Причастный оборот и знаки препинания при нем.

Учитель русского языка и литературы: Машковская Вера Александровна
Тема урока: Причастный оборот и знаки препинания при нем.
«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»
В. И. Даль
«Заключает в себе имени и глагола силу»
М. В. Ломоносов
Цель урока: познакомить с причастным оборотом и знаками препинания при нём.
Задачи:
- обучающие : дать понятие о причастном обороте, познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении
-развивающие: формировать практическое умение устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота; развивать умение интонационно выделять причастные обороты в устной речи, развивать виды речевой деятельности
-воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к природе, интерес к русскому языку.
Ход урока:
Орг. момент. Вступительное слово учителя:
Здравствуте, дорогие ребята. Я очень рада встрече с вами. Знаете, со своми учениками я часто провожу уроки на природе, считая, что именно природа воспитывает в человеке благородныем чувства и умение видеть прекрасное.
Вот и сегодня я приглашаю вас в удивительный мир природы. Не смотря на то, что на календаре декабрь, давайте окунемся в удивительный мир осеннего пейзажа. На ваших партах лежат листья, напишите, что вы ждете от сегодняшненго урока. ( слайд №1)

Мне очень хочется, чтобы ваши надежды на урок оправдались. Итак, мы начинаем нашу работу.
3.. Актуализация знаний:

Что вы изучили на прошлом уроке?
Так вот наша задача закрепить и расширить ваши знания о причастии.
Для этого давайте поработаем с текстом.
( слайд №2)
Работа с текстом:
Выразительно прочитайте текст
Найдите в тексте причастия.
Основываясь на правила, которые вы уже изучили, докажите, что это причастия.
Вы очень хорошо знаете теоретический материал по теме, умеете находить причастия в тексте, поэтому мы уверенно можем двигаться с вами вперед. Я предлагаю вам сравнить два предложения. Зачитайте их.
Найдите определяемое слово, к которому относится причастие в каждом предложении.
Глядя на эти два предложения, укажите разницу между причастиями. На какую особенность причастий указывают выделенные части предложений?
Эти слова во втором предложении зависят от причастия?
Значит мы их можем назвать зависимыми словами?
А как бы вы назвали эту часть предложений?
( пробившаяся сквозь листву)
Так вот, ребята, причастия с зависимыми словами и составляют в речи причастный оборот
Графически причастный оборот можно представить так. (слайд №3)
Причем, определяемое слово не относится к причастному обороту
В предложении причастный оборот выступает единым синтаксическим целым: распространенным определение.
А теперь, ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.
Пригодятся ли нам эти знания в дальнейшем?
Запишем тему урока.
Обращаю ваше внимание на тему урока: что мы уже знаем?
А что еще должны узнать?
О знаках препинания при причастном обороте материал не сложный, вы сможете с ним справиться сами. Поработайте с материалом, размещенном на слайде.Обращаю вашен внимание на то, сколько графических схем?
Где может стоять причастный оборот по отношению к определяемому слову? Именно от этого зависит постановка знаков препинаия при причастном обороте
Давайте сформулируем правила постановки знаков препинания при причастном обороте по таблице
( слайд №4)
Работа с учебником. Читаем правило.
Закрепляем знания о разграничении одиночного причастия и причастного оборота УПР. 336

Работа над новым материалом.
Для закрепления этого материала, выполним упражнение у доски.
Наша задача: записать предложение, определить в нем причастный оборот, правильно раставить знаки препинания и изобразить графическую схему.

Только осенью можно встретить всевозможные теплые отттенки, сливающиеся в одном замечательном пейзаже, и почувствовать себя художником.

Обратим внимание на интонацию предложения с причастным оборотом. На письме мы выделяем запятым, А кто был очень наблюдательным и может сказать, как выделяется причастный оборот в устной речи – паузами. Графически это можно изобразить так.
Прочитаем еще раз предложение, обращая внимание на интонацию


Продолжаем работать над новой темой. Я предлагаю вам работу по вариантам. На ваших карточках есть по два задания. Внимательно прочитайте их.
Работа по вариантам. (слайд № 5-7)
Проверка заданий по вариантам.

Мы двигаемся с вами далее. Подведем итог, что же мы сегодня уже усвоили?

- причастный оборот
- знаки препинания
- интонация.

Хорошо, вы замечательно справились. А следующим этапом будет очень важная работа: при изучении любой темы мы всегда спрашиваем себя: для чего нам это нужно? Может быть, мы прекрасно обходились бы и без причастного оборота.
Для этого предлагаю вам следующую работу:

3. Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так. Запишите полученные предложения

Леса сияли всеми цветами радуги.
Старый дуб как будто задумался перед продолжительным зимним сном.
Капли дождя напоминали маленькие звездочки
Слова для справок:
сверкающие на пожелтевших листьях;
усыпанные разноцветными листьями;
печально поскрипывающий на опушке
Прежде чем сделать вывод по этому упражнению, мы послушаем ребят, которые работали в паре
Выполнение задания в парах:

Замените выделенную часть предложения причастным оборотом.
ВЫВОД:
На какую мысль о роли причастных оборотов натолкнули вас эти два упражнения?

4.Работа с корзинкой:
Действительно, причастные обороты делают нашу речь красивее и богаче. Их использую в своей речи писатели и поэты. Для того, чтобы убедиться в этом обратимся к творчеству русского поэта Сергея Есенина. ( слайд № 7)
С.Есенин тоже очень любил природу, Он говорил о себе: « Душа моя – поле безбрежное»,
поэтому я приглашаю не в поле, как у Есенина, а на грибную осеннюю полянку. На грибочках написаны отрывки из поэзии С. Есенина. Вам необходимо найти в них причастные обороты. Если вы определяете правильно, то наш грибочек отправляется в корзинку.
( слайд № 8-10)
3.Физкультминутка
Наши осенние цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.
Наши осенние цветки закрывают лепестки
Головой качаем, урок наш продолжаем.

Творческая работа.
Ребята, мы заметили с вами, что причастный оборот делает нашу речь богаче и образнее. Я предлагаю вам творческую работу: написать сочинение – миниатюру на тему: «Осень». И ввести в нее причастные обороты.
Художники рисуют осень красками, музыканты нотами, а мы постараемся нарисовать ее словами.
Осень представляют в разных образах:
У Ф. Васильева осень – обиженная девочка.
У А. Барто – почтальон, рассылающий письма-листья.
У Г. Сулеймановой – красавица-девушка
У И. Бунина – тихая вдова
злобная старуха,
- модельер,
- разбойница,
- рачительная хозяйка,
- нищенка,
-веселая шалунья,
- царица,
- красавица,
- труженица, т. д. ( Волшебница: волшебная палочка, слова-заклинания, шапка-невидимка;
художница: осенняя палитра, удивительные кисти;
почтальон: осенний ветер-помощник, улетающие птицы, т. д.)
Молчит уснувший надолго лес.
Висевший в осеннем воздухе

Предлагаю вам видеофрагмент. Постарайтесь передать увиденное на бумаге. Создайте свою осень
( слайд Видеоролик)
Счастлив тот, кто, увидев и услышав, может описать свои впечатления. Тот, у которого достаточно слов для описания палитры чувств и многоцветности мира.
Эта работа будет началом вашей домашней творческой работы.

Подведение итогов:
Не говори, что слышал, говори, что узнал.
Что нового для себя вы сегодня узнали?
Были ли трудности в освоении нового материала?
Выставление оценок.
Д.З ( слайд № 12)

8.А сейчас вернемся к нашим листочкам. Если надежды на урок оправдались, прикрепите свои листочки на наше осеннее дерево.
Осенние листья шумят и шумят в саду.
По листьям осенним я в гости к тебе иду.
Осенние листья я вам от души дарю
И память о встрече я в сердце своем сохраню.

Домашнее задание:
Выучить Т.А., Т.Б. ( урок 24)
II уровень - выполнить упр. 339
III уровень - Из стихотворений А.С. Пушкина «Что в имени тебе моем», «И.И. Пущину», «Разлука» выпишите четверостишья с причастными оборотами.
IV уровень - Творческое задание:
Написать сочинение – миниатюру « Падайте, падайте, листья осенние».
Ввести в текст причастные обороты.
Причастный оборот и знаки препинания при нем
Работа с текстом
Я вышел в темнеющий сад.
Пошел по дорожке, густо усыпанной шуршащими листьями.
Потом остановился перед застывшем в холодной неподвижности сумерек орешником.
Лучи солнца, пробивавшиеся сквозь листву, скользили по стволам и ложились на землю.







Вариант №1
1.Укажите предложение с причастным оборотом:
а) В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
б) Мы решили направиться к протекающей реке.
2. В каком предложении причастный оборот выделен правильно:
2) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился.
б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти.

Причастный оборот и знаки препинания при нем
Работа с текстом
Я вышел в темнеющий сад.
Пошел по дорожке, густо усыпанной шуршащими листьями.
Потом остановился перед застывшем в холодной неподвижности сумерек орешником.
Лучи солнца, пробивавшиеся сквозь листву, скользили по стволам и ложились на землю.









2. Вариант №2
1. Укажите предложение с причастным оборотом:
а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.
б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.
2. В каком предложении причастный оборот выделен неправильно:
а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.
б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз.
Работа в парах.
Замените выделенную часть предложения причастным оборотом:

Жаль, что осенняя пора, которая радовала нас разноцветной палитрой, недолгая.
Листва, которая осталась на деревьях, редеет ежедневно.
Деревья, которые еще вчера были окрашены радостными тонами, становятся мрачными и грустными.
Золотой ковер из листьев, который покрывает землю, тускнеет с каждым днем.
И настроение немного грустное от того, что эта красота так недолговечна
Причастный оборот и знаки препинания при нем
Работа с текстом
Я вышел в темнеющий сад.
Пошел по дорожке, густо усыпанной шуршащими листьями.
Потом остановился перед застывшем в холодной неподвижности сумерек орешником.
Лучи солнца, пробивавшиеся сквозь листву, скользили по стволам и ложились на землю.








2. Вариант №3
Укажите предложение с причастным оборотом
а) Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
б) На окне все еще лежала забытая утром книга
2. В каком предложении причастный оборот выделен правильно.
От травы, скошенной утром, шел пряный запах.
Улетающие на юг, птицы прощались с нами до весны.