видится приглашение к участию в проекте “Образ родителей глазами ребенка”.
Цель и задачи проекта: воспитание любви к родителям, формирование семейных ценностей, норм взаимоотношений в семье, культуры поведения, разумному проведению досуга, духовному самосовершенствованию.
Проект состоит из различных видов художественной деятельности:
- конкурс чтецов;
- бумажный креатив;
- концерты, посвященные “Дню матери”, “Дню защитника отечества”,
“женскому Дню – 8 марта”;
- интернет – конкурс изобразительного искусства;
- бисероплетение;
- гала-концерт, включая номера певческого и инструментального домашнего музицирования.
В рамках работы над проектом обучающиеся знакомятся с тремя направлениями самостоятельной подготовки – такими как:
- работа с материалом (текст, стихи, рисунки, видеофильмы, компьютерные сайты, семейные вокальные и инструментальные ансамбли) и т. д.;
- осмысление, систематизация материала, межпредметные связи, согласование целей, творческих позиций;
- творческая работа (концертные выступления, презентации, открытые уроки), выход за пределы школы: кукольные представления в детских садиках, концерты для детей школ-интернатов, воскресный абонемент (консерватория).
Для старшеклассников исследовательская деятельность может быть связана с проектом: “Жизнь без вредных привычек”.
Цель и задачи: формирование здорового образа жизни, культуры бытового поведения, нравственных ценностей.
Проект включает:
- соревнования по различным видам спорта;
- конкурс плакатов, настенных листков;
- концерт (взаимодействие интеллектуального и эмоционального начала: стихи, басни, песни, драматические монологи и т. д., воздействующие на разум и чувства через актерское мастерство – “проживание” художественного образа.
Успех достигается там, где активно используются современные средства коммуникаций, информационные технологии и сетевые приложения, такие как электронная почта, дистанционное обучение, мультимедиа, моделирование.
Податливость и известная внушаемость обучающихся, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет учителя создают благоприятные предпосылки для формирования личности.
Итак, проектная методика и исследовательская деятельность – это иная деятельность, чем игра. Она предъявляет серьёзные требования к обучающимся, способствует повышению интереса к учебе: знакомит учащихся с методиками и приемами научного поиска (сравнение, анализ, обобщение), учит работать с литературой, систематизировать информацию.
Метод проектов помогает интегрировать сведения из разных областей науки для решения выбранной проблемы, а позновательно-исследовательская работа выступает во всех своих многообразных функциях.
Результат от внедренных проектов: ребенок становится креативным, любознательным, инициативным, интеллектуально развитым, обладающим исследовательским интересом, готовым к новому поиску информации и способным её перерабатывать, производить отбор, классификацию в избранной области знаний. Я убеждена, что этого всего можно достичь, используя проектную технологию в процессе обучения.

Список литературы
Ариев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч.2005, №6.
Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников, 2006, №18.
Громыко К.В. Понятие и проект в теории развивающего образования. Известия РАО. 2000, №2
Смолина Е.А Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. Ярославль. Академия развития, 2006.
Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников. Эстетическое воспитание. 2005, №1 с.1-34.



15