Конспект урока по русскому языку «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»

Конспект урока русского языка в 7 классе.
Автор: Зозуля Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 6 с. Вольного муниципального образования Успенский район
Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми; формировать практические умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, определять границы причастного оборота.
Работа по развитию речи: работа над орфоэпическими нормами.
Повторение: падежные окончания причастий, орфограмма в корне.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Орфографический диктант.
От нависших деревьев; вид увядающего сада; вдоль оживленной реки; рассказывать о разыгравшейся метели; строящиеся здания; наблюдать за скачущим всадником; в застывшем воздухе; присутствовавший на семинаре; отражающий свет; отражающегося света; ведущая в парк тропинка.
-Выделите окончания причастий.
-В каждом словосочетании выделите главное слово.
-Что называется главным словом?
Запись в тетрадях:
Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос).
Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос.
-Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их.
х
IV Распределить словосочетания по двум группам: «прич. + сущ.» и
х
«прич. + сущ.». В какой группе причастия имеют определяемые слова, а в какой – зависимые.
Работающий конвейер, работающий на ферме, качающаяся на ветру, качающаяся ветка, незамерзающее озеро, награжденный орденом, считающий на микрокалькуляторе, поседевший ветеран, побежденный неприятель, преодолевающий препятствия, участвующий в борьбе, наблюдаемое природное явление.
Делается вывод о роли причастия в словосочетании.
V Изучение нового материала.
На доске записаны предложения.
Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела нас к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце.
-Найдите причастия с зависимыми словами. Обозначьте их графически.
Вывод: причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, является одним членом предложения – определением.
VI.Наблюдение над языковым материалом п.12, стр.31.
VII. Закрепление темы. Тренировочные упражнения.
1.Прочитайте предложения, найдите причастные обороты и определяемые слова. Измените место причастного оборота: поставьте его после определяемого слова. Подумайте, изменится ли пунктуация, и запишите предложения, обозначая графически причастные обороты.
1).Замерзшие за ночь цветы постепенно ожили. 2). Гонимый сильным ветром дождь лил как из ведра. 3) Свисавшие с крыш толстые сосульки оттаивали на солнце.
2.Подберите к одиночным причастиям в предложениях зависимые слова. Запишите получившиеся предложения, выделяя графически причастные обороты. (Данное упражнение направлено на формирование умения конструировать причастный оборот, что способствует выработке навыка определения границ причастного оборота в предложении и в конечном счете пунктуационного навыка).
1) Размытая земля налипала комьями. 2) Мы жили в тихой, затерявшейся деревушке.3)Из открытого окна слышалась музыка.
Слова для справок. Сильными ливнями; настежь; среди глухой тайги.
3.Выполните упражнение 69 (самостоятельно) с последующей проверкой.
VIII. Подведение итогов урока.
-Какую новую информацию вы узнали о причастии?
Домашнее задание: выполнить упражнение71, выучить правило п.12.
15