Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности школьника

Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности школьника

1. Главное требование к педагогу современной школы.
«В последние годы в нашей стране обозначился новый этап в развитии педагогического образования Но эти новации затрагивают в первую очередь организационные, а не собственно содержательные стороны профессионального образования педагогов,» - так начинает свою статью «Профессиональный педагог как цель педагогического образования» Е.И. Исаев, доктор психологических наук, профессор Тульского государственного педагогического университета. Продолжая углубляться в проблемы педагогической деятельности, учёный отмечает: «Преобразуются функции педагога – НЕ ТРАНСЛЯТОР ЗНАНИЙ, А ПРОЕКТИРОВЩИК, КОНСТРУКТОР УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Педагоги должны учить не только знаниям, но и способам их добывания, умению формировать учебную деятельность, самоопределяться в истории и культуре, развивать у школьников техники понимания, мышления, действия, рефлексии»1 .
Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Один из главных путей развития интеллектуально–творческого потенциала личности ребенка – это исследовательская практика. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко переносятся во все виды деятельности, т.к. они легко прививаются.
Ведь мы должны помнить, что самые ценные и прочные знания не те, которые выучены, а те, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих собственных изысканий.
Психологи давно подметили такую особенность, что умственная деятельность ученого, делающего “эпохальное” открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, - идентичны по своей внутренней “механике”. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя как ученому, чем получать знания в “готовом виде” - т.е. заучивать.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать – это индикаторы детской одаренности
С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик прикоснутся к таинству получения нового (пусть даже субъективно нового) знания и начнут осваивать технику этой работы. “Исследованию все возрасты покорны” исследователями могут быть даже воспитанники детского сада, дети с задержкой в развитии, а тем более школьники и одаренные дети. Конечно, в каждом случае есть свои методические особенности, но – исследовательский подход один.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Формирование этих умений лучше всего происходит, когда дети вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность. Наблюдая за учениками во время такой работы, понимаешь, что они выполняют данную работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие.
В настоящее время достаточно широкое распространение получила организация работы со школьниками, желающими заниматься учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью. Для этого существуют специально созданные центры, хотя подобную работу можно достаточно успешно осуществлять и в школе, тем самым успешнее реализуя ее большой потенциал и огромный скрытый резерв получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков, при этом параллельно закрепляя уже усвоенное. Важность и необходимость ведения исследовательской деятельности на первичном уровне, то есть на школьном, обусловлена поистине огромными возможностями этой работы, ведь, в отличие от олимпиад, такой вид учебной работы доступен более широкому кругу учащихся. В данном случае ученик просто выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес и с увлечением тратит на неё своё свободное время.
Исследовательская деятельность обучающихся может быть организована на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.
Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме и написанию рефератов. То есть, первый уровень можно назвать реферативным.
Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности). Для астрономии – работа с картами звездного неба (может быть, даже разных исторических периодов) и фотографиями, как звездного неба, так и, получаемых с помощью искусственных спутников Земли, снимков земной поверхности и атмосферных образований. Кроме того, современный уровень развития исследования космических объектов, а также количество накопленной информации и способов ее распространения позволяют выбрать к рассмотрению относительно широкий круг тел Солнечной системы. По физике и химии эксперименты проводятся на базе оборудования, имеющегося в школьных кабинетах физики и химии. Если есть возможность, то необходимые приборы и материалы приобретаются дополнительно. Достаточно эффективным элементом деятельности на этом уровне может стать изготовление самодельных приборов, макетов, действующих моделей и т.п. Исследовательская деятельность по биологии, также предполагает конкретную работу с реальными объектами: опытническая деятельность на участке (пришкольном или дома), влияние термических и химических воздействий, магнитных полей, включая магнитное поле Земли, электрических полей и токов, как на растения, так и на их семена. Опыты могут проводиться не только в условиях лаборатории, но, при возможности, и дома. Для изучения тех или иных влияний и закономерностей могут использоваться комнатные растения. Необходимым элементом проведения долгосрочных работ является ведение «Дневника наблюдений». Можно попытаться провести эксперименты с использованием микроскопов. Элементом, повышающим уровень сложности в работе по математике, становятся новые подходы к теме, то есть, не только воспроизведение чужого материала, пусть даже, достаточно сложного для ученика данного года обучения, но и введение исследовательского момента. Например, рассмотреть разные способы решения тех или иных задач, включая и самые рациональные, и усложненные. И как ни парадоксально, но такая, казалось бы, в чистом виде математическая задача может иметь большое значение для формирования мировоззрения молодого человека. Несколько решений, приводящих к одному и тому же результату, символизируют возможность многовариантности в окружающей действительности и в жизни каждого человека.
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов. Для математиков тут лучше подходит «Прикладная математика». Для физиков – собственные конструкторские решения тех или иных экспериментальных установок или приборов. В отличие от олимпиад, фактически деятельности для избранных, ценность организации исследовательской работы на базе школы повышена множеством положительных моментов:
1. Большее количество охватываемых школьников.
2. Возможность выбора темы и руководителя.
3. «Погружение» в тему, так как работа должна выполняться в течение месяцев или лет.
4. Наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя.
5. Необходимость развития навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру. Дети учатся грамотно излагать прочитанное, чётко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности.
6. Постепенное приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей.
7. Тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.
  Исследовательская работа проводится как на уроках базисного цикла (окружающий мир, труд, математика, литература, русский язык), так и на уроках дополнительного образования.
Чаще всего такая работа строится на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира в малых группах, что способствует еще и развитию устойчивых коммуникативных навыков:
организация внутригруппового сотрудничества и делового общения;
совместная выработка решений;
разрешение демократическим путём конфликтных ситуаций.
Формирование навыков ведения исследования происходит во время проведения практических работ. Именно здесь дети учатся использовать теорию на практике. Чаще всего такая работа ведется в парах (учитель оказывает помощь только паре со слабыми учебными возможностями.) Этот вид деятельности способствует осознанию целей предстоящей работы, анализу задачи и условий ее решения, составлению плана, определению срока выполнения, тщательному контролю качества работы.
Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими, как:
умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;
умение наблюдать, работать с научной литературой;
умение проводить эксперименты;
умение давать определения и понятия.
умение делать сравнения и выводы.
Тема должна быть доступной: соответствовать возрастным особенностям детей. При ее выборе следует учитывать сочетание желаний, интереса и возможностей. Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов, интерес и жизненный опыт ребенка.
Работая по выбранной теме, рассматривая ее всесторонне, дети учатся нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, отмечая и фиксируя самые интересные факты, которые помогают доказать свою точку зрения в том случае, если возникают противоречия.
Эта деятельность через наблюдение, сравнение, сопоставление, оценивание конструкторских решений, способов и качества выполненных работ у ребят расширяет кругозор, активизирует мыслительную деятельность, что способствует их умственному развитию, умению творчески подходить к решению поставленной задачи.
Чтобы представить результаты учебного исследования на фестивале, учащимся нужно:
структурировать собранный материал, определив главное и второстепенное;
дать определения основным понятиям;
отобрать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.
В этом я оказываю детям консультативную помощь, но право выбора остается за ребенком.
К своему выступлению дети делают рисунки, таблицы, графики, чертежи, доказывая и себе, и окружающим свою точку зрения.
Немаловажно и то, что, защищая свою тему, ребята не теряются и отвечают на вопросы, заданные слушателями из зала по теме исследования. Такая форма защиты своей работы учит детей ораторскому искусству, умению общаться с аудиторией.
Теплый прием своих товарищей вселяет в них уверенность и желание провести новое исследование. Ведь ничто так не окрыляет ребенка, не укрепляет веру в себя, как удача. Дети убеждаются в том, что экспериментов бояться не надо, наоборот, только они могут развеять возникшие сомнения.
Умение добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно) дает возможность решать учебную задачу творчески, развивать воображение и мышление, а также контролировать и оценивать свою деятельность.
В результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические и организационные.
2. Примерный перечень документация при ведении исследовательской деятельности с учащимися
1. Журнал учёта посещаемости и проведенных занятий.
2. Перспективный план (по подготовке к ближайшей конференции молодых исследователей; на данный учебный год, на долгосрочную перспективу, то есть несколько лет и т.п.).
3. Краткосрочные планы:
а) на данное занятие; б) на следующее занятие, на неделю, на месяц – аналог домашним заданиям. Эти планы могут быть или только для учащегося, или совместно с вопросами, которые должен решать и обеспечивать педагог.
4. ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ.
1). План, предназначенный для жюри. Он содержит следующие разделы: проблема или вопрос, подлежащий исследованию, подробное описание метода или плана проведения самого исследования, библиография – не менее 3-х работ по предмету исследования. Объем плана не более 4-х страниц. Печатается в следующем порядке: стандартный заголовок, затем по середине слова «План исследований», ниже текст.
2). Рабочие планы. Объем не регламентируется. Это план проведения самого исследования (исследований) полностью и планы выполнения отдельных экспериментов - для одного занятия или более, планы подготовительных работ (поиск необходимых оборудования и материалов, составление примерной схемы будущей установки, выяснение класса точности имеющихся измерительных приборов и соответствия их требуемым условиям эксперимента, поиск необходимой литературы по выбранной теме или консультантов).
5. ДНЕВНИК РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ. Хотя такой дневник необходимо предоставлять в случае участия в демонстрационном проекте, насущная потребность в нем возникает в процессе выполнения работ в течение нескольких лет, так как тексты работ постоянно корректируются с целью уменьшения объема теоретической части, в связи с тем, что увеличивается доля собственных исследований и результатов, а общее количество листов не может превышать определённые нормативы. Поэтому в дневник целесообразно включать полную версию материала, который приходится постепенно сокращать, так как многие подробности всё равно учащиеся должны рассмотреть и повторить при подготовке к очередному выступлению. С этой же целью необходимо включать тексты или их важные фрагменты из отдельных первоисточников. Это материал для подготовки к выступлению и ответов на вопросы оппонентов. Здесь же могут находиться дополнительные чертежи, рисунки, таблицы, подробные математические выкладки и вычисления, включая вычисления погрешностей, а также многое другое, что не вошло в окончательную версию работы из-за ограничений в ее объёме или ввиду того, что какой-либо вопрос является интересным и примыкает к рассматриваемой теме, но при этом не является основополагающим. Собственно «Дневник» представляет собой журнал, куда заносятся сведения о ходе научной работы, результаты текущего научного поиска, экспериментов, измерений, данные по библиотечному поиску. Он может содержать календарь поэтапного выполнения работы, а также любую другую информацию, которую исследователь считает важной для оценки проекта, если этот дневник требуется представить вместе с работой для какого - либо жюри.
6. « Портфолио ». Весь материал по данной работе собирается в отдельной папке или папках. Сюда входят тексты работы прошлых лет, дополнительные листы приложений, аннотации и тезисы, ксерокопии из различных первоисточников (полные версии), материалы, полученные через Интернет и т.д. Наличие комплекта таких материалов позволяет, в случае необходимости, сделать какие-либо уточнения в уже имеющейся работе, найти пути продолжения исследований по выбранному направлению или даже вычленить новую тему для другой исследовательской работы с новым контингентом обучающихся. В последнем случае, важным положительным моментом будет тот факт, что новое исследование не придется начинать «с чистого листа». Кроме того, ряд данных, полученных в процессе предыдущих исследований, может частично служить экспериментальной или теоретической базой для следующей работы.
7. В конечном итоге должно быть наличие текста работы с приложениями. (Требования 2005г., Москва, «Шаг в будущее»: 10 страниц текста и 10 страниц – приложение.) Кроме того, должны быть аннотация и тезисы (вариант: они могут называться «Краткая аннотация» - 10 строк - и «Аннотация»), а также их электронные версии. Если требуется, готовится печатный раздаточный материал. Дополнительно готовится текст выступления на конференции, рассчитанный на изложение содержания и результатов работы в течение времени не превышающего 10 минут. К работе прилагаются плакаты. Возможно наличие компакт-диска с компьютерной презентацией. (Естественно, помимо этого наглядного материала, предназначенного для участия в конкурсном выступлении, обучающиеся могут использовать также различные макеты, оборудование, установки и т.п.).
8. Отчет по окончании учебного года (общий на все исследовательские работы, ведущиеся под руководством данного педагога). Отчет содержит список обучаемых, названия работ с указанием их характера (реферативная или исследовательский проект, теоретическая или экспериментальная, исследовательская с элементами инновационных авторских разработок в теоретической или практической части), а также перечень участия каждого ученика в различных конкурсах, конференциях, выставках, отборах, тестированиях, очных и заочных олимпиадах (местного, регионального и всероссийского уровня). Участие в олимпиадах или тестированиях является неотъемлемой частью подготовки будущего выпускника к поступлению в вуз, так как существующая на сегодняшний день практика льготного поступления в высшие учебные заведения, учитывающая результаты оценки исследовательской работы, выполняемой учащимся, предполагает тестирование, исходя из профиля выбранной для исследования темы. В последней колонке отчета, составляемого педагогом, указываются результаты участия обучаемого в каждом мероприятии.
1
2
3
4
5
6
7

ФИО
Класс
Название





















Учителя стажисты знают, что обучение должно быть “проблемным”, т.е. содержать элементы исследовательского поиска. И некоторые из нас так и делают: ставят проблемные вопросы, учат делать умозаключения и обобщения или выводы. И лишь совсем немногие говорят, что учение должно быть с “увлечением”, о “школе радости”.
Но ведь мы это тоже проходили. Вспомните В.А.Сухомлинского, Ш. Амонашвили. Это были “школы радости”, где радостным является прежде всего – основной вид деятельности – учение.
Но это совсем не значит, что эту работу перенести в массовую школу в обучение.
Для этого есть домашние условия. Исследования надо перенести на дом. Это может быть и специальное действие и продолжение классного общения
Рвать бумагу, складывать и смотреть, что получится (Рваная аппликация).
Наблюдать за рыбками в аквариуме и делать записи.
Изучать поведение синиц за окном и помогать им.
Проводить опыты с разными предметами.
Разбирать игрушки, изучая их устройство. (Почему дети ломают игрушки? Заглядывают внутрь).
Наша задача:
помочь в проведении этих исследований;
сделать их полезными и безопасными для ребенка и окружающих его людей.
Помощь нужна от нас на всех этапах лишь в первое время:
при выборе предмета исследования;
при поиске методов его изучения;
при сборе и обобщении материала;
доведении дела до логического завершения.
Чтобы разобраться в методической стороне, кратко рассмотрим несколько общих вопросов. Какой может быть исследовательская деятельность детей?
3. В современной педагогике различается 3 уровня реализации “исследовательского обучения”.
1. Уровень. Самый простой, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение находит сам ребенок.
2. Уровень. Взрослый ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.
3. Уровень. Высший. Все осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. (Как показали исследования, даже дошкольники способны работать на любом уровне).
4. Структура учебного исследования. Его этапы.
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
выдвижение гипотез;
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
обобщение полученных данных;
подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
защита проекта.
Все эти этапы на первый взгляд кажутся пугающими сомнительными. Но сразу все рассеивается, как только начнется исследовательская работа.
Рассмотрим последовательно каждый этап.
* Как выбрать тему исследования. Их (все темы) можно разделить на 3 группы:
фантастические (несуществующие самим разработать);
эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов);
теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т.п. и др.).
Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).
Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).
Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.
Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т.е. база для решения данной проблемы.
* Учимся выдвигать гипотезы. “Ценность предположений, даже нелепых, провокационных в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений”.
“Гипотеза” - от греческого – “основание” - предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Как рождаются гипотезы?
1. Это проблема. А она откуда берется?
Сначала собираются и анализируются отдельные факты, источником их являются наблюдения, предшествующие эксперименты, размышления и многое другое. Затем все это позволяет увидеть что-то необычное, неожиданное. В результате – проблема, а для ее решения вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень. Для детских вполне могут быть такие: “почему светит солнце?”, “почему играют котята?”, “почему попугаи могут разговаривать?” Песня 100000 почему живут на белом свете, 100000 почему гуляют по планете). Эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотезы – основа процесса творческого мышления. В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться.
(Провокационная идея – они подают знак внеземным цивилизациям). Провокационные идеи помогают ставить различные реальные и мысленные эксперименты. Чтобы их вырабатывать, надо научиться задавать вопросы.
При каких условиях это применимо? Потренируемся вырабатывать у себя способность к гипотезам и провокационным идеям.
* Поиск и предложение возможных вариантов решения. Надо учить детей вникать в проблему – т.е. разрабатывать программу поиска. Во-первых, надо помочь найти пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего – сделать выбор (без эмоций), оценив каждый способ по эффективности. Однако важны не сами эти способы, а их использование. Поэтому стоит поощрять нестандартные, альтернативные способы. (А тема из эмпирической станет фантастической).
* Сбор материала. Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию. Какие источники для этого могут быть использованы. Для того, чтобы помочь школьнику выбрать нужный информационный источник, заготовим карточки с различными вариантами источников информации..
Но следует учесть, что лучше пользоваться своей информацией и наблюдениями, чем кем-то добытой ранее. Ценным источником информации нужно считать саму природу и ее проявления: прилет птиц, листопад таяние снега, погоду, поведение людей, живых. Любую информацию, пометки надо фиксировать и хранить.
* Обобщение полученных данных. Собирать материал весело и приятно. А вот обобщить – это задача потруднее. Как проанализировать полученное? Как обобщить материал. Выделить главное и исключить второстепенное. Эту задачу упростит решение о том, в каком виде будут предоставлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект. Это будет доклад, отчет, проект, небольшая книжка (рукописная или компьютерная) макет, рисунок, чертеж) – важно чтобы они были.
* Подготовка проекта. На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых результатов – это развитие творческих способностей ребенка, приобретение новых знаний, умений и навыков.
* Защита проекта. Изложение материала, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Критерии: актуальность, научная обоснованность, реализуемость, в современных условиях управляемость, востребованность
5. Некоторые рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе
1. Выбор темы лучше осуществлять в рамках наибольшего приближения к школьному курсу соответствующей учебной дисциплины. При этом учитывается, в каком классе учится данный школьник и сфера его интересов. Хорошими могут получиться работы, включающие межпредметные связи. Например: физика и биология (медицина), история и астрономия и т.п. В этих случаях легче найти так называемую новизну - обязательное требование к работам научно-исследовательского характера.
Иногда тему работы может предложить сам ученик. Тогда педагогу остаётся только решить для себя - согласен ли он стать научным руководителем данного исследования. Ведь, очень важная особенность выполнения любых высококачественных работ - это необходимость доучиваться вместе с учеником: обязательно зайти в область, ранее неизвестную, разобраться, провести эксперимент, прочитать дополнительную литературу и, наконец, высказать новые идеи. Хотя, ко- нечно, помимо объективно существующих в науке независимых исследований по одной и той же тематике, кто-то может пойти по пути банального плагиата (тогда перед жюри оказывается достаточно сложная и ответственная задача, откуда следует, что в качестве экспертов должны привлекаться очень компетентные люди).
Требование по приобретению новых знаний и самим педагогом, и его учениками является обязательным условием. Иначе откуда возьмётся новизна работы, если всё давным-давно известно и сотни раз проверено? Даже если у педагога уже намного раньше были какие-то задумки, всё равно теперь необходимо будет обновить сведения по избранной теме.
2. В случае выполнения работ по физике, химии, биологии и технике обязательным условием успешного достижения результатов является наличие постоянного рабочего места, изолированного от посторонних. Тогда установки и приборы, используемые в эксперименте можно расположить стационарно, иначе постоянная необходимость разбирать и собирать электрические цепи, различные установки и т. п., в конечном счёте, приводит к утрате интереса к проведению исследований в таких условиях. Точнее, здесь, наоборот, надо говорить об отсутствии условий для выполнения исследований.
3. Работать учащимся лучше парами, так как в этом случае у них всегда есть возможность обсудить возникающие проблемы, принять те или иные решения, а также проконтролировать степень готовности товарища в процессе подготовки к выступлению на конкурсе. Кстати, бывают случаи, когда ребята поддерживают разволновавшегося товарища, перехватывают инициативу, и для жюри внешне не за метен никакой сбой в выступлении участников.
Здесь же ещё можно порекомендовать отбор учащихся, удачно дополняющих друг друга, например: теоретик и практик, физик и химик, флегматик и сангвиник и т.п.
Наличие вакантного третьего места в группе (соавторами могут стать не более трёх человек) даёт возможность не только ввести в работу нового участника, полноценно заменяющего прежнего, если возникнет необходимость, но и не нарушать авторских прав вы бывшего школьника, указывая его в числе авторов работы.
4. В рабочей группе «учащиеся – педагог» обязательно должен присутствовать «генератор идей». Остальные ученики могут быть исполнителями, но, естественно не лишёнными самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. То есть, в творческую группу можно привлекать не только каких-то особенных (одарённых) детей, но и обычных учеников, проявляющих повышенный интерес и уже обладающих определённой суммой знаний и навыков, соответственно рассматриваемой теме. Такие ребята увлечены своим выбором и готовы значительную часть свободного времени посвятить любимому занятию. Для ребят, ещё чётко не выявивших своих приоритетов, профориентация может произойти в процессе знакомства с выбранной темой.
Следует отметить, что в данном виде деятельности в полной мере проявляется педагогика сотрудничества, так как руководитель здесь не довлеет над учеником, как некий непререкаемый авторитет, что обычно имеет место на уроке, а является таким же участником процесса познания. На примере педагога учащиеся видят, что человек должен всю жизнь пополнять багаж своих знаний и находиться в творческом поиске. А приобретение учениками умения вести творческий поиск - залог успеха в любых начинаниях и решениях всевозможных проблем, которые ещё встретятся ребятам в жизни.

6.Предлагаю темы исследовательских работ для учащихся увлеченных математикой.
Тема «Симметрия» (геометрия 8-9):
Симметрия в архитектуре и строительстве.
Симметрия бордюров.
Симметрия в химии.
Поворотная симметрия розеток.
Симметрия решеток.
Решетки и зоны Бриллюэна.
Винтовая симметрия в природе.
Симметрия и асимметрия в искусстве.
Литература.
Вейль Г. Симметрия. М., 1968.
Геккель Э. Красота форм в природе. СПб., 1902.
Гончаров А.Б. Решетки и зоны Бриллюэна \\ квант, 1984, №6.
Джаффе Г., Орчин М. Симметрия в химии. М., 1981.
Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики. М., 1985.
Левитин К. Геометрическая рапсодия. М., 1976.
Тарасов Л. В. Этот удивительно симметричный мир. М.. 1982.
Шубников А. В. Симметрия в науке и искусстве. М., 1972.
Тема «Золотое сечение» (алгебра-9):
Золотое сечение и числа Фибоначчи.
Золотое сечение в геометрической гармонизации архитектуры.
Золотое сечение и его «производные».
Золотые спирали в природе.
Молекулярные тайны жизни и золотое сечение.
Ритмы стихосложения и золотое сечение.
Золотое сечение в математическом анализе музыки.
Математические основы восприятия прекрасного.
Литература.
Васютинский Н.Н. Золотая пропорция. М., 1990.
Волошинов А. В. Математика и искусство. М., 1992.
Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936.
Пидоу Д. геометрия и искусство. М., 1979.
Хогарт В. Анализ красоты. М., 1958.
Энциклопедический словарь юного математика. М., 1989.
Тема «Логарифмы» (алгебра и начала анализа 10-11):
Спиральные кривые в математике.
Иррациональности и непрерывные дроби.
Геометрический анализ «Хроматической фантазии» И.С.Баха.
Логарифмическое исчисление музыкальных интервалов.
Математика колебаний звучащей струны.
Математика восприятия музыкальных созвучий.
Математические характеристики классической и современной музыки.
Математика и законы построения музыкальных форм.
Литература.
Анфилов Г. Физика и музыка. М., 1962.
Афонина С.И. Математика и красота. Ташкент, 1973.
Гиршвальд Л. Я. История открытия логарифмов. Харьков, 1952.
Зарипов Р.Х. кибернетика и музыка. М., 1963.
Шаймухаметова Л.Н. Математический анализ музыки. М., 1977.
Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М., 1972.
Тема «Правильные многогранники» (геометрия 10-11):
.Платоновы тела и гармония мира И.Кеплера.
Гипотеза об икосаэдро – додекаэдровом строении Земли.
Звездчатые многогранники (тела Кеплера-Пуансо).
Кристаллические решетки и правильные многогранники.
Правильные многогранники в природе.
Симметрия правильных многогранников.
Литература.
Винниджер . Модели многогранников. М., 1975.
Гросман С. Математика для биологов. М., 1983.
Кованцов Н.И. Математика и романтика. Киев, 1976.
Шафроновский И. Симметрия в природе. Л., 1988.
Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. М., 1981.