Рабочая программа внеурочной деятельности Почемучки 1 класс

«Утверждаю»
Зам. директора
ГБОУ СОШ №2100
Огурцова Г.К.
«_____» ________2014г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА «ПОЧЕМУЧКИ» в Школе развития «Северная звезда 2» ( 1класс).
Учебно - дидактический материал: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2014 – 2015 учебный год.
36 часа Учитель: Гордеева И. Г.


Урока
по теме


Дата проведения


Название разделов и тем


ИКТ



Введение в экологию.

1

Понятие о природе, красоте природы.

Презентация

2

Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.
Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.



Молчаливые соседи.

3

Установление природных закономерностей, взаимосвязей.
Презентация

4

Установление природных закономерностей, взаимосвязей.


5

Фотовыставка «Наши любимцы».


Пернатые друзья.

6

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.



7

Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».


О чем шепчут деревья.

8

Сезонные изменения деревьев в природе.

Презентация

9

Особенности роста и развития деревьев.


Загадки животного мира.

10

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах России и их приспособленность к зимнему периоду.


11

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах России и их приспособленность к зимнему периоду.


12

Заочное путешествие «Загадки животного мира».
Презентация

Секреты неживой природы.

13

Наблюдение за состоянием воды в природе.
Интересное в неживой природе.
Презентация

14

Игра «Тайны вокруг нас».


Оранжерея на окне.

15

Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений.



16

Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений.



17

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
Презентация

18

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
Презентация

Человек – часть живой природы.

19

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества.
Презентация

20

Изучение элементарных правил безопасной работы.


21

Выращивание лука в комнатных условиях.
Правила ухода.


22

Выращивание лука в комнатных условиях.
Правила ухода.


Охрана природы.

23

Знакомство с понятием «Красная книга».

Презентация

24

Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.


25

Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.


Досуговые мероприятия

26

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?

Презентация

27

Праздник «День птиц».

Презентация

28

Устный журнал «Наш дом – планета Земля».



29

Гостиная «В гостях у золотой рыбки».



30

Игра «Азбука экологии».



31-32

Игра «Приключения в лесу».



33-34

Праздник «Наш окружающий мир».
Презентация

35-36

Подведение итогов.



Учитель: Гордеева И. Г.







Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
На наш взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Почемучки» основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Пример педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Цели программы «Почемучки»:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в ГБОУ СОШ № 2100 для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
русский язык;
литературное чтение;
окружающий мир;
технология;
изобразительное искусство.
Клуб «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Программа «Экологический клуб «Почемучки» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 138 часов, 1 час в неделю.

Класс
Кол-во часов

1 класс
33 часа

2 класс
35часов

3 класс
35часов

4 класс
35часов


«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
В программе «Экологический клуб «Почемучки» описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
К концу второго года обучения школьники должны знать:
1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики
2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
К концу второго года обучения школьники должны уметь
1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
К концу третьего года обучения школьники должны знать:
1.Реальные местные экологические условия.
2. Способы охраны природы
3.Некоторые охраняемые растения и животные Кемеровской области
К концу третьего года обучения школьники должны уметь:
1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить
2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке
3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:
1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы
2.Нравственные и правовые принципы природопользования
3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края
К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:
1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах
2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе
3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении
К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Список литературы

Список литературы для учителя
Основная литература

1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
Дополнительная литература
1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.






«Согласовано» «Утверждаю»

Кафедра учителей Директор
начальной школы ГБОУ СОШ № 2100
Зиновьева Н. В.
О1.09.2014 г.


Рабочая программа
по экологическому курсу «Почемучки»
для обучающихся в Школе развития «Северная звезда 2»
(1 класс)
2014 – 2015 год





г. Москва











iђ Заголовок 115