Технологическая карта урока по ИЗО Основы композиции в конструктивных искусствах


Технологическая карта 1,2-го уроков по изобразительному искусству
раздел «Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» 7 класс
Тема Основы композиции в конструктивных искусствах.
Цели Метапредметная: развитие умения установления причинно-следственных связей при создании композиции, состоящей из прямоугольников и умение аргументировать свой выбор;
Предметная: формирование умения узнавать и создавать, согласно поставленной учебной задачи, симметричную и ассиметричную композиции, фронтальную и глубинную, закрытую и открытую, сгущенную и разреженную.
Личностная: формирование мотивации у обучающихся выразить свое эмоциональное состояние через композиционное решение.
Количество часов 2 урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Формируемые УУД
Организационный момент 1.Приветсвует обучающихся и проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Регулятивные: самоконтроль и готовность к уроку
Актуализация знаний 2.Предлагает набор слов и пустую схему, которую необходимо заполнить этими словами.
Приложение I. Заполняют схему, предложенными словами, вспоминая изученный материал прошлого года или используя текст учебника. Регулятивные: контроль правильности выполнения задания; корректируют схему в случае расхождения с идеалом.
Познавательные: осуществляют логический анализ взаимосвязи предложенных терминов;
сравнивают предложенные схему и слова;
структурируют знания.
3.Предлагает дать определения последним словам схемы – архитектуре и дизайну; найти эти определения в учебнике и сравнить их с собственными. Самостоятельно пытаются сформулировать определения терминам: архитектура и дизайн. Находят определения в тексте учебника. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта;доказывают и аргументируют свою точку зрения при сравнительном анализе.
Регулятивные: коррекция собственной формулировки определения терминам - архитектура и дизайн при сравнении с предложенной формулировкой в учебнике.
Коммуникативные: формирование умения точно выражать свою мысль.
Ситуация вызова. Постановка учебной задачи. 4.Демонстрирует композицию из прямоугольников и предлагает обучающимся предположить, что это может быть.
Приложение II. Рис.1 Выдвигают предположения о том, что может означать данная композиция.
Дают определение понятию – композиция и гармония. Познавательные: выдвижение гипотезы и её обоснование; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске вариантов предположений, гипотез.
Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Решение первой УЗ: дать определение понятию композиция и гармония в композиции. 5. Демонстрирует правильный ответ
и задает вопросы
- кто является автором данной композиции?
- что такое композиция?
Приложение II. Рис.2
6. Демонстрирует три варианта композиции, состоящей из черного прямоугольника на белом фоне и спрашивает о том, какая наиболее гармоничная и почему.
Приложение III. Самостоятельно пытаются дать определение понятию композиция и её значение в архитектуре и дизайне.
Определяют какая из предложенных композиций наиболее гармоничная и почему. Ответ записывают в тетрадь.
Ситуация вызова. Постановка учебной задачи. 7. Демонстрирует две композиции и предлагает найти главную их отличительную черту.
Приложение IV. Пытаются совместно найти отличительные черты двух композиционных решений. Познавательные: анализ, сравнение, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске вариантов предположений, гипотез.
Решение второй УЗ: разобраться в плюсах и минусах симметричной и ассиметричной композиций 8. Предлагает выявить плюсы и минусы симметричной и ассиметричной композиций при эмоциональном восприятии (какие чувства, мысли, ощущения возникают).
9. Предлагает найти ответ в тексте учебника. Пытаются самостоятельно найти положительные и отрицательные стороны симметричной и ассиметричной композиций для эмоционального восприятия.
Работают с текстом. Ситуация вызова. Постановка учебной задачи. 10. Демонстрирует две композиции и предлагает найти главную их отличительную черту.
Приложение V. Пытаются найти отличительные черты двух композиционных решений. Познавательные: структурирование знаний
Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; выдвижение гипотез и их обоснование по итогам полученной информации, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске вариантов предположений, гипотез.
Решение третьей УЗ: Движение и статика. Фронтальная и глубинная композиции. Закрытая и открытая композиции. 11. Предлагает ответить на следующие вопросы, используя текст в учебнике:
- как называются эти две композиции?
- почему нельзя использовать одновременно фронтальную и глубинную композиции?
- как избежать монотонности композиции?
- как композицию сделать разноплановой?
- какая композиция дает ощущение замкнутости, открытости?
12. Демонстрирует разные виды композиций и предлагает найти ошибки.
Приложение VI. Отвечают на поставленные вопросы, используя текст в учебнике. Ответы оформляют в тетради.
Рассматривают композиции из прямоугольников и совместно находят ошибки в них. Ситуация вызова. Постановка учебной задачи. 13. Демонстрирует композицию и задает вопрос:
- что может быть общего между данной композицией и музыкой?
Приложение VII. Пытаются совместными усилиями найти ответы на проблемные вопросы.
Сравнивают два определения понятию ритм, собственное и из учебника Познавательные: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Решение четвертой УЗ: Ритм. Сгущенность и разреженность 14. Предлагает самостоятельно дать определение понятию ритм, затем найти это определение в тексте учебника и сравнить их. Применение, полученных знаний на практике. 15. Предлагает проанализировать произведения абстрактной живописи, используя полученные знания.
Приложение VIII
16. Дает задание: изобразить композицию под названием полет, используя пять прямоугольников. Анализируют композиционное решение произведений супрематизма К.Малевича, используя следующие критерии:
- симметричная или ассиметричная;
- фронтальная или глубинная (открытая или закрытая);
- характер ритма: сгущенная или разреженная. Познавательные: структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Рефлексия Организовывает выставку детских работ и задает вопросы:
- какая из работ лучше всех отражает ощущение полета и почему?
- где можно применить эту композицию в жизни и почему? Делают выбор и аргументируют его. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Приложение I Заполните схему справа словами, предложенными слева
9525019685ВИДЫ ИСКУССТВА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ
АРХИТЕКТУРА
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫЕ
КОНСТРУКТИВНЫЕ
ДИЗАЙН
ВИДЫ ИСКУССТВА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ
АРХИТЕКТУРА
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫЕ
КОНСТРУКТИВНЫЕ
ДИЗАЙН
298132519685-
-
-
-


Приложение II
284672103026

491680510477500
250644025994400346254315573200
Рис. 1Рис. 2

24955529908500Приложение III Поиск композиционной гармонии масс черного и белого
Приложение IV Симметричная и ассиметричная композиции
44857317778700

Приложение V Фронтальная и глубинная композиции. Статика и динамика.
12077016341100

Приложение VI Композиционные ошибки
453707578105004140207810500
Приложение VII Разреженность и сгущенность в композиции
203583468300
482216620703400Приложение VIII «Композиция 2», «Супрематизм с восьмью прямоугольниками» Казимир Малевич (супрематизм, 1915г.)
0-49200