Сценарий классного часа «Чай приятен, вкусен, крепок, ароматен» (7 rkfcc)


Сценарий классного часа «Чай приятен, вкусен, крепок, ароматен»
Цели: сплочение коллектива, знакомство с целебными свойствами чая.
Оборудование: класс празднично украшен плакатами, шарами; оформлена выставка разных производителей чая; стол, накрытый самоваром и сладостями.
В начале классного часа проводится игра «Умная» рука.
Разложите на столе от 6 до 10 различных предметов чайной посуды (можно использовать пластиковые игрушечные чайные наборы). Играющие в течение 20—30 секунд стараются запомнить, где и как они лежат. Завяжите одному из игроков глаза, назовите два каких-либо предмета и попросите поменять их местами, запомнив, как они после этого расположились. При этом руку надо безошибочно класть только на те предметы, которые были названы.
Если игроку удалось справиться с заданием, назовите еще два предмета и т. д.
При первой же ошибке право перекладывать переходит к другому игроку. По количеству набранных очков выявляется победитель.
«ЧАШКИ-ЛОЖКИ»
В этой игре соревнуются двое. Получив по ложке, игроки встают возле стульев. На расстоянии 2 метров перед каждым из них поставлен второй стул, на нем лежат 5 шашек.
По сигналу участники должны подбежать ко второму стулу, взять одной рукой ложкой одну шашку (вторая рука за спиной), отнести ее на первый стул и т. д.
Побеждает тот, кто выполнит это задание быстрее.
Игру можно провести как эстафету для двух команд.
Ведущая. Посмотрите, какой красивый сегодня зал: на стенах плакаты с высказываниями ученых, поэтов, путешественников о целебных свойствах чая.
На столе вы видите выставку чая, выпускаемого у нас и привезенного отовсюду. Это говорит о значении в нашей жизни чая.
И сегодня наш праздник мы посвятим чаю.
Рассказывает о чае.
Ведущая. Чай приятен, вкусен, крепок, ароматен. Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, самый известный и распространенный — чай. Его пьют всюду. Чай обладает целебными свойствами, помогает исцелиться от многих болезней.
Чай — прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим так же, как хлеб.
1-й ученик. Чай горячий, ароматный.
2-й ученик. И на вкус весьма приятный.
3-й ученик. От недуга исцеляет.
4-й ученик. И усталость прогоняет.
5-й ученик. Силы новые дает.
6-й ученик. И друзей за стол зовет.
Все ученики. С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!
Ведущая. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит пощипать их овцам листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи.
Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они посушили их, заварили в кипятке, как делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, и ощутили мгновенный прилив свежих сил».
1-й родитель. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен.
1-й ученик. В давние времена чай в Китае ценился очень высоко.
2-й ученик. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги.
3-й ученик. Во дворце этот ароматный напиток пили в торжественные дни.
4-й ученик. Поэты воспевали чай в стихах.
5-й ученик. Выращивание и изготовление чая в Китае было секретом.
2-й родитель. Китайские купцы продавали чай в другие страны. Так чай попал в Японию, потом в Корею, Индию и другие страны.
В 1679 году Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. Его везли на верблюдах, телегах, санях. Около года караван добирался до Москвы.
В России чай стали выращивать сначала в Крыму, а затем в Грузии.
Так чай распространялся по нашей стране, но был очень дорогим, поэтому его пили в особых случаях. Для бедных людей чай был недоступен.
Родители исполняют частушки.
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
 
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
 
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
 
Гости с барином плевались,
Сам он ажно заревел.
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
 
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить.
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
Ведущая. В России были и противники чая, они отвергали его, приписывали чаю вредные свойства. Но вскоре были обнаружены истинные достоинства чая. Стали открываться специальные магазины.
В России изобрели самовар, сверху ставили заварочный чайник. Россияне гордились этим сувениром.
Дети исполняют частушки.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Легким солнечным пожаром
У него горят бока.
 
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец-самовар!
 
Самовар пыхтит, искрится —
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
 
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Ученик. Родился добрый обычай — всей семьей собраться за столом, на котором стоит кипящий самовар. За чаем обсуждали новости, решали семейные проблемы. Чай согревает, располагает к непринужденности.
1-й ученик.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится —
Чаем можете лечиться.
2-й ученик.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
3-й ученик.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг...
Все ученики. Чай здоровью — лучший друг!
Ведущая. В народе существует много пословиц и поговорок о чае. Давайте вспомним их. Я начну, а вы закончите.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЧАЕ
✓ На что спрос ... (mo и в цене).
✓ Чай пить ... (не дрова рубить).
✓ Чайком ... (побаловаться).
✓ С чая лиха ... (не бывает).
Ведущая. Действительно, ученые установили, что в чае содержатся полезные биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую работоспособность.
Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам.
Чай особенно хорошо утоляет жажду и восстанавливает силы.
Далее ведущая предлагает детям поиграть (игры — по выбору организаторов).
Ведущая. Чайный куст — вечнозеленое растение высотой около метра. Он требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: вскапывают землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают и поливают кусты.
Но основная работа — сбор листьев. Она длится семь месяцев, с апреля по октябрь. С чайных кустов срывают верхние молодые побеги с 2—3 листочками.
Особенно тяжелой была работа у сборщиков чая в прошлом. Сейчас на помощь чаеводам пришла техника. Сорванные зеленые листочки чая отправляют на фабрику первичной переработки. Там почти все делают машины, люди управляют ими, следят, чтобы чай не потерял своих ценных качеств. Затем готовый чай перевозят на другую фабрику для расфасовки. Там его фасуют в упаковки и отправляют в магазины. А из магазина чай приходит к нам в дом.
Родитель. Чтобы получить от чая истинное удовольствие и пользу, его нужно правильно хранить, готовить — заваривать и пить.
А сейчас мы проверим, знаете ли вы правила хранения, заваривания и употребления чая. На каждое утверждение отвечайте «верно» или «неверно ».
✓ Существуют несколько видов чая: черный, зеленый, желтый, красный и белый. (Верно)
1-й ученик. При длительном хранении чай теряет аромат. (Верно)
2-й ученик. Чай нужно хранить в пластиковой посуде. (Неверно)
3-й ученик. Чай нужно заваривать водой, ее температура — не более 60°С. (Неверно)
4-й ученик. Заварочный чайник нужно согреть или ополоснуть кипятком. (Верно)
5-й ученик. В чайник нужно насыпать сухую заварку. (Верно)
6-й ученик. Чайник необходимо залить кипятком и прикрыть полотенцем, чтобы вместе с паром не улетучились ароматические вещества. (Верно)
7-й ученик. Чайную заварку можно употреблять в течение нескольких дней, добавляя кипяток. (Неверно)
8-й ученик. Затем разлить по чашкам и долить. (Неверно)
9-й ученик. Чай пьют маленькими глотками. Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попала в пищевод и желудок. (Верно)
Дети и родители исполняют частушки.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки.
 
В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки —
Кто-то письма пишет вам.
 
Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пенится.
Погляди-ка на себя —
Ну и отраженьице!
 
Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.
Ученик.
Всех к столу мы приглашаем,
Сладким чаем угощаем!
Ведущая. Спасибо вам, ребята, спасибо вам, уважаемые родители. Сегодня мы узнали много интересного о чае: как его выращивают, откуда к нам чай пришел, как и где его обрабатывают, как правильно его хранят и заваривают. А главное -— узнали о его целебных свойствах. Приятного вам чаепития!