Праздник В стране вежливых слов


Праздник: «В стране Вежливых слов»
 
  
Цель: формирование у детей этической культуры.
                                                                                   
   Задачи:
1)    познакомить с правилами вежливости в гостях
2)    закрепить с учащимися формы вежливого общения друг с другом
3) воспитывать у школьников уважительное, доброжелательное отношение к людям, чувство взаимопомощи и желание хорошо учиться.  
 
 Оборудование: на доске размещена карта страны Вежливых слов, листы с
                          пословицами, воздушные шары, костюмы сказочных героев,
                       бумажный «Цветик - семицветик»
                                     
 
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в необычную страну – страну Вежливых слов. Здесь вы Учитель. Дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в необычную страну- страну Вежливых слов. Здесь вы встретитесь с феей Доброты, с Принцем Этикетом, с героями сказок и мультфильмов.
(Буратино сидит за столом и учит уроки)
 
Буратино. (Читает вслух.) Задачка. В корзине 3 яблока. Как поделить их
                 между тремя девушками, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
                 Ну и задачка Да если у меня были яблоки, я-то уж точно их сам
               съел. Была охота с кем-то делиться.
 
(Выходит Фея Доброты)
 
Фея.           Здравствуй, Буратино. Чем ты занимаешься?
Буратино. Задачку решаю.
Фея.           Молодец, что решил учиться.
Буратино. Да это я с Мальвиной поспорил, что решу задачу без всякого
                   труда.
Фея.           Ну и как, решил?
Буратино. Тут нечего решать. Яблоко, которое осталось в корзине, я возьму
                  себе, а два яблока отдам девушкам.
Фея.          Задача у тебя, Буратино, очень простая, но решил ты её
                   неправильно.
Буратино. Это почему же неправильно?
Фея.          Я думаю, ребята тебе помогут.
 
(Дети решают задачу)
 
                  Всё очень просто, Буратино, нужно двум девушкам отдать по
                 одному яблоку, а третьей – отдать яблоко вместе с корзиной.
                 Задача решена.
Буратино. А себе не оставить ни одного яблока? Больше я такие задачи
               решать не буду.
Фея.        Для того чтобы решать задачи, нужно хорошо учиться в школе. А
               тебе нужно ещё познакомиться с правилами вежливости.
Буратино. Это у вас волшебников всё просто, взмахнул палочкой, сказал
                волшебные слова, и всё готово.
Фея.   Для того чтобы стать волшебником, надо тоже учиться. Иначе, как
                поётся в песне, получится волшебник-недоучка.
 
Буратино.   Да я понял, что надо учиться, но только вот у меня никак не
                    получается.
Фея.           Не переживай, Буратино, я приглашаю тебя и ребят в страну
                   Вежливых слов. Там ты сможешь проявить свои способности и
                   научиться правилам вежливости.
Буратино. Путешествие? Приключения? Вот здорово! Я согласен. А вы,
                   ребята?
(Дети отвечают.)
Фея.     Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно сказать волшебные   
              слова:
      Эни – бени, черебрени,
Маятник качается,
       Эни- бени, черебрени,-
         Путешествие начинается.
 
(Ученики хором повторяют эти слова за Феей)
 
Фея.     Добро пожаловать в нашу страну. Все жители знают волшебные   
             слова. Вам нужно тоже их знать.
Буратино. Здравствуйте, пожалуйста
Фея.    Молодец, Буратино. Ребята, а вы знаете волшебные слова?
 
Проводится игра «Волшебные слова».
 Если словом или делом                                Если просишь что-нибудь,
 Вам помог кто- либо,                                    То сначала не забудь
 Не стесняйтесь громко, смело                      Разомкнуть свои уста
 Говорить:(«Спасибо»)                               И сказать: («Пожалуйста»)
 
 Если встретился знакомый,              Если вы кого-то обидели случайно
 Хоть на улице, хоть дома,                Или наступили на ногу нечаянно.
 Не молчите, не стесняйтесь             Только не молчите,
 И немым не притворяйтесь,            Долго не тяните, а скажите:(«Извините!
 Поздороваться спешите,
 Громко: («Здравствуйте!») скажите.
 
 На земле лежала тень, скажем ей мы: («Добрый день!»)
 
Фея.       Наше путешествие продолжается.
Буратино. Ой, где это мы оказались?
Фонарщик. Здравствуйте, друзья! Вы попали в город Волшебных фонарей.
                    Я – Фонарщик. Каждый вечер зажигаю фонари на улицах нашего
                    города, чтобы всем жителям было светло и уютно. Детям расска-
                    зываю добрые сказки. Мир и покой царит в нашем городе. Для
                    меня это сложная работа, но я очень её люблю.
Буратино. Да разве это сложная работа? Если нужно, то мы поможем. Так
                   ведь, ребята?
Фея.          Правильно, Буратино, Фонарщику нужна ваша помощь.
 
Проводится игра «Фонарщики».
 (  В игре участвуют все дети. Фея делит класс на 3 команды и каждой команде даёт по 3 жёлтых шарика. По команде Феи дети передают шарики из рук в руки от первого игрока до последнего. Передавать шарики (огонь) нужно с поднятыми руками и вернуть их обратно таким же образом, не погасив «огонь» (т.е. не лопнув шарик).
 
Фея.         Молодцы, ребята, вы были дружными и помогли Фонарщику. А мы
                 отправляемся дальше, в столицу нашей страны город  Правил
                  вежливости.
Буратино. Вы слышите? Кто-то плачет.
Фея.           Это плачет малыш.
Буратино. Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут, и почему ты плачешь?
Мальчик.  Здравствуйте! Меня зовут Вежа. Плачу я потому, что меня обидел
                  друг. Он наступил мне на ногу и не извинился. Я расстроился,
                  ушёл из города и потерялся.      
Буратино. Не переживай Вежа. Мы поможем тебе вернуться домой.
Фея.           Ребята, давайте поиграем в игру «Волшебный цветик-
                   семицветик».
                   Эта игра поможет научиться просить прощение. А те, кого
                   обидели ,должны научиться прощать. (Фея берёт бумажный
                   цветок и объясняет детям условия игры. Оторвав лепесток и,
                   делая вид, что бросает его, говорит:
 
Лети, лети, лепесток
     Через запад – на восток,
 Через север, через юг,
          Возвращайся, сделав круг,
        Лишь коснёшься ты земли
   Быть по-моему вели
                                        Вели, чтобы Саша сказал доброе слово Юле.
         Игра продолжается пока не закончатся лепестки).
Фея.      А вы заметили, ребята, как произносятся «волшебные слова»?
Дети.   Вежливо, с улыбкой.
Фея.    Конечно, ведь даже в песне поётся: «От улыбки станет всем теплей».
            Давайте, исполним эту песню и продолжим наше путешествие.
 
Исполняется песня «Улыбка»
(Музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.)
 
Фея. А вот и столица нашей страны- город Правил вежливости. Здесь живёт
         Принц Этикет.
 
(Выходит принц Этикет)
 
Принц Этикет. Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас у себя в
                            гостях. Знаю, что все дети любят играть, и приготовил для
                            вас интересные игры. Попробуйте расшифровать пословицу
                          о гостеприимстве. (На доске открывается запись.)
 
ДАР НИЯЗОХ ЮТСОГ УМОРБОД 
 
Дети. Доброму гостю хозяин рад. (Читают справа налево.)
Принц Этикет. Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?
Дети. Сначала накорми, а потом расспроси. Умел в гости звать – умей и
          встречать. Чем богаты, тем и рады.
Принц Этикет. Молодцы, дети, справились с заданием.

(Звучит музыка из мультфильма «Винни – Пух и его друзья». Появляются Винни-Пух и Пятачок, они поют свою любимую песню «Куда идем мы с Пятачком»)

Пятачок. Винни, к кому же мы сегодня идем в гости? Ведь нас с утра еще никто не приглашал.

Винни-Пух. Какая разница, Пятачок! Главное – хорошо подкрепиться (поглаживает живот). И запомни, Пятачок, главное правило: когда приходишь в гости – скорей садись за стол и лопай все, что тебе нравится. Бери все повкуснее и побольше. И обязательно попроси добавку.

Пятачок. Ну, Винни, это же неприлично садиться за стол, когда тебя еще не пригласили. И разве можно много есть? Ведь могут подумать, что ты не ел целый месяц.

Винни-Пух. Не спорь со мной, делай, как я тебе сказал, и тогда ты поймешь, что побывал в гостях с пользой для своего животика (снова поглаживает живот).

Пятачок. Все равно, Винни, ты не прав.

Принц Этикет. Не спорьте, друзья! Давайте лучше спросим у ребят, как надо вести себя в гостях.

(Учащиеся рассказывают о правилах поведения в гостях, приводят примеры)

Принц Этикет. Теперь я хотел бы узнать, умеете ли вы принимать гостей. Если вы согласны с высказыванием, то говорите «да», не согласны «нет».
- Если вы приглашаете в дом гостей, то должны спросить согласие родителей.(Да)
- Вошедший, здоровается первым. (Да.)
- Говорите гостю: «Проходи» - сами поворачиваетесь к нему спиной. (Нет.)  
- Помогаете гостю раздеться и, пропустив его вперёд, приглашаете в комнату
  со словами: «Проходи, пожалуйста!» (Да.)
- Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно откладывать в сторону, не проявляя своего интереса к ним.( Нет.)
 
- Принимая от гостей подарки, нужно их поблагодарить, сказав: «Спасибо!» (Да.)
- За столом принято рассказывать о своих болезнях. (Нет.)
- За столом принято сидеть, развалившись, опираясь на него локтями. (Нет.)
- Гостям, уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да.)
Дорогие мои гости, вы хорошо справились с заданиями. Вы умеете принимать гостей.

Учитель. А теперь давайте поиграем. Ребята будут читать стихи, а вы скажете, правильно или нет поступают их герои.

Саша взять хотел конфету,
Опрокинул чай на Свету:
Через весь тянулся стол
Ставим Саше пять иль кол?

Съела Маша бутерброд –
Скатертью утерла рот.

За столом сидел Федул,
Он на суп усердно дул
И забрызгал всех вокруг
Так ли делал он, мой друг?

Витя с правилом хорошим
Вовсе незнаком:
Он свою тарелку лижет
Длинным языком.

Аня конфету, гуляя, съедает,
Фантик куда, догадайся бросает?
В этом вопросе, ребята, туман:
В урну, на землю иль, может, в карман?

Ведущий. Ребята, отгадайте загадку:
Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
Давайте подскажем ей имя ее.

Учащиеся. Красная Шапочка.

Ведущий. Верно. Она как раз сюда идет.
(Звучит музыка из кинофильма «Про Красную Шапочку». Появляются Волк и Красная Шапочка)

Волк. А, это ты, Красная Шапка? Куда идешь?

Красная Шапочка. Что тебе от меня надо, Волчище-хвостище? Не приставай ко мне, а не то получишь в зубище!

Волк. Ах, вот ты как, Красная панама! Вот я тебе сейчас покажу! (замахивается)

Ведущий. Стойте! Как вы себя ведете? Посмотрите вокруг, какие здесь добрые, приветливые ребята. Какой вы им пример подаете? А еще любимые герои, которых мы пригласили в страну Вежливых слов! Ну-ка, начнем сначала.

(Звучит песня Красной Шапочки)

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, уважаемый Волк! Как поживаете? Я иду в страну Вежливых слов, меня туда ребята пригласили.

Волк. Можно и мне с тобой?

Красная Шапочка. Можно.

Ведущий. Ну что, подружились? Не будете больше ссориться? Ребята, пригласим их с собой в страну Вежливых слов? Но сначала загадаем им загадки. Ребята, помогайте им.

На сметане мешон,
На окошке стужон,
Круглый бок, румяный бок
Покатился (колобок).

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их, и до чего же
Братья дружные похожи. (Три поросенка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Айболит)

Что за странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино)

Учитель. А сейчас посмотрите инсценировку «Вежливые слова»

Автор.
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
В три часа открылась касса,
Собралась народу масса.
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой!

Кассир. – Подходите, ежик, ежик!
- Вам билет в каком ряду?

Ежик. – Мне поближе, плохо вижу,
Вот «спасибо», ну, пойду!

Автор. Говорит овечка:

Овечка. Мне одно местечко!
Вот мое благодарю – доброе словечко

Автор. Утка

Утка. – Кряк! Первый ряд!
Для меня и для ребят

Автор. И достала утка «Доброе утро»,
А олень:

Олень. – «Добрый день».
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке дайте
Лучшие места.
Вот мое «Пожалуйста»!

Автор. И вдруг,
Отпихнув старух,
Стариков, барсуков, бурундуков,
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого:

Медведь. – Касса, выдай мне билет!

Кассир. – Ваше вежливое слово?

Медведь. - У меня такого нет.

Кассир. - Не получите билет.

Медведь. – Мне билет!
Кассир. – Нет и нет!
Не стучите, не кричите,
До свидания, привет.

Автор. Ничего кассир не дал.
Косолапый зарыдал,
И ушел он со слезами,
И ушел к мохнатой маме.
Мама шлепнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое слово,
Что-то развернула и стряхнула,
И чихнула, и вздохнула:

Мама. – Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь, позволь
Их давно уж съела моль.
Бедные «пожалуйста» -
Что от них осталося.

Автор. Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
Вот уже второй звонок.
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:

Медведь. - До свиданья. Здравствуйте!
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!

Автор. И кассир дает билеты –
Не один, а целых три.

Медведь. - С Новым годом! С новосельем!
Разрешите вас обнять.

Автор. И кассир дает билеты,
Не один, а целых пять.

Медведь. - Поздравляю с Днем рожденья!
Приглашаю вас к себе.
Автор. И кассир от восхищенья
Постоял на голове.
И кассиру все под силу,
Очень хочется запеть:

Кассир. «Очень, очень, очень, очень,
Очень вежливый медведь».

Медведь. - Благодарен, извиняюсь!

Кассир. - Славный парень!

Медведь. - Я стараюсь!

Кассир. - Вот умница.

Автор. Вот идет медведица,
И она волнуется
И от счастья светится.

Утка. - Здравствуйте, медведица!
Знаете, медведица?
Славный Миша, ваш сыниша,
Даже нам не верится.
Мама. - Почему не верится?-

Автор. Говорит медведица.

Мама. - Мой сыночек молодец.
«До свидания!»
Конец!

Ведущий. Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом.
Вежливым называют того, кто соблюдает правила приличия, воспитанный, учтивый.
Вежливым человек не рождается, а становится.
И чтобы стать вежливым, надо знать и соблюдать правила поведения дома, на улице, в школе и других общественных местах.

Учитель. Послушаем, как советует поступать писатель С.Я.Маршак в стихотворении «Ежели вы вежливы».
(На сцену выходят чтецы)

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

Частушки.

Мы споем сейчас частушки
Так, совсем обычные,
Да и темы в них для вас,
В общем-то, привычные.

2) Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак,
«Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»

3) Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки

4) Попросила я мальчишку
Показать свой грузовик,
А мальчишка, как мартышка,
Показал в ответ язык.

5) В нашем классе мальчик есть,
Он успел всем надоесть.
Обзывает всех подряд –
И девчонок и ребят.

6) Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.

7) В поезд входят три юнната,
«Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут.

8) Мама шла из магазина,
Рядом с ней шагала Зина,
Не догадывалась дочь
Маме груз нести помочь.

9) Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать.
- Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.

10) Мы с ребятами сумели
Выполнить задание
Все частушки перепели,
Теперь – до свидания!

Учитель. А сейчас посмотрим, как обстоит дело с вежливостью, особенно у мальчиков.

Инсценированное стихотворение А.Барто «Вежливый поступок».

Было лето, пели птички
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.



Павлик понял: «Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
Первый раз у нас в стране?»
И с трудом он по-английски
Произнес: - Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!

Было лето, пели птички
Две девчонки
В электричке
Сели около окна.
- Между прочим,
Мы москвички, -
Улыбается одна.

Павлик крикнул:
- Как же так!
Значит, я
Попал впросак?!

И теперь не пьет,
Не есть он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему.

Учитель. - Ребята, понравился ли вам этот мальчик Павлик? Что бы вы могли ему посоветовать?
(ответы детей)

Ребята часто дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют человеческое достоинство.

Иногда бывает так. Во время перемены вы затеваете игру, но постепенно входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку. И тогда ребята постарше и посильнее начинают бить слабых.

Стихотворение Е.Ильина «Игра»

Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать,
Запомни драчун-забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей
А в играх с друзьями мы с вами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота!
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится, - стыдится.

Учитель. - В классе есть ребята, которые по поводу и без повода жалуются на всех остальных учительнице и родителям. У них возникает привычка постоянно и порой несправедливо в чем-то обвинять, обличать окружающих, преувеличивая их действительные недостатки. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними общаться. Стоит хорошенько подумать, нужно ли так себя вести, как мальчик Миша из песни «Ябеда-Корябеда».

Исполнение песни «Ябеда-Корябеда»

Учитель. Все вы ребята, должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами.. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

Коль хочешь, чтоб дружба была на года,
С друзьями делись ты всем-всем и всегда.
Не злись, не завидуй, старайся помочь,
А коли обижен – уйди просто прочь.
Друзьям уступай ты, будь добрым в игре,
Не ссорься ни в школе и ни во дворе.
Зазнайкой, врунишкой, вреднюлькой не будь,
Ведь с другом всегда веселей трудный путь.

Песня «Все мы делим пополам»

Учитель. - А сейчас произнесем клятву:
Клянемся вежливыми быть,
Всегда «Спасибо» говорить,
«Добрый день» и «До свиданья».
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету,
Науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть,
В борьбе со злом добро дарить,
Невеж разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянемся добрыми мы быть!
( Исполняется « Танец дружбы» на музыку песни « Крылатые качели»)
Учитель. Ребята, отгадайте загадку:
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)

(Появляется Карлсон)

Карлсон. Привет, друзья! А вот и я!
Узнали, верно, вы меня!
Я мимо школы пролетал
И вас в окошко увидал.
Смотрю – здесь полон зал гостей,
Так много собралось людей.
Я самый веселый на свете –
Поэтому нравлюсь я детям.
Я самый красивый, воспитанный,
Умный и в меру упитанный.

Песня «Смешной человечек»
(после песни – Карлсон ест варенье)

Малыш. Карлсон, что ты делаешь?
Карлсон. Заправляюсь.
Малыш. Но ведь на тебя ребята смотрят.
Карлсон. А почему бы им не смотреть на меня? Я ведь самый красивый в мире мужчина в полном расцвете сил!
Малыш. Я не сомневаюсь. А вот ребята могут подумать, что ты еще и..
Карлсон. Ну кто? Кто?
Малыш. Ребята, а вы как считаете?
Ученик. Жадина.
Карлсон (чуть не плача). Да не жадина я, нет! Вот еще съем капельку варенья и угощу всех вас. Хорошо?

(Карлсон отдает Малышу варенье, а ребятам раздает конфеты. Все благодарят Карлсона и Малыша и приглашают их с собой в страну Вежливых слов)

Фея Доброты. Да, Буратино, наше путешествие закончилось. Для того чтобы вернуться из него нужно сказать волшебные слова:
      Эни – бени, черебрени,
Маятник, качается.
        Эни – бени, черебрени,-
                Путешествие заканчивается.
 
(Ученики хором повторяют эти слова за Феей.
Фея и Буратино прощаются с детьми)


Литература:
1.В.Б. Леонтьева, Н. В. Фалей «Праздники для детей младшего школьного возраста»: Минск, Юнипресс 2002.
2.О. Е. Жиренко, Л. Н. Яровая и др. «Внеклассные мероприятия 1 класс»:
М., ВАКО 2006.
3.Л.И.Глизерина, Л. А. Наумов «Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия»: Чебоксары, 1997.


15