Конспект урока по биологии Дыхание растений, грибов, бактерий (6 класс учебник Сухоруова)


Урок на тему: «Дыхание растений, грибов, бактерий»
6 класс
Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»
Цель: продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений
Регулятивные УУД:
-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
-учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
-развивать внимание учащихся;
- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
- учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
Работать над формированием логических умений:
- анализ синтеза;
- сравнение;
- обобщения и классификации;
- доказательства;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», тетрадь-тренажер, таблицы «Строение побега», «Строение почки и развитие побега», комнатные растения.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Актуализация опорных знаний – 6 мин.
Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.
Построение проекта – 6 мин.
Реализация проекта – 8 мин.
Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.
Рефлексия- 3 мин.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Приветствие учителя.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
II. Актуализация опорных знаний СЛАЙД 1,2

А
А
А
В
В







III Выявление места и причины затруднения
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.
У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
- узнать, что такое дыхание
- что нужно для дыхания
- что образуется в процессе дыхания
- что вызвало гибель мышонка.
-Итак, какая тема нашего урока? Дыхание растений, грибов и бактерий СЛАЙД 3
Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?
- А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?
Достижение цели

Эксперимент
Спросить у взрослого
Подумать самому
  Собрать нужный материал

(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)
- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы)
- Третью графу заполнить в конце урока.


СЛАЙД 4
Знаю
Хочу знать
Узнал

Дыхание – это свойство всех живых организмов
 Как дышат растения


При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ
Зачем нужен кислород



IV Построение проекта
-Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?
- А давайте, наметим план действий.
План урока
Что такое дыхание
Дыхание растений
Дыхание бактерий
Дыхание грибов

V Реализация проекта
Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом)
Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в рабочий лист
Дыхание –это процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ с выделением энергии.
-Как схематично можно записать процесс дыхание?
Органические вещества + кислород => вода +СО2 + энергия
Итак, подведем итоги.
- Что такое дыхание?
- Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост, развитие, размножение организма)
2.Дыхание растений
-Как же дышат растения?
- А все ли органы растения дышат? (анализ стр.106 учебника) Ответы учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель)
- Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41 СЛАЙД 5














ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
СЛАЙД 6
-Переходим к третьему вопросу нашего плана. Дыхание бактерий
- Как же происходит дыхание у бактерий?
- На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?
Аэробные- это бактерии, которые потребляют кислород для разложения органических веществ до углекислого газ и воды.
Анаэробные- это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают энергию в результате брожения.
Запись в рабочий лист.
-Переходим к третьему вопросу. Дыхание грибов.
- Как дышат грибы?
Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А дрожжи, могут жить в безкислородной среде.
(запись в рабочих листах)
СЛАЙД 7
VI. Включение в систему знаний и повторение
Зачем нужен кислород живым организмам?
В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза?
Какой процесс называют брожением?
Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для жизни?
Проверка усвоения первичных знаний.











СЛАЙД 8
VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни

СЛАЙД 10
VIII. Домашнее задание параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26 №15, 16; с.29 №7

Выставление отметок за урок.



Проверка домашнего задания:

1.К автотрофным бактериям относят:
А. цианобактерии Б. клубеньковых бактерий В. фитофтору Г. дрожжи
2. В природе большинство бактерий выполняют роль:
А. разрушителей Б. производителей В. поглотителей Г. потребителей
3. Бактерии важны, т.к. участвуют в:
А. круговороте веществ в природе Б. в круговороте воды в природе В. процессе питания грибов Г. процессе питания хищных животных
4. Клубеньковые бактерии-это пример:
А. паразитизма Б. хищничества В. взаимовыгодных отношений Г. конкуренции
5.Грибы в процессе питания:
А. создают сложные органические вещества, которые потом расщепляются до более простых Б. поглощают сложные органические вещества, которые потом с помощью ферментов расщепляются до более простых В. выделяют наружу ферменты, расщепляющие сложные органические вещества на более простые, которые потом поступают в грибную клетку
Г. получают простые органические вещества в готовом виде от организма-хозяина




МОЯ ОТМЕТКА

Задание: пользуясь параграфом 41, заполните таблицу
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Характеристика процесса
Фотосинтез
Дыхание

В каких клетках происходит

В клетках содержащих хлоропласты
Во всех клетках растений

Какой газ поглощается

СО2
О2

Какой газ выделяется

О2
СО2

Для протекания процесса световая энергия
нужна
Не обязательна

Энергия

накапливается
выделяется




В процессе дыхания растений кислорода поглощается:
А) больше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;
Б) меньше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;
В) такой же объем, что и выделяется в процессе фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером
2. Процесс расщепления органических веществ до углекислого газа и воды, называется
А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением
3. С помощью каких органов растений происходит дыхание?
А) устьиц Б) листьев В) всех органов



15