Статья Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство


Степченко И., преподаватель специальных дисциплин
КГКП «Костанайский колледж бытсервиса»
г. КостанайПроблемы внедрения
информационно-коммуникационных технологий
в образовательное пространство
Инновационный опыт педагогов разных стран за последнее десятилетие, проанализированный международным сообществом ученых-педагогов, позволил выявить общие проблемы, механизмы и закономерности развития процессов интеграции ИКТ в систему образования, что требует пристального внимания и учета в работе всего педагогического сообщества для построения цифрового моста от традиционной педагогики в цифровую педагогику XXI века, открывающую новую эру открытого образования для всех. Бадарч ДендевИсполняющий обязанности директора
ИИТО ЮНЕСКО
Қажетті сөздер: информациялық-коммуникациялық технология, ақпараттық технологиялар, тәлім-тәрбиенің, ақпараттық технологияның мүмкіндігінің жаңа технологиялары, педагогикалық бағдарламалық ақы-пұлдар.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационные технологии, новые технологии обучения, возможности информационных технологий, педагогические программные средства.
Key words: information and communication technologies, information technology, new technologies of education, the capabilities of information technology, pedagogical software tools.
Аңдатпа
Бұл мақала информациалық – коммуникациялық технологияларға және олардың әдістемелік мүмкін – діктеріне арналған, сонымен бірге оның шешетін жолдарына қоса білім беру алаңына еңгізу мәсілеріне
Аннотация
Данная статья посвящена информационно-коммуникационным технологиям их методических возможностях, проблемам внедрения в образовательное пространство и путях их решения.
Summary
This article focuses on information and communication technologies for their methodological possibilities, problems in the implementation of educational space and ways of solving them.
На современном этапе развития общества, одним из основных принципов создания новой модели образования в Республике Казахстан, является переход от принципа «образования на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». А это в свою очередь невозможно без внедрения и широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании [2].
В связи с этим, система образования должна строиться на основе следующих взаимосвязанных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, умения осмыслить и применить полученную информацию [3].
Информационные технологии предоставляют большие методические возможности, к числу которых относятся:
визуализация знаний;
индивидуализация, дифференциация обучения;
возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации);
моделирование объектов, процессов и явлений;
создание и использование информационных баз данных;
доступ к большому объему информации, за счет использования средств мультимедиа;
формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками;
осуществление самоконтроля;
осуществление тренировки и самоподготовки;
усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа);
формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации;
развитие наглядно-образного мышления;
формирование культуры учебной деятельности;
формирование информационной культуры;
высвобождение учебного времени.
Информационные технологии обучения предполагают использование наряду с компьютерной техникой специализированных программных средств. В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств. Так, по методическому назначению педагогические программные средства делятся на следующие группы:
компьютерные учебники (уроки);
программы-тренажеры (репетиторы);
контролирующие (тестовые оболочки);
информационно-справочные (энциклопедии);
имитационные;
моделирующие;
демонстрационные (слайды или видеофильмы);
учебно-игровые;
досуговые (компьютерные игры: стратегии, ролевые, логические, спортивные и др.) [4].
Внедрение информационных технологий является одним из направлений совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов [6].
Внедрение ИКТ в процесс обучения ставит перед образованием ряд проблем:
необходимость использования большого количества технических, программных средств, что значительно увеличивает стоимость организации обучения;
подготовка дополнительных организационно-методических пособий, учебников и учебных пособий;
регулирование длительности занятий с использованием компьютеров;
замена обычных досок — интерактивными;
создание электронной наглядности;
проведение компьютерного контроля знаний.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения на 20–30%. При этом немаловажным является вопрос длительности занятий с использованием компьютерной техники. Согласно постановления Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1430, непрерывная длительность занятий непосредственно с ВТ, ПК для учащихся 10–11 классов –– 30 минут. В период производственной практики для учащихся старше 16 лет, непосредственное время работы на ВТ, ПК не более трех часов, для учащихся моложе 16 лет –– не более двух часов [1], на практике выполняется не всегда, что увеличивает зрительную нагрузку, которая офтальмологами рассматривается как фактор риска ухудшения зрения у обучающихся.
Еще одно техническое средство стало активно внедряться в образовательный процесс, это интерактивная доска. Однако у такого типа досок есть существенный недостаток — их гладкая поверхность бликует, что ухудшает условия рассматривания размещаемой на ней информации.
Внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения  идет без должного обоснования мер безопасности, для здоровья пользователей, поскольку ни в СНиП РК 3.02-25-2004 Общеобразовательные учреждения, ни в «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов (компьютеры и видеотерминалы), оказывающих воздействие на человека» не предусмотрены требования к эксплуатации интерактивных досок, хотя при их эксплуатации важное значение имеет не только технические характеристики, но и ее функциональное назначение. Если для работы интерактивной доски используется проектор, его размещение должно быть таким, чтобы исключить попадание луча проектора в глаза работающему у доски человеку. Яркость проектора должна обеспечивать высокую четкость изображения, поскольку полное затемнение учебного помещения невозможно. Следует предусмотреть, чтобы тень от работающего не попадала на доску. Не менее важен  и низкий уровень шума, производимого вентилятором проектора, а так же изменения температуры и влажности воздуха. Учитывая, что светящийся экран, кроме того, является еще и источником электромагнитных излучений, необходимо проводить замеры уровней электромагнитного поля непосредственно на рабочем месте у доски [2].
Применение современных компьютерных технологий и мультимедийных средств дает возможность реализовывать различные дидактические средства, к ним можно отнести — флипчарты. Они обладают рядом свойств: интерактивность — взаимодействие участников педагогического процесса с информационными объектами на флипчарте, мультимедийность — заключается в возможности размещать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию на страницы флипчарта и интерактивно с ней взаимодействовать, аттрактивность — это свойство флипчарта привлекать, притягивать к себе внимание, вызывать интерес.
Педагоги, использующие в своей практике электронную наглядность, должны обладать представлениями об эргономических требованиях к оформлению экранной информации (размер и гарнитура шрифта, цветовые решения, сочетание шрифта и фона и др.). Сегодня  такие сведения практически отсутствуют [5].
Информационные технологии обучения предполагают использование наряду с компьютерной техникой специализированных программных средств. Проблема лицензионного программного обеспечения — это важная проблема современного образования. В учебных заведениях существует недостаток не только учебных программных средств (учебники, программы-тренажеры, контролирующие программы, информационно-справочные материалы), но и системных программ [6].
Значительную роль при организации обучения на основе любой образовательной технологии имеет контроль полученного уровня знаний и практических умений. В процессе обучения процедура контроля выполняет не только функцию констатации факта знает-не знает, но, в первую очередь, функцию управления процессом обучения для выработки необходимой коррекции учебного процесса с целью получения качественного уровня подготовленности обучающегося. Контроль при массовой, традиционной форме обучения имеет ряд трудностей, которые не позволяют качественно и с необходимой частотой проводить подробный анализ учебной деятельности. Модернизация процедуры контроля в образовательном процессе возможна на основе современной компьютерной техники и средств компьютерной коммуникации. Проведение компьютерного контроля знаний обучающихся является основой получения объективной независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных умений и практических навыков) обучающегося.
Компьютерный контроль (как и обучение) имеет ряд недостатков:
исключение из процедуры контроля/обучения устного речевого компонента;
снижение потребности у обучающегося необходимости выбора главного в большом объеме информации;
низкое качество тестов (вопросы представлены не в повествовательной форме, грамматические ошибки, табличные данные и т.д.), особенно при проведении независимой оценки уровня учебных достижений.
Таким образом, внедрение информационно-компьютерных технологий в учебный процесс является сложной задачей, причем не только технической, психологической и законодательной. Каждый преподаватель должен знать, что компьютер нужен ему как инструмент для реализации профессиональных функций. Необходимо создать республиканский координационный совет но внедрению информационно-коммуникационных технологий в образование, рекомендации которого позволят направить в правильное русло всю инициативу и текущую работу на местах, остановить поток некачественных электронных ресурсов.
Список использованных источников:
«Санитарно–эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов (компьютеры и видеотерминалы), оказывающих воздействие на человека». Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 38.
Хачатурова С.С. Информационные технологии в подготовке экономистов//Сб.тр. Междунар. конф.-выставки «ИТО 2004» 1–5 нояб. 2004 г., Москва. М.:МИФИ, 2004. Ч. 3. С. 112–116.
Решетников О. М. Использование информационных технологий в преподавании правового регулирования экономических отношений // Информационные технологии в образовании. М.: ИТО, 2002. С. 84-89.
Якушенко В. Г., Чиж Л. П. Необходимость непрерывного компьютерного образования студентов экономических специальностей. М.: ЭРА, 2001.
Степанова M. И., Гигиена детей и подростков, « HYPERLINK "http://www.profiz.ru/sec/2_2013/" СанЭпидемКонтроль» № 2 2013 г.
Кучурин В.В. Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=pos t&id=7312]