Рабочая программа по внеурочной деятельности Почемучки


Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание. В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Программа «Почемучки» основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш посёлок.
Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Цели программы «Почемучки»:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, учреждения дополнительного образования, читальный зал библиотеки. Содержание программы «Экологический клуб «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:
1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы
2.Нравственные и правовые принципы природопользования
3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края
К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:
1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах
2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе
3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении
К концу 4–го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Первый уровень результатов освоения программы «Почемучки» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу, экскурсии, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов. Программа «Экологический клуб «Почемучки» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Формы учёта знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Тематический план программы
4 класс
теория практика
1 Мир глазами эколога. 2 4
2 Мы любим свой посёлок. 2 6
3 Птицам наша забота. 2 6
4 Охрана растений Бурятии. 2 6
5 Животные, которым грозит исчезновение. 2 6
6 История нашего края. 4 4
7 Заповедники и заказники родного края. 4 6
8 Чем занимаются люди земли Бурятской. 6
9 Передаём свои знания 6
Итого 18 50
Содержание программы
4 класс (68 часов)
№ п/п Тема занятий Содержание
Теория Практика
1 Мир глазами эколога Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа. Природоохранительная акция «Мой экодом».
Экологическая игра «Не проходите мимо!»
2 Мы любим свой посёлок Выявление экологической ситуации в посёлке, сопричастность каждого к будущему посёлка.
Пути решения экологических проблем посёлка.
Классный час «Охрана природы – твоя обязанность».
Природоохранная акция «Чистый микрорайон».
Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Кабанского района и его окрестностей».
3 Птицам - наша забота Изучение разнообразия птиц родного края.
Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Природоохранная акция «Пернатые друзья».
Составление «Красной книги» исчезающих птиц Бурятии.
Конкурс кормушек
4 Охрана растений нашей местности Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
Растения, нуждающиеся в защите.
Особенности их внешнего строения и распространения. Устный журнал «Зеленая книга».
Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!»
«Красная книга растений Бурятии»
5 Животные, которым угрожает исчезновение Разнообразие животных Бурятии.
Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. «Красная книга» животных
Бурятии
6 История нашего края Знакомство с историей Бурятской земли от древних времен до 16 века. Наш край в 17 – 21 веках. Изготовление кукол-оберегов.
Создание буклета «История моего края».
7 Заповедники и заказники родного края Знакомство с растительностью Бурятии. Игра – путешествие «Заповедники и заказники Бурятии».
Проект «Заповедные зоны родного края».
Выпуск «Жалобной книги природы».
8 Чем занимаются люди земли КабанскойОформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».
9 Передаем свои знания Изготовление условных знаков, экологических памяток.
Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»
КВН «Эта хрупкая планета».
Календарно –тематический план
4 класс
1-2 Мир глазами эколога 2
3-4 Природоохранительная акция «Мой экодом». 2
5-6 Экологическая игра «Не проходите мимо!» 2
7-8 Мы любим свой посёлок 2
9-10 Классный час «Охрана природы – твоя обязанность». 2
11-12 Природоохранная акция «Чистый микрорайон». 2
13-14 Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Кабанского района и его окрестностей». 2
15-16 Птицам - наша забота 2
17-18 Природоохранная акция «Пернатые друзья». 2
19-20 Составление «Красной книги» исчезающих птиц Бурятии. 2
21-22 Конкурс кормушек 2
23-24 Охрана растений нашей местности 2
25-26 Устный журнал «Зеленая книга». 2
27-28 Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!» 2
29-30 «Красная книга растений Бурятии» 2
31-32 Животные, которым угрожает исчезновение. 2
33-38 «Красная книга» животных Бурятии 6
39-40 История нашего края 2
41-42 Изготовление кукол-оберегов. 2
43-46 Создание буклета «История моего края». 4
47-48 Заповедники и заказники родного края 2
49-50 Игра – путешествие «Заповедники и заказники Бурятии». 2
51-54 Проект «Заповедные зоны родного края». 4
55-56 Выпуск «Жалобной книги природы». 2
57-58 Чем занимаются люди земли Кабанской2
59-62 Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края». 4
63-64 Передаем свои знания. Изготовление условных знаков, экологических памяток. 2
65-66 Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» 2
67-68 КВН «Эта хрупкая планета». 2
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М: Просвещение, 2010, 119с.
3. Бобкова Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
4. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 класс
Протокол результатов опросного листа №1 «Что я знаю о природе»
№ п/п Ф.И. ребенка № вопроса Ответы в начале изучения
Да Нет
Обработка и интерпретация результатов опросного листа №1.
За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у обучающегося выражена направленность знаний по изучаемому вопросу.
Опросный лист №2 «Что я знаю о природе»
1.Что такое природа?
А) Природа - это все, что есть в доме.
Б) Природа – это все, что окружает человека.
В) Природа – это все, что окружает человека и не сделано им.

2.. Кого называют «молчаливыми соседями»?
А) Животные «Красной книги».
Б) Домашние питомцы.
В) Змеи.
3. Кто такие пернатые друзья?
А) Павлин.
Б) Куры, гуси, утки.
В) Птицы родного края.
4. Дополни предложение: «Дереву никто не говорит, когда надо __________________ ______________________».
5.Выбери правильный ответ «Животные, живущие в наших лесах».
А) Волк, белка, слон, морж.
Б) Лиса, заяц, барсук, лось.
В) Выдра, тюлень, кит, медведь.
6. В каком из ответов перечислены названия только предметы неживой природы?

А) Сирень, сосулька, глина, ворона.
Б)Одуванчик, песок, солнце, лиса, грач.
В) камень, сосулька, воздух, солнце, снежинка.
7. Как называются растения, которые человек выращивает для украшения дома?
А) Домашние.
Б) Уличные.
В) Комнатные.
8. Почему природа – важнейшее условие жизни человека?
А) Природа укрывает человека от врагов.
Б) Природа повсюду укрывает человека.
В) Природа дает все необходимое для жизни: тепло, свет, воду, воздух, пищу.

9. Что такое «Красная книга»?
А) Книга из красной бумаги.
Б) Книга в красной обложке. В нее записаны исчезающие растения и животные.
В) Яркая, очень красивая книга.
Протокол результатов опросного листа №2
№ п/п Ф.И. ребенка Ответы на вопросы (+, -)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Обработка и интерпретация результатов опросного листа №2.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Высокий уровень – 7-9 баллов.
Средний уровень – 4-6 баллов.
Низкий уровень – 0-3 балла.
Показателем положительного изменения в продвижении знаний обучающегося по изучаемому вопросу являются достижения высокого и среднего уровней.
Показатель высокого уровня предполагает достижения обучающегося к результатам второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
2 класс
Тест «В гостях у осени»
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Запиши цифрами порядок осенних месяцев:
2286002286000 октябрь
22860016129000
сентябрь
22860010414000
ноябрь
2.Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом? Обведи нужную букву.
а) выше, чем летом;
б) так же, как летом;
в) ниже, чем летом.
3.Какие осенние изменения происходят в неживой природе. Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) заморозки;
б) цветение растений;
в) похолодание;
г) листопад;
д) иней.
4.Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.
205740078105зерно
00зерно

228600-828675БОБРЫ
00БОБРЫ
228600-413385МЕДВЕДЬЬЬЬЬ
00МЕДВЕДЬЬЬЬЬ
228600501015ПЧЕЛЫ
00ПЧЕЛЫ
22860043815ХОМЯКИ
00ХОМЯКИ

2057400-895985мёд
00мёд
2057400-438785ветки деревьев
00ветки деревьев
205740018415жир
00жир

5.Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.
Скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка.
*6. Обведи кружком букву правильного ответа.
На юге перелётные птицы:
а) вьют гнёзда; б) не вьют гнёзда.
Тест «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Соедини стрелками название признака и название группы растений.
257175135890Один твёрдый ствол
00Один твёрдый ствол

35433007620кустарник
00кустарник

22860069850Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей
00Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей

354330012700дерево
00дерево

3543300194310травянистое растение
00травянистое растение

22860060960Несколько тонких деревянистых стеблей
00Несколько тонких деревянистых стеблей

2.Какойпризнак является главным для дерева? Обведи нужную букву.
а) один твердый ствол;
б) много веток и листьев;
в) дерево высокое.
3.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся растений.
Орешник, шиповник, смородина, ель, крыжовник – это __________
Липа, сосна, берёза, рябина, тополь – это ______________
Крапива, одуванчик, осина, ландыш, колокольчик – это __________
4.Как отличить хвойное дерево от лиственного дерева? Обведи нужную букву.
а) у хвойных деревьев нет листьев, а у лиственных есть листья;
б) у хвойных деревьев ствол коричневый, а у лиственных - белый;
в) у хвойных деревьев листья в виде иголок, а у лиственных в виде пластинок.
5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:
берёза
ЛИСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ель
рябина
ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ сосна
лиственница
липа
*6. Допиши предложения.
К зиме стволы деревьев ________________
К зиме стебли трав ____________________
К зиме стебли кустарников _____________
Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Соедини стрелками название признака и название группы растений.
257175135890Один твёрдый ствол
00Один твёрдый ствол

35433007620кустарник
00кустарник

22860069850Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей
00Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей

354330012700дерево
00дерево

3543300194310травянистое растение
00травянистое растение

22860060960Несколько тонких деревянистых стеблей
00Несколько тонких деревянистых стеблей

2.Какойпризнак является главным для кустарника? Обведи нужную букву.
а) меньше дерева;
б) много тонких, деревянистых стеблей;
в) имеет цветки.
3.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся растений.
Берёза, сосна, липа, тополь, орешник, дуб – это ________________
Ромашка, клевер, подорожник, шиповник, репейник – это ________
Калина, крыжовник, лиственница, смородина, рябина – это _______
4.Какой группе растений принадлежат эти признаки? Напиши её название.
Листья в виде пластинок у ______________________.
Листья в виде иголок у _________________________.
5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:
дуб
Лиственные растения пихта
сосна
Хвойные растения калина
клён
можжевельник
*6. Допиши предложения.
К зиме стволы деревьев ________________.
К зиме стебли трав ____________________.
К зиме стебли кустарников _____________.
Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.
Тест «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ»
А1. Как развивается растение?
семя, листья, стебель, плод, цветок
семя, плод, листья, стебель, цветок
семя, стебель, цветок, листья, плод
семя, стебель, листья, цветок, плод
А2. Чего не требуется растению для развития?
тишина
свет
тепло
вода
А3. Почему комнатные растения ставят близко к окну?
им нужен свет
им нужен свежий воздух
для красоты
чтобы освободить место в комнате
А4. Какой уход не требуется растениям?
не надо рыхлить почву
не надо поливать
не надо встряхивать
не надо протирать листья
А5. Как называется плод фасоли?
орех
желудь
фасоль
боб
А6. Почему растения нельзя поливать обильно?
оно будет очень быстро расти
оно не зацветет
корни будут гнить
листья завянут
А7. Докажи, что растение живое.
оно приносит потомство
оно умирает
оно развивается
оно гнется
Тест «В ГОСТИ К ЗИМЕ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Какие зимние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Изморозь, гололедица, ледоход, оттепель.
2.О каком зимнем явлении идет речь? Допиши предложение.
Снег подтаивает, становится влажным и легко лепится – это ___________
3.Кто впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.
а) волк;
б) лось;
в) кабан;
г) ёж.
4.Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.
а) грач, сойка, соловей;
б) клёст, воробей, голубь;
в) скворец, ворона, ласточка.
5.Почему многие птицы зимой держатся ближе к жилью человека? Обведи нужную букву.
а) здесь можно погреться;
б) здесь проще отыскать корм;
в) здесь можно пообщаться с людьми.
6.Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни.
Белка, медведь, лиса, заяц, лось.

ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Какие зимние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Метель, снегопад, гололедица, листопад.
О каком зимнем явлении идет речь? Допиши предложение.
На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – это ____________
Кто не впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.
а) медведь;
б) ёж;
в) белка;
г) барсук.
Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.
а) чайка, синица, грач;
б) поползень, сорока, свиристель;
в) чиж, скворец, кукушка.
Как люди должны помогать птицам выжить зимой? Обведи нужную букву.
а) строить для них гнёзда;
б) помещать их в специальные жилища;
в) подкармливать их.
Какое хвойное растение зимует без листьев – хвоинок? Подчеркни.
Сосна, лиственница, ель, можжевельник.
Тест «В ГОСТИ К ВЕСНЕ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Какие весенние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Таяние снега, изморозь, ледоход, гроза.
О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.
Большие и маленькие льдины быстро плывут по течению, сталкиваются и разбиваются – это __________.
Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) хохлатка;
б) медуница;
в) тополь;
г) верба;
д) одуванчик.
Какие изменения весной происходят в жизни птиц? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) прилетают из жарких стран;
б) вьют гнёзда;
в) отдыхают;
г) выводят птенцов.
Выбери примету, не относящуюся к весне.
а) воздух становится день ото дня всё теплее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются первоцветы;
г) животные ложатся в спячку;
д) появляются насекомые;

ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Какие весенние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Ледоход, таяние снега, половодье, метель.
О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.
От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов – это __________.
Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) мать-и-мачеха;
б) рябина;
в) чистяк весенний;
г) ольха;
д) ландыш.
Какие изменения весной происходят в жизни зверей? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) линяют;
б) рождают детёнышей;
в) начинают петь;
г) продолжают спать.
Выбери примету, не относящуюся к весне.
а) дни становятся длиннее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются насекомые;
г) улетают в теплые края перелетные птицы;
д) зацветают растения;


Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов? Обведи нужную букву.
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за вырубки и строительства городов, дорог, возделывания полей.
2. Отчего загрязняется вода в водоемах? Обведи нужную букву.
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик.
3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека? Обведи нужную букву.
а) прозрачные;
б) чистые;
в) бесцветные.
4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.
а) создают заповедники и национальные парки;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
5. Что такое заповедники? Обведи нужную букву.
а) это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;
в) это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
3 класс
Тест « ВОДА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что такое вода? Обведи нужную букву.
а) вода – это твердое вещество;
б) вода – это жидкое вещество;
в) вода – это газообразное вещество.
2. Какими свойствами обладает вода? Вычеркни лишнее.
Прозрачная, кислая, бесцветная, не имеет запаха, имеет температуру, растворитель, текучая, сжимается при охлаждении, расширяется при нагревании.
3. Как называется процесс очистки воды? Обведи нужную букву.
а) нагревание;
б) фильтрование;
г) охлаждение.
4. Что происходит с водой при нагревании? Обведи нужную букву.
а) вода сжимается;
б) вода расширяется;
в) изменений не происходит.
5. В стакан с водой опустили ложку. Ложка хорошо видна. Какое свойство воды в этом проявилось? Обведи нужную букву.
а) воды нет в стакане;
б) вода невидима;
в) вода бесцветна.
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что такое вода? Обведи нужную букву.
а) вода – это твердое вещество;
б) вода – это жидкое вещество;
в) вода – это газообразное вещество.
2. Какими свойствами обладает вода? Вычеркни лишнее.
Текучая, упругая, сжимается при охлаждении, бесцветная, не имеет запаха, солёная, растворитель, прозрачная, расширяется при нагревании.
3. Какой предмет помогает очистить загрязненную воду? Обведи нужную букву.
а) термометр;
б) фильтр;
в) сито.
4. Что происходит с водой при охлаждении? Обведи нужную букву.
а) вода сжимается;
б) вода расширяется;
в) изменений не происходит.
5. В чай положили сахар. Вскоре сахара не стало, а чай стал сладким. Какое свойство воды в этом проявилось? Обведи нужную букву.
а) вода умеет есть, поэтому она съела сахар;
б) вода растворяет некоторые вещества, она – растворитель;
в) вода с самого начала имела сладкий вкус.
Тест «ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.
а) воздух – это жидкое вещество;
б) воздух – это твердое вещество;
в) воздух – это газообразное вещество.
2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) кислород;
б) водород;
в) азот;
г) углекислый газ.
3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.
Прозрачен, синий, проводит звуки, не имеет запаха, плохо проводит тепло, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется, бесцветен.
4. Растения, зимующие под снегом, не замерзают. Какое свойство воздуха используется? Обведи нужную букву.
а) при охлаждении воздух сжимается;
б) воздух плохо проводит тепло;
в) при нагревании воздух расширяется.
5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) дыхание животных;
б) курение;
в) выхлопные газы машин;
г) выбросы отработанных газов заводов;
д) пожары и горящие костры.
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.
а) воздух – это смесь газов;
б) воздух – это смесь жидкостей;
в) воздух – это смесь твердых веществ.
2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) азот;
б) пропан;
в) углекислый газ;
г) кислород.

3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.
Упругий, без запаха, прозрачен, имеет форму шара, бесцветен, при нагревании расширяется, плохо проводит тепло, при охлаждении сжимается.
4. В окнах устанавливаются двойные рамы на зиму. Какое свойство воздуха используется? Обведи нужную букву.
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) пожары и горящие костры;
б) подвижные игры;
в) выхлопные газы машин;
г) чтение книг;
д) выбросы отработанных газов заводов и фабрик.
Тест «ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ»
1.Мой край расположен на материке...
а) Африка;б) Евразия;
в) Австралия;г) Северная Америка.
2. Мой край находится в природной зоне...
а) лесов; б) тундра; в) степи;г) пустыни.
3. Мой край находится в ...
а)восточном полушарии;
б)западном полушарии.
4.В моем краю растут...
а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;
в)ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.
5.У нас обитают...
а)лоси, зайцы, кабаны;
б)косули, волки;
в)олени, медведи.
6.Мой край даст стране...
а)продукты сельского хозяйства;
б)легковые автомобили;
в)морепродукты.
7.Территория моего края расположена в...
а)тропическом поясе;
б)полярном поясе;
в)умеренном поясе.

Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Из-за чего исчезают некоторые виды животных? Обведи нужную букву.
а) из-за неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса;
б) из-за пожаров и стихийных бедствий;
в) из-за изменения климата на Земле.
2. Отчего загрязняется воздух? Обведи нужную букву.
а) от посадки и выращивания растений;
б) от воздушно-транспортных средств;
в) от выброса дыма заводами и выхлопных газов автомобилями.

3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека? Обведи нужную букву.
а) чистые;
б) бесцветные;
в) прозрачные.
4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.
а) создают бульвары и скверы;
б) создают фермы, пасеки и птицефабрики;
в) создают заповедники и национальные парки.
5. Что такое национальные парки? Обведи нужную букву.
а) это природные музеи в закрытых заповедниках;
б) это природные музеи под открытым небом;
в) это природные музеи, где выращивают домашних животных.

4 класс
Тест «НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА»
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
а) археологи;
б) геологи;
в) строители
2. К полезным ископаемым относятся…
а)кирпич, бетон, бензин;
б)станки, вазы, ножницы;
в)нефть, газ, глина.
З. В строительстве используются...
а)торф, железная руда, самоцветы;
б)песок, глина, гранит;
в)мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из ...
а)каменного угля, янтаря, мела;
б)жемчуга, известняка, торфа.
в)железной руды, медной руды.
5. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае:
______________________________________________________
________________________________________________________
6. В шахтах добывают... . . .
а)известняк, ракушечник, гранит;
б)каменный уголь, антрацит, железную руду;
в)поваренную соль, жемчуг, графит.
7. В карьерах добывают...
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.
8. Как используются полезные ископаемые вашей местности?
Запиши____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест «ПОВЕРХНОСТЬ И ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ»
Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется….
а) балка; б) холм; в) овраг.
2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300м, называют…
а) холм; б) гора; в)плоскогорье.
3. Горы, созданные людьми, называют:
а) холмы; б)плоскогорья; в)терриконы.
4. Хранилища воды называют...
а) низменности; б)водоемы; в) плато.
5. К естественным водоемам относятся...
а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река;
в) водохранилище, океан, пруд.
6. Назови наиболее крупные реки Кемеровской области. Запиши их________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Запиши наиболее крупные озера своего края __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли;
б) трясогузки, совы, кукушки;
в) орлы, аисты, кедровки;
ТЕСТ «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Кто в ряду «чужой»? Вычеркни его. Назови одним словом оставшиеся тела. Допиши предложение.
Комар, щука, лягушка, чашка, синица, медведь – это __________
Обведи кружком все буквы правильных ответов. У животных есть:
а) лапы;
б) ноги;
в) руки;
г) крылья.
Соедини стрелками название признака и название группы животных.
342900193040тело, покрытое перьями, две ноги, большинство летает
00тело, покрытое перьями, две ноги, большинство летает

3429000102870РЫБЫ
00РЫБЫ

342900151130тело, покрытое чешуей, живут в воде, плавают
00тело, покрытое чешуей, живут в воде, плавают
3429000151130ЗВЕРИ
00ЗВЕРИ

342900109855тело покрыто шерстью, четыре ноги
00тело покрыто шерстью, четыре ноги
3429000-4445ПТИЦЫ
00ПТИЦЫ

Сколько ног у насекомых? Обведи нужную букву.
а) 4 ноги;
б) 8 ног;
в) 6 ног.
Какое животное относится к рыбам? Обведи нужную букву.
а) дельфин;
б) бегемот;
в) карп.
6. Какое животное относится к земноводным? Обведи нужную букву.
а) ящерица;
б) лягушка;
в) носорог;
7.Запиши, как растения влияют на жизнь животных твоего края___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Запиши самого большого и самого маленького зверя твоего края______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие заповедники и заказники твоего края ты знаешь? Запиши_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
Кто в ряду «чужой»? Вычеркни его. Назови одним словом оставшиеся тела. Допиши предложение.
Божья коровка, карась, черепаха, черёмуха, пингвин, волк – это _____________
_____________________________________________________________________
Обведи кружком все буквы правильных ответов. Животные живут:
а) в гнёздах;
б) в домиках;
в) в норах.
Соедини стрелками название признака и название группы животных.
342900193040шесть ног, летают или ползают
00шесть ног, летают или ползают

3429000102870ЗВЕРИ
00ЗВЕРИ

3429000151130ПТИЦЫ
00ПТИЦЫ
342900151130тело покрыто перьями, две ноги, большинство летает
00тело покрыто перьями, две ноги, большинство летает

3429000-4445НАСЕКОМЫЕ
00НАСЕКОМЫЕ
342900109855тело покрыто шерстью, четыре ноги
00тело покрыто шерстью, четыре ноги

3.Чем покрыто тело у рыб? Обведи нужную букву.
а) шерстью;
б) чешуёй;
в) перьями.
Какое животное относится к насекомым? Обведи нужную букву.
а) паук;
б) снегирь;
в) червь.
6. Какое животное относится к птицам? Обведи нужную букву.
а) колибри;
б) жираф;
в) питон.
7.Запиши, почему животные лесов твоего края так разнообразны___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Запиши, на какие группы можно разделить животных нашего края по месту обитания________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие заповедники и заказники твоего края ты знаешь? Запиши_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест «КАКАЯ БЫВАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Какие отрасли промышленности существуют? Заполни схему.
205740011049000
4114800-3810000-381000
38862001587500027432004445000
194310068580ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
00ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
075438000015875000411480073025000
16002009271000
160020011684000388620011684000274320011684000
205740014097000
1600200-114300000
2. Расшифруй сокращения.
ГЭС – ________________________________________________________.
АЭС – ________________________________________________________.
3. Подчеркни предприятия пищевой промышленности.
Обувная фабрика, хлебозавод, кондитерская фабрика, электростанция, мясокомбинат, металлургический завод, консервный завод, сахарный завод.
4. Какие отрасли промышленности производят данные товары? Установи соответствие.
088265 МЕТАЛЛУРГИЯ
00 МЕТАЛЛУРГИЯ
2971800-1905 Пальто
00 Пальто

2971800136525 Сода
00 Сода

0136525 ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
00 ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

297180070485 Медь
00 Медь

29718004445 Алюминий
00 Алюминий

04445 ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
00 ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
2971800142875 Носки
00 Носки

297180076835 Краски
00 Краски

5. Какую продукцию производят в твоей местности? Запиши _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*6. Напиши, какие отрасли промышленности связаны между собой для изготовления рельсов?
________________________, ___________________________,
________________________, ___________________________.
7. О каких известных людях Кузнецкой земли ты знаешь? Запиши____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Программа «Экологический клуб «Почемучки» раскрывает возможности для формирования всех видов универсальных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных - с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.
1 класс
Проба на определение количества слов в предложении
(С.Н. Карпова)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов в предметный план.
Возраст 6,5 – 7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.
Скажи, сколько слов в предложении.
Назови первое слово, второе и т.д.
Предлагаемые предложения:
Миша, Мша и Юра пошли в лес.
Таня и Петя собирают грибы.
Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность.
Уровни оценивания:
ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные – предметы.
Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верны ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
Ориентация на речевую действительность, как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог, или союз) или полностью правильный ответ.
"Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.Возраст: 6,5-7 лет.Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.Задания1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?Критерии оценивания:- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Уровни оценивания:1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
Выкладывание узора из кубиков
Цель: выявление развития регулятивных действий.
Оцениваемые универсальные учебные действия: умениепринимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия — умение осуществлять пространственный анализ и синтез.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная работа учащихся.
Описание задания: ребенку предлагается выложить фигуру из 4 и 9 конструктивных элементов по образцу. Для этого ему даются 16 квадратов. Каждая сторона квадрата может быть, раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета. (Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.)
Критерии и уровни оценивания: функциональный анализ направлен на оценивание ориентировочной, контрольной и исполнительной частей действия (П.Я. Гальперин, 2002).
• Ориентировочная часть.
Наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом):
1. Отсутствует ориентация на образец.
2. Соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения.
3. Началу выполнения действия предшествует тщательный анализ, и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания.
Характер ориентировки:
1. Развернутая с опорой на предмет — хаотическая.
2. В отдельных частях развернута, в отдельных — свернута; ребенку не всегда удастся организовать ориентировку.
3. Свернутая ориентировка — организованная.
Размер шага ориентировки: 1 — мелкий; 2 — пооперационный; 3 — блоками.
Предвосхищение: промежуточный результат: 1 — предвосхищения нет; 2 — в отдельных операциях; 3 — предвосхищение есть; конечный результат: 1 — нет; 2 — возникает к концу действия; 3 — есть.
Характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия): I — сотрудничества нет; 2 — сорегуляции со взрослым; 3-самостоятельная ориентировка и планирование.
•Исполнительная часть.
Степень произвольности: 1 — хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия; 2 — опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции; 3 — произвольное выполнение действия в соответствии с планом.
• Контрольная часть.
Степень произвольности контроля: 1 — хаотичный; 2 —эпизодический; 3 — в соответствии с планом контроля.
Наличие средств контроля и характер их использования:1 — средств контроля нет; 2 — средства есть, но неэффективные; 3 — средства есть, применяются адекватно.
Характер контроля: 1 — нет, отсутствует; 2 — развернутый, констатирующий; 3 — свернутый, предвосхищающий.
Структурный анализ основан на следующих критериях:
Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к пей): 1 задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 — задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выпол-нить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 3 — задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.
План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями: 1 — нет планирования; 2 — план есть, но не совсемадекватный или неадекватно используется; 3 — план есть,адекватно используется.
Контроль и коррекция: 1 — нет контроля и коррекции,контроль только по результату и ошибочен; 2 — есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 —адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.
Оценка (констатация достижения поставленной цели илимеры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче): 1 — оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2 — оценивается только достижение/недостижение результата, причины не всегда называются, часто называются неадекватно; 3 — адекватная оценка результата, эпизодически — меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.
Отношение к успеху и неудаче: I — парадоксальная реакция либо реакция отсутствует; 2 — адекватная — на успех, неадекватная — на неудачу; 3 — адекватная — на успех и неудачу.
Другим важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности является вид помощи, необходимой учащемуся для успешного выполнения действия.
2 класс
Методика «Кодирование»
(ll-ый субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка)
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические действия — кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.
Возраст: 8—9 лет.
Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.
Описание задания: ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задания, не допуская ошибок и как можно быстрее.
Критерии оценивания: количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.
Уровни сформированности действия замещения:1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного волнения. Умение кодировать не сформированно.
2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно.
3. Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию. Действует адекватно. Количество ошибок незначительное.
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий посогласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.Возраст: 8-8,5 лет
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
— взаимопомощь по ходу рисования;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности:позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковымили очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия
(Ж. Пиаже, А. Шеминьска)
Цель: выявление сформированности логических действий
установления взаимно- однозначного соответствия и сохранения дискретного множества.
Оцениваемые универсальные учебные действия: логические универсальные действия.
Возраст: 8-9 лет.
Метод оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Описание задания: 7 красных фишек (или подставочек для яиц) выстраивают в один ряд (на расстоянии 2 см друг от друга).
Вариант 1
Ребенка просят положить столько же (такое же количество, ровно столько) синих фишек (или подставочек для яиц), сколько красных — не больше и не меньше. Ребенку позволяют свободно манипулировать с фишками, пока он не объявит, что закончил работу.
Затем психолог спрашивает: «Что у тебя получилось? Здесь столько же синих фишек, сколько красных? Как ты это узнал? Ты мог бы это объяснить еще кому - нибудь? Почему ты думаешь, что фишек одинаковое количество?»
К следующему пункту приступают после того, как ребенок установит правильное взаимно- однозначное соответствие
элементов в двух рядах. Если это ребенку не удается, психолог сам устанавливает фишки во взаимно- однозначном соответствии и спрашивает у испытуемого, поровну ли фишек в рядах. Можно в качестве исходного момента задачи использовать и неравное количество элементов, если на этом настаивает ребенок.
Ребенка просят сдвинуть красные фишки (или подставочки для яиц) друг с другом так, чтобы между ними не было промежутков (если необходимо, психолог сам это делает). Затем ребенка спрашивают: «А теперь равное Вариант 2
количество красных и синих фишек (подставочек для яиц)? Как ты это узнал? Ты мог бы это объяснить?» Если испытуемый говорит, что теперь не поровну, его спрашивают: «Что надо делать, чтобы снова стало поровну?» Если ребенок не отвечает, то психолог задает ему такой вопрос: «Нужно ли нам добавлять сюда несколько фишек (указывая на ряд, где, по мнению ребенка, фишек меньше)?» Или: «Может быть, мы должны убрать несколько фишек отсюда (указывая на ряд, где, по мнению ребенка, их больше)?»
Для того чтобы оценить уверенность ответов ребенка, психолог предлагает контраргумент в виде вымышленного диалога: «А знаешь, один мальчик мне сказал… (далее повторяются слова испытуемого ребенка), а другой не согласился с ним
и сказал…» Если ребенок не меняет своего ответа, психолог может продолжить: «Этот мальчик сказал, что фишек одинаковое количество, потому что их не прибавляли и не убавляли. Но другой мальчик сказал мне, что здесь их больше, потому что этот ряд длиннее… А ты как думаешь? Кто из них прав?» Если ребенок меняет свои первоначальные ответы, то
несколько подпунктов задачи повторяются. (В этой и других задачах на сохранение количества используются одни и те же контраргументы, поэтому они специально не описываются.)
Критерии оценивания:
— умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие;
— сохранение дискретного множества.
Уровни оценивания:
1. Отсутствует умение устанавливать взаимно – однозначное соответствие. Отсутствует сохранение дискретного множества (после изменения пространственного расположения фишек ребенок отказывается признать равенство множеств фишек различных цветов).
2. Сформировано умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие. Нет сохранения дискретного множества.
3. Сформировано умение устанавливать взаимно - однозначное соответствие. Есть сохранение дискретного множества, основанное на принципе простой обратимости, компенсации или признании того, что мы ничего не прибавляли и не убавляли.
3 класс
Методика «Кто прав?»
(методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.
Текст 1
Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? Л Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?
Текст 2
После школы три подруги решили готовить уроки вместе.
— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.
— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, —предложила Катя.
— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, —возразила Ира.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Текст 3
Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.
— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?Что бы ты предложил подарить? Почему?
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; понимание возможности разных оснований для оценкиодного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное;— учет разных потребностей и интересов.Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета(например, изображенного персонажа и качества самою рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.
Проба на внимание
(П. Я. Гальперин и СЛ. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровни сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Возраст: 9-10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.).
Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилаласьледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Текст 2
На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли мною моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.Уровни сформированности внимания:
1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимании.
2. 3—4 — средний уровень внимании.
3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.
Методика «РЕПКА»
(позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии)
Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.
 Учащимся предлагаются следующие вопросы:
1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «—»):
а)  физическая сила и выносливость;
б)  умственная работоспособность;
в)  сила воли;
г)   выдержка, терпение, упорство;
д)   ум, сообразительность; с) память;
ж)  объем знаний;
з)   внимание и наблюдательность;
и)   критичность и доказательность мышления;
к)   умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) ;
л)   умение планировать работу;
м)  умение организовать свой труд (организованность);
н)   умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
о)   умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
п)   чуткость и отзывчивость к людям;
р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
с)  умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
т)  умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
у)  умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?
3.  Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?
4.  Над какими из них ты сейчас работаешь?
5.  Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?
Обработка полученных данных. Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:
 
Ф.И
уч-ся Качества личности Физическая сила и выносливость Умственная работоспособность Сила воли
Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке школьников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания учащихся.
              
1-4 класс
Диагностика универсального действия
общего приема решения задач
(по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)
Цель: выявление сформированности общего приема решения задач.
Оцениваемые универсальные учебные действия: прием решения задач; логические действия.
Возраст: 6,5—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа детей.
Описание задания: все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим (не алгебраическим) способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что полученный ответ правильный.
Критерии оценивания: умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.
Уровни сформированности общего приема решения задач:
1. При анализе задачи выделяют не только существенные, но и несущественные смысловые единицы текста; создают неадекватные схемы решения; применяют стереотипные способы решения; не умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи.
2. При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием; применяют стереотипные способы решения; испытывают трудности (допускают ошибки) в соотнесении результата решения с исходными данными задачи.
3. При анализе выделяют только существенные смысловые
единицы текста; создают различные схемы решения; используют разные способы решения; обосновывают соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи.
А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова предложили набор задач с
постепенно усложняющейся структурой, который дает возможность диагностировать сформированность обобщенного способа решения задач.
1. Наиболее элементарную группу составляют простые задачи, в которых условие однозначно определяет алгоритм решения, типа a + b = х или a – b = х. Например:
• У Маши 5 яблок, a y Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих?
• Коля собрал 9 грибов, а Маша — на 4 гриба меньше, чем Коля. Сколько грибов собрала Маша?
• В мастерскую привезли 47 сосновых и липовых досок.Липовых было 5 досок. Сколько сосновых досок привезли в мастерскую?
2. Простые инвертированные задачи типа a – х = b или x – a = b, существенно отличающиеся от задач первой группы своей психологической структурой. Например:
• У мальчика было 12 яблок; часть из них он отдал. У него осталось 8 яблок. Сколько яблок он отдал?
• На дереве сидели птички. 3 птички улетели; осталось5 птичек. Сколько птичек сидело на дереве?
3. Составные задачи, в которых само условие не определяет возможный ход решения, типа a + (a + b) = x или a + (a – b) = x. Например:
• У Маши 5 яблок, a y Кати на 2 яблока больше (меньше). Сколько яблок у них обеих?
• У Пети 3 яблока, a y Васи в 2 раза больше. Сколько яблок у них обоих?
4. Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа a + (a + b) + [(a + b) – c] = x. Например:
• Сын собрал 15 грибов. Отец собрал на 25 грибов больше, чем сын. Мать собрала на 5 грибов меньше отца. Сколько всего грибов собрала вся семья?
• У фермера было 20 га земли. С каждого гектара он снял по 3 т зерна. 1/2 зерна он продал. Сколько зерна осталось у фермера?
5. Сложные задачи с инвертированным ходом действий, одна из основных частей которых остается неизвестной и должна быть получена путем нескольких операций. Например:
• Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?
• Одна ручка и один букварь стоят 37 рублей. Две ручки и один букварь стоят 49 рублей. Сколько стоят отдельно одна ручка и один букварь?
• Три мальчика поймали 11 кг рыбы. Улов первого и второго был 7 кг; улов второго и третьего — 6 кг. Сколько рыбы поймал каждый из мальчиков?
• Отцу 49 лет. Он старше сына на 20 лет. Сколько лет им обоим вместе?
6. Задачи на прямое (обратное) приведение к единице, на разность, на части, на пропорциональное деление. Например:
• 15 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких фломастеров. Сколько денег заплатили?
• Купили кисточек на 40 рублей. Сколько кисточек купили, если известно, что 3 такие кисточки стоят 24 рубля?
• На двух полках стояло 18 книг. На одной из них было на 2 книги больше. Сколько книг было на каждой полке?
• Двое мальчиков хотели купить книгу. Одному не хватало для ее покупки 7 рублей, другому не хватало 5 рублей. Они сложили свои деньги, но им все равно не хватило 3 рублей.
Сколько стоит книга?
• По двору бегали куры и кролики. Сколько было кур, если известно, что кроликов было на 6 больше, а у всех вместе было 66 лап?
Существенное место в исследовании особенностей развития интеллектуальной деятельности имеет анализ того, как учащийся приступает к решению задачи и в каком виде строится у него ориентировочная основа деятельности. Необходимо обратить внимание на то, как ученик составляет план или общую схему решения задачи, как составление предварительного плана относится к дальнейшему ходу ее решения. Кроме того, важным является анализ осознания проделанного пути
и коррекция допущенных ошибок, а также фиксация обучающей помощи при затруднениях во время выполнения уроков учащегося и анализ того, как он пользуется помощью, насколько продуктивно взаимодействует со взрослым.