СТАТЬЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ»


ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ»
(Соловей Е.А.)
ИКТ-компетентность. Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога - это:
- один из основных показателей профессионализма;
- ключевая компетентность для решения современных задач образования;
- новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
- использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе
(с использованием) уже имеющейся.
Учитель-предметник - использует ИКТ в качестве подсобного инструмента в своей педагогической деятельности, но его компетентность в области ИКТ не позволяет ему (пока-что) быть наставником (тьютором) для других учителей в этой области.
Учитель-тьютор - владеет ИК-технологиями не только в большем объеме, чем учитель-предметник, но и применяет их более гибко и разносторонне.
Только компетентный учитель в области информационно - коммуникационной технологии - сможет по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Такой учитель сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ - грамотности учащихся, освоения ими знаний и способности производить новые знания. Следует различать два понятия:
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность - это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их функциях и возможностях; это умение "нажимать на нужные кнопки" и знать о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции:
1. Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике.
2. Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств: ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе.
3. Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы.
4. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий. Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности:
* приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
* приёмами работы с электронной почтой;
* приёмами работы со средствами сетевого общения (форумами и чатами).
Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.  Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России. На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью.  Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога это: один из основных показателей профессионализма.
Ключевая компетентность для решения современных задач образования - новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.  Требования к педагогу  Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу необходимо:
- умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами;
- умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением;
- применять на практике современные образовательные технологии.
Педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, а современный учитель должен уметь разговаривать с учеником на понятном ему языке. ИКТ- это знание информационных технологий и умение ими пользоваться. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.  Компетентностный подход  Компетентностный подход - один из тех подходов, которые противопоставлены трансляции готового знания, один из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Что такое «компетенция»  Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. ИКТ - компетентность  ИКТ-компетентность - это способность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.  ИКТ – компетентность педагога  Для того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: трансформирование (преобразование) педагогической деятельности ; пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, систематическое самообразование; обмен педагогическим опытом; создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ; обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов; формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, тип мышления).  Преимущества ИКТ-технологий  Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках:
активизирует познавательную деятельность учащихся;
повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету;
экономит время на объяснение материала;
позволяет выйти за рамки школьных учебников,
дополнить и углубить их содержание;
позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;
даёт возможность увеличить накопляемость оценок;
создаёт комфортность на уроках. Познавательная деятельность  Активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт:
высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию;
подбора интересного материала;
более высокого темпа работы учащихся.  Повышение мотивации к предмету  Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие: посильности заданий для каждого учащегося; возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения; внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания; одновременного слухового и зрительного восприятия материала; привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями.  Экономия учебного времени  Экономия времени на объяснение материала достигается путём:
повышения уровня структуризации урока (от общего к частному;
от причины к следствию;
от простого к сложному;
от известного к неизвестному;
от интересного к ещё более интересному;
увеличения темпа работы;
повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем);
активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.  Накопляемость оценок  Увеличение накопляемости оценок по предмету происходит благодаря:- посильной работе всех учащихся на уроке;
- применению учащимися ИКТ в домашней работе;
- выполнению учащимися творческих заданий;
- самостоятельной инициативе учащихся по подготовке докладов, сообщений, иллюстраций и др.  Комфортность на уроках  Комфортность на уроках увеличивается из-за:
- учёта возрастных особенностей учащихся;
- создания творческой атмосферы;
- создания ситуаций успеха;
- использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.)
- использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся;
- привлечения эмоционального отношения учащихся к содержанию урока;
- установления связей урока с уроками по другим предметам.  Психологический фактор  Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.  Диагностика знаний  Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении:
- контрольно-обобщающих уроков,
- фронтальных опросов,
- поурочных опросов,
-программированных опросов. 

Информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы:
содержание образования и воспитания,
деятельность педагогических и вспомогательных кадров,
решение финансово-хозяйственных вопросов,
определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом.
Это связано с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации.
В силу этого обстоятельства, необходимо организовать единое информационное пространство образовательного учреждения, то есть среду, в которой он будет протекать.

Единое информационное пространство образовательного учреждения - система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.
Цели создания
единого информационного пространства:
организация доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;
интеграция внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.
ЕОИП (единое образовательно-информационное пространство) образовательного учреждения
это система, которая:
включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;
предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Информационная инфраструктура, объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечивающая их единообразное использование включает в себя:
программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);
программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);
программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);
информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт).