Рабочая программа по внеурочной деятельности Почемучки (1-4 классы0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кутеминская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ /______________ /
ФИО
Протокол №____
от«___» _______20___г.


«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Кутеминская СОШ»
_____ /______________ /
ФИО
«___» _______20___г.

«Утверждено»
Директор МБОУ «Кутеминская СОШ»
_____ /______________ /
ФИО
Приказ № ______ от
«___» ________20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Почемучка»




Принята на заседании педагогического совета
протокол № ___________ от «____»_______2015__г.



2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка

Направленность программы

«Почемучка» является программой научно-познавательной направленности, предполагает ознакомительный уровень освоения знаний и практических навыков. Программа курса разработана в соответствии:
- Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266 -1 "Об образовании";
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН от 06 октября 2009 № 363, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год;
Программа детского творческого объединения по научно-познавательному направлению «Почемучка» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей в возрасте 6 - 10 лет.
Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию, способных решать современные задачи развития личности.
Умение видеть, понимать и ценить красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств человека, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе, колледжах, вузах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Данная программа ориентирована на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, применение широкого комплекса различного дополнительного материала по окружающему миру. В программу включена межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Каждое занятие направлено на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Программа предусматривает вовлечение учащихся в активную поисковую деятельность, способствует использованию ими методов и приемов самостоятельной работы, что, в свою очередь, является фактором успешного развития творческого начала.
Занятия проводятся во внеурочное время, обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги), обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий;
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
системность
занимательность; научность;
сознательность и активность;
наглядность и доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Цель и задачи программы:
осознание места человека в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания программы являются:
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, его противоречивости;
формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формировать умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в разных источниках, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

Ценностные ориентиры содержания курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как первая и самая значимая для развития ребёнка социальная и образовательная среда, обеспечивающая преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Труд и творчество как естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
Свобода как выбор человеком своих мыслей и поступков, но свобода, ограниченная нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Формы проведения занятий
Исследование, дискуссия, смотр знаний,
Экскурсия, КВН, устные журналы на природоведческую тематику и т.д..
На занятиях можно использовать:
решение кроссвордов, ребусов, занимательных и экологических задач;
конкурсы, задания «А знаете ли вы, что?;
рисование эмблем, различных знаков, природоохранных плакатов;
создание макетов, моделей,
викторины для почемучек, конкурсы знатоков, загадки и т.д.;
работа справочного бюро;
показ рисунков, по которым дети называют правило (например, правила поведения в библиотеке);
дидактические и ролевые игры
просмотр кинофильмов, мультпрограмм, видеороликов природоведческого содержания;
беседы по охране природы, о пользе и значении в жизни человека неживой природы; изготовление простейших моделей из разных материалов, организация выставок работ учащихся;
выпуск газет, информационных уголков «Это интересно знать», «Ответы на ваши вопросы»;
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств ребёнка.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;
развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;
развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты:

осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,
оценивать правильность поведения людей в природе, быту.
Способы определения результативности и эффективности внеурочной деятельности


Программа внеурочной деятельности «Почемучка» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий.
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.
Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 час в неделю.
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа;
4 год обучения – 34 часа;







1 год обучения 33 часа



Тема
Ча-сы
Планируемые результаты

Основные виды деятельности учащихся
Дата




Личностные УУД
Познавтельные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД

План
Факт

Раздел: «Моя малая Родина» 12 часов

1.




2-3



4-6







7-8







9-10






11-12
Что мы знаем о своей семье?


Проект «Моя малая Родина»


Что мы знаем о своем районе?

Экскурсия в Черемшанский краеведческий музей.

Что мы знаем о своем селе?
Экскурсия в школьный музей.

Конкурс рисунков «Любимый уголок моего края»

Презентация проекта «Моя малая Родина


1




2



3







2







2







2
Оценивать жизненные ситуации ( свои и поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии)
Делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;



Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
учитывать разные мнения.
описывать объект: передавать его внешние характеристики;
учитывать разные мнения.
приводить убедительные доказательства
Учащиеся осваивают первоначальные умения: вступать в учебный диалог; оценивать результаты своей работы; понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; работать в паре, группе: выбирать для себя необходимый уровень задания, использовать представленную информацию для получения новых знаний; осуществлять самопроверку;






Раздел «Что такое?» 11 часов

13-
14



15-16




17-18



19

20-21











22











23-



Что такое звук? Экскурсия в школьный кабинет физики
Что такое атмосферное давление и давление в воде

Что такое гроза и гром?

Что такое лавина?
Что такое огонь? Экскурсия в пожарную часть №4 села Кутемы.




Что такое воздух?






Что такое озеро?




2




2






2



1

2







1




1












1
Оценивать жизненные ситуации ( свои и поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);


Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;













Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию);
отличать верно выполненное задание от неверного;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
учитывать разные мнения.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);




Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы «Что такое?»; вступать в учебный диалог; оценивать результаты своей работы; понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; наблюдать и сравнивать; отвечать на итоговые вопросы;
работать в паре, группе: выбирать для себя необходимый уровень задания, использовать представленную информацию для получения новых знаний; осуществлять самопроверку;




Раздел «Почему и зачем это происходит?» 10 часов

24


25-26








27



28



29



30-31



32-
33
Почему корабль не тонет?

Почему предметы падают на землю?
Экскурсия в сельскую библиотеку.

Почему земля трясётся?

Почему солнце село, а еще светло?

Почему снежинки все время разные?

Почему останавливается самокат. Что такое сила трения.?

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем это происходит?»

2


2









1



1



1



2
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности;
объяснять с позиции общечеловеческих ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как правильные или неправильные;
проявлять творческое отношение к процессу обучения.
осознавать значимость новой роли «исследователь», оценивать свою работу в этой роли.
Делать предварительный отбор источников информации;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
осуществлять анализ, синтез
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения материала;
отличать верно выполненное задание от неверного;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию
Выразительно читать и пересказывать текст;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
приводить убедительные доказательства;
учитывать разные мнения.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; Высказывать предположения о причине землетрясения; сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца; работать в паре: моделировать форму Солнца, проводить взаимопроверку; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках, модели;
сочинять и рассказывать сказку по рисунку; осуществлять самопроверку;
обсуждать,





































2 год обучения 34 часа






Тема
Ча
сы
Планирукмые результаты
Основные виды деятельности учащихся
Дата




Личностные УУД
Познавтельные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД

план
факт

Раздел «Что такое?» 11 часов

1



2




3




4-6






7




8-9







10




11
Что такое оазис?



Что такое вулканы и гейзеры?


Что такое полярный день и полярная ночь?

Что такое планеты и искусственные спутники?
Экскурсия в планетарий

Что такое метеориты, астероиды и кометы?

Что такое нефть?
Экскурсия





Что такое газ?




Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что такое?»
1





1



1



3






1




2







1




1
Оценивать жизненные ситуации ( свои и поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию);
отличать верно выполненное задание от неверного;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
учитывать разные мнения.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
учитывать разные мнения.
приводить убедительные доказательства.
Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы «Что такое?»; вступать в учебный диалог; оценивать результаты своей работы; понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
моделировать форму планет, спутников, комет, астероидов.
работать в паре, группе: выбирать для себя необходимый уровень задания, использовать представленную информацию для получения новых знаний; осуществлять самопроверку;
наблюдать и сравнивать; отвечать на итоговые вопросы;

.




Раздел «Почему и зачем это происходит?» 10часов

12-13





14-15





16-17





18-19



20-21
Почему я двигаюсь и могу стоять прямо
Экскурсия в сельскую библиотеку.

Почему мне нужно есть и почему мне бывает плохо?



Зачем бьётся мое сердце?
Зачем выделяется слюна?

Зачем я потею? Почему я чувствую боль?

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем это происходит?





2






2







2





2




2
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности;
объяснять с позиции общечеловеческих ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как правильные или неправильные;
проявлять творческое отношение к процессу обучения.
осознавать значимость новой роли «исследователь», оценивать свою работу в этой роли

.
Делать предварительный отбор источников информации;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
осуществлять анализ, синтез
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.








Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения материала;
отличать верно выполненное задание от неверного;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Выразительно читать и пересказывать текст;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
приводить убедительные доказательства
учитывать разные мнения.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; ; работать в паре:, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказку по рисунку; осуществлять самопроверку;обсуждать, почему и как следует беречь сердце, зубы, глаза; высказывать предположения о причине возникновения заболеваний, участвовать в ролевой игре; формулировать правила о том, как заботиться о своем здоровье; работать в группе, выбирая для себя необходимый уровень задания



Рвздел «Эти удивительные животные» 13 часов

22-

23



24-25





26-27




28-29












30-31







32-33











34
Потомки волка.
Чутье обычное и чутье особое.
Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?
Чем питается бабочка? Бабочки-путешественни-ки.
Как пауки плетут свою паутину?Что происходит с пчелами зимой?

Правда ли что у многоножки сто ног?
Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Разумные дельфины
Обладают ли кузнечики слухом?
Почему комар считается злейшим врагом человека?
Муравьи и их квартиранты.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Эти удивительные животные»

2





2






2







2
считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности;
объяснять с позиции общечеловеческих ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как правильные или неправильные;
проявлять творческое отношение к процессу обучения.
осознавать значимость новой роли «исследователь», оценивать свою работу в этой роли
Делать предварительный отбор источников информации;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
осуществлять анализ, синтез
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения материала;
отличать верно выполненное задание от неверного;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Выразительно читать и пересказывать текст;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
приводить убедительные доказательства
учитывать разные мнения.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить
работать в группе, выбирая для себя необходимый уровень задания






















3 год обучения 34 часа





Тема
Ча
сы
Планирукмые результаты
Основные виды деятельности учащихся
Дата




Личностные УУД
Познавтельные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД

план
факт

Раздел «Отвечаем на вопросы «Как, откуда и куда?» 15 часов

1-2






3-4




5-6






7-8





9-10






11-12




13



14


15
Как предсказывают погоду? Экскурсия в школьную библиотеку.
Как работает батарейка?
Как работает градусник?

Как образуются льдины?
Экскурсия в сельскую библиотеку.

Откуда берётся стекло?
Откуда берется песок?



Откуда берётся электрический ток?
Экскурсия в школьный кабинет физики


Куда девается вода, когда высыхает? (Три состояния воды)


Как устроены водопады?


Откуда берется соль?

Откуда берутся яйца в магазине?
.
2






2




2






2





2







2





1



1


1
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;







считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности;

проявлять творческое отношение к процессу обучения.
осознавать значимость новой роли «исследователь», оценивать свою работу в этой роли.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации;


добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.




Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию);

отличать верно выполненное задание от неверного;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.



осуществлять итоговый и пошаговый контроль
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации;


добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.






Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; работать в паре: рассказывать по схеме о том, как работают градусник, батарейка, откуда берутся стекло, песок, электрический ток, моделировать градусник; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; выбирать для себя необходимый уровень задания,
запомнить ТБ при обращении с электроприборами;
обсуждать необходимость экономии воды;

формулировать выводы, рассказывать по схеме о том, как устроены водопады, как делают хлеб, молочные продукты, карамель и т.д.

моделировать книгу, журнал;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятиях.
работать в группе, выбирая для себя необходимый уровень задания



Раздел «Где и когда?» 12 часов

16-17



18



19-20





21



22-23



24-26












27
Когда появились деньги? Экскурсия в сбербанк России
Где найти в море пресную воду?

Когда нужно ходить в библиотеку? Экскурсия в сельскую библиотеку
Когда появляются микробы?
Когда появились первые рептилии?

Какими были первые рыбы?
Как улитка строит свой панцирь?
Где живут «карманные динозавры?»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»


2




1



2






1



2





3












1
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;

считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности.
Делать предварительный отбор источников информации;

осуществлять анализ, синтез

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения материала.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль
Слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
учитывать разные мнения.
приводить убедительные доказательства
Понимать учебную задачу; анализировать иллюстрации, работать в паре;
рассказывать по схеме о том, для чего нужно ходить в библиотеку;

соблюдать личную гигиену; формулировать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы.
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся



Раздел «Почему это происходит?» 13 часов

28-30






31-32




33-34
Почему нужно заниматься спортом?
Экскурсия в ледовый дворец

Почему нужно есть фрукты и овощи?
Почему я чувствую боль?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему это происходит?»

3







2






2
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; Высказывать предположения почему нужно есть фрукты и заниматься спортом,














4 год обучения 34 часа





Тема
Ча
сы
Планирукмые результаты
Основные виды деятельности учащихся
Дата




Личностные УУД
Познавтельные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД

план
факт

Раздел «Отвечаем на вопросы «Как, откуда и куда?» 16 часов

1-2





3



4


5-7







8-10





11


12-13




14



15-16


Как делают хлебобулочные изделия? Экскурсия на хлебокомбинат

Как делают молочные продукты?

Как делают карамель?

Как делают газеты,книги, журналы? Экскурсия в издательство газеты «Наш Черемшан»

Как сделать самодельную книгу? Проект «Книга - наш лучший друг»

Как делают обои?

Как делают телепрограммы? Экскурсия на Черемшанское телевидение.

Как устроены наши глаза?


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

2





1



1


3







3






1


2





1



2
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности;
проявлять творческое отношение к процессу обучения.
осознавать значимость новой роли «исследователь», оценивать свою работу в этой роли.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.




Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию);

отличать верно выполненное задание от неверного;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;

описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
приводить убедительные доказательства.
учитывать разные мнения.
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; работать в паре:
сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; выбирать для себя необходимый уровень задания,
запомнить ТБ при обращении с электроприборами;
обсуждать необходимость экономии воды;

формулировать выводы, рассказывать по схеме о том, как устроены водопады, как делают хлеб, молочные продукты, карамель и т.д.

моделировать книгу, журнал;


отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятиях.

работать в группе, выбирая для себя необходимый уровень задания



Рвздел «Эти удивительные животные» 8 часов

17








18-19









20-21










22-24
История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки )

Жуки. Дровосек-титан самый крупный жук. Скарабей священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа самая крупная бабочка


.Киты, дельфины, акулы.
История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1








2










2











3














Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; Высказывать предположения почему утконос,варан,ла-тимерия так называются
Высказывать предположения почему голуби возвращаются домой



Раздел «Тайны за горизонтом» 10 часов

25-26











27-28





29-30






31-32










33-34
Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?
Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло.
Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса.
Открытия русских путешествен-ников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский)
Проект «Русские путешествен-ники»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу; «Тайны за горизонтом»
Защита проекта.
2












2






2







2











2
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности;
объяснять с позиции общечеловеческих ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как правильные или неправильные;


проявлять творческое отношение к процессу обучения.
осознавать значимость новой роли «исследователь», оценивать свою работу в этой роли.
Делать предварительный отбор источников информации;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
осуществлять анализ, синтез
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения материала;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию
Выразительно читать и пересказывать текст;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
приводить убедительные доказательства;
учитывать разные мнения.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; ; работать в паре: проводить взаимопроверку; ;

участвовать в ролевой игре; ;
работать в группе, выбирая для себя необходимый уровень задания




Заголовок 115