Конспект урока русского языка по теме Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми


Урок русского языка по теме "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми". 7-й класс
Погонялина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы
Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Тип урока: урок-исследование нового материала.
Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:
Образовательные:
дать понятие о причастном обороте;
формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
рассмотреть условия обособления причастного оборота;
показать роль причастного оборота в речи.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать,      делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно;
развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
способствовать воспитанию культуры общения;
продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку.
формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки для индив. работы, раздаточный материал (алгоритм), таблица.Структура урока:
Мобилизующий этап.
Этап формулирования темы урока и целей урока.
Актуализация знаний по теме. 
Объяснение нового материала.
Закрепление материала.
Информация  о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Итоги урока, рефлексия.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
Устный и письменный.
Фронтальный, индивидуальный, групповой
Итоговый самоконтроль по теме.
Ход урока
I. Орг. момент. (1 слайд)
– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы все готовы к уроку, молодцы!
II. Мобилизующий этап.
– Представим, что сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие» И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.
– Откройте наши дневники-исследования (тетради) и запишите число.
– Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!
– Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом.  Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.
(2 слайд) Запишем тему нашего урока: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
III. Этап формулирования темы урока и целей урока.
Учитель: Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:
(3 слайд)
Осмыслить
Усвоить
Научиться
Ученики:
Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.
Усвоить, как выделяется на письме  причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).   
IV. Актуализация знаний по теме 
Фронтальный опрос:
– Что такое причастие? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию)
– В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?
(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).
– Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)
– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который).
– Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)
– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).
– Как склоняются причастия?  Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).
– А как? Поясните.
Трое учащихся работают по инд. карточкам (разноуровневые).
V. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы.
Учитель:
от движущейся колонны                      отразившаяся в озере
к отворившейся калитке                      собирающиеся в стаи(4 слайд)
– А сейчас мы с вами начинаем исследование. Посмотрите на данные словосочетания. Найдите и выделите в них главное слово. Сравните словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать? (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
(5 слайд) – Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть определяемым, иметь при себе зависимые слова.
(6 слайд) – Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.
(7 слайд) – Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?
– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).
(8 слайд) Распределительный диктант.
– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:  
X   X
а) прич. +сущ., б) прич. + сущ.
– Какие из них можем назвать причастным оборотом?
Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.(9 слайд) – Проверьте себя!
 (10 слайд) – Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.
За полем расположена усадьба, заросшая цветами.
Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.
За полем расположена заросшая цветами усадьба.
– Найдите причастные обороты
– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия).
– Обозначим это графически.
– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).
– Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).
– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.
– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).
– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).
– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.         
– Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.33), прочитайте правило.
Подведем итог:
– Что такое причастный оборот?
– Что такое определяемое слово?
– Каким членом предложения является причастный оборот?
(11 слайд) Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. (знакомит с алгоритмом). Раздает памятки.
(12 слайд)  
VI. Физпауза. (13 слайд)
– Хорошие у нас сегодня исследователи. Много новых открытий сделали они. Это было совсем не просто, притомились ребята. А ЗОЖ предполагает полноценный отдых. Давайте немножко отдохнем, восстановим силы. Зарядка для глаз.
VII. Закрепление изученного материала (14 слайд)
1. Групповая дифференцированная работа. (Класс делится на группы по способу мышления и уровню обученности)
1 группа (репродуктивный уровень) упр.73 (первые два предложения)
2 группа (логическое мышление более развито)
Составить из данных слов предложения с причастными оборотами, записать их, правильно расставляя знаки препинания. Во втором предложении поменяйте местами определяемое слово и причастный оборот. Сделайте вывод. (см. Приложение 3)
3 группа (с творческими способностями)
Редактирование предложений с грамматическими ошибками, допущенными при употреблении причастного оборота.(см. учебник, упр. №75 «Росшие незабудки…»-первые два предложения)
Контроль выполнения.
1, 2 группа делает вывод о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
3 группа делает вывод о месте определяемого слова по отношению к причастному обороту и способах устранения грамматических ошибок.
(15 слайд) 2. Работа с текстом. (коллективная и в парах). Это задание дополнительное, если позволит время, если времени не хватит этот вид работы можно провести на следующем уроке.
– Прочитайте предложенный текст.
Родина – это все…  Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим (К.Г.Паустовский).
– Автор этого текста – Константин Георгиевич Паустовский, человек, горячо любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.
– Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? К какому типу и стилю речи его можно отнести? (рассуждение, публицистический)
– Как называют человека, любящего свою родину?
(16 слайд) 3. Работа со словарем иностранных слов.
Патриот – греч. «патри» – родина, Отечество.
Человек, горячо любящий родину.
Человек, преданный какому – либо делу.
Подберем однокоренные слова к этому слову.
Патриотизм
Патриотический
– Ребята, а вы можете назвать себя патриотами?
Синтаксический разбор предложения: Патриот – это человек, горячо любящий родину. (учение у доски)
Задание по тексту. (работа в парах)
– Выпишите из текста причастные обороты с определяемыми словами (побережий, наглаженных прибоями; деревень, смотрящих в заречную даль; паровозов, мчащихся к великим её городам; рудникам, создающим неслыханные богатства.)
– Объясните знаки препинания при причастных оборотах.
– Поменяйте причастный оборот и определяемое слово (первые два примера)
– Что произойдет?
– А сейчас попробуйте заменить причастные обороты  глаголом с союзным словом который. Подобное задание есть в вариантах ЕГЭ – А6.
– Как изменился текст? Как вы думаете, какая роль причастных оборотов в тексте? (причастные обороты позволяют сделать речь яркой, образной, выразительной).
– Употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи,  в устной речи мы их практически не используем.
Многие писатели и поэты в своих произведениях используют причастные обороты, чтобы высказывание, строка получились более яркими, живыми, они выражают мысль точно и кратко.
(17 слайд)  VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Сегодняшнее исследование успешно завершено!
– Какие открытия были совершены?
– Определим, какие цели урока уже реализованы.
Ученики:
Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);
Усвоили, как выделяется на письме  причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
(18 слайд)
Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Запишите на полях букву.)
(19 слайд)
IX. Домашнее задание
Домашнее задание дается на выбор ученика.
Обязательное задание: П.12.
На выбор:
1) Тот, кто записал букву «А» – упр. 74 или сочинение-миниатюра «Моя малая родина» с использованием причастных оборотов.
2)  «Б» – выписать из произведений художественной литературы выписать предложения с причастными оборотами, графически выделяя их (5-6 предложений)
3) «В» – упр.69
4) Объяснить значение слов с помощью причастных оборотов: (археолог, спелеолог, палеонтолог, ихтиолог, кинолог)-индивидуально 1 учащийся.
X. Выставление отметок за урок.