Урок русского языка. Тема Глагол как часть речи

Урок разработала
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №4
г.о.Лосино-Петровский
Класс: 5 23.01.2017 г.
УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
отличать глаголы от слов других частей речи;
работать с различными источниками информации;
использовать знания о глаголе.
Метапредметные:
В результате занятия обучающиеся смогут:
сформулировать цели своей учебной деятельности;
планировать и регулировать свои действия;
совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.
Личностный результат:
В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации


(Звучит запись «Звуки зимы»)
- Ребята, вы слышите? Что это?
-Правильно, это наша зима.
Учитель читает :
Три месяца белых как снег, И счастлив каждый человек. Ведь можно играть, веселиться, В сугробах валяться, резвиться. Оденемся теплее в эти дни, А на деревьях шапка белая, ты посмотри. А после зимушки весна уж настает, Улыбка и тепло нас снова ждет.

- Природа –живой организмспит и дышит, просыпается, оживает, воет и вздыхает
А какая часть речи передаёт действие? (глагол)
- Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?
- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!
Прослушивают запись. Отвечают на вопросы.




Рассуждают о том, чем радует зима

Выделяют средства выразительности..




Вспоминают об олицетворении
(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(Р) – целеполагание
(Л) - самоопределение

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.


- Ребята, вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы «Я знал»
Я знал(а)
V
Я узнал(а)
+
Хочу узнать
?





- Информацию, с которой согласны оба, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.
(На слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
На какие вопросы может отвечать глагол?
Что обозначает глагол как часть речи?
Какие морфологические признаки имеет глагол?
Как он изменяется?
Каким членом предложения обычно бывает?
Учитель записывает информацию учащихся на доске.
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель.



Заполняют первую колонку таблицы.
Объединяются в пары и обсуждают свои списки.





Одна-две пары зачитывают информацию.
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.
(Р) – выполнение пробного учебного действия
(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания
(П) – самостоятельное выделение познавательной цели
(К) – учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов

III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения


Раздаёт учащимся тексты с правильной информацией
Знаки для маркировки текста:
«!» - я это знал
«+» - новое для меня
«-« - новое для меня
«?» - вопрос
Информационный текст

1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».
2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М.Пешковский.
3..Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
4. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.
5.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».

6. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
1) Постоянные признаки:

а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)
б).переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);
в).возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;
г).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .

2)Непостоянные признаки:

а) наклонение: изъявительное, условное, повелительное
б) время: настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?;
в) число: единственное и множественное;
г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО);
д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)

7. В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего
8. Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются.
9. В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет).

(Вопросы для обсуждения:
Что вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение и почему?)
Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

Словами или словосочетаниями записывают новую информацию во 2-ой столбик таблицы.
В 3-ий столбик записывают вопросы (только в том случае, если они возникают)
(П) – анализ, сравнение, обобщение
(П) – смысловое чтение
(П) – определение основной и второстепенной информации
(П) – моделирование
(К) – постановка вопросов
(Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения
(Р) – планирование, прогнозирование

IV. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания

- Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чём вы прочитали. Это будет очень трудно.
- Чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим кластер (вопросы для составления кластера были записаны на доске, когда дети работали в парах)


Прочитайте стихотворение. М.Исаковского «Ветер».
Найдите и подчеркните в тексте глаголы, употребленные в переносном значении. Вспомните, как они называются в художественной литературе. С какой целью автор употребляет их в стихотворном тексте?
Осторожно ветер
Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черемух, Пожурил за что – то
Воробьев знакомых.
М.Исаковский.

Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание А.М. Пешковского о русском языке?
Пешковский утверждал, что “глаголы это слова, оживляющие все, к чему они приложены”.
И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
- По своим лексическим значениям существительные и глаголы бывают так похожи, что порой трудно отличить одно от другого. (ОМОГРАФЫ, или грамматические ОМОНИМЫ)

А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”
Повар -, врач - .., учитель - , ученик - , баянист - , художник - , портниха - , продавец - , пекарь - .., ветер - , гром - , молния - .., трава - .., дождь - , огонь - , солнце - .., вода - ..



Составляют кластер.
Работают в парах. Обсуждают новую информацию, опираясь на вопросы, записанные на доске. Дополняют свои кластеры

Отвечают и вспоминают об олицетворении













СТИХ (стихотворение) и СТИХ ветер (глагол стихнуть в форме прошедшего времени).
Печь – печка и печь пироги
ТЕЧЬ - это глагол в значении "струиться" и существительное в значении "пробоина"
Делают вывод.

(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
(П) – умение структурировать знания
(П) – использование знаково-символических средств
(П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты
(П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий
(П) – выполнение действий по алгоритму
(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К) – управление поведением партнёра
(К) – планирование учебного сотрудничества
(Р) – контроль, оценка, коррекция
(Р) – осознание качества и уровня усвоения
(Л) – осознание ответственности за общее дело

V.Итог урока. Рефлексия
Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности



- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?
- Обратите внимание на графу с вопросами. Это темы будущих уроков, на которых будут даны ответы на эти вопросы.

Домашнее задание:
- выучить материал по кластеру;
- $ 106, упр.604


Отвечают на вопросы учителя


(П) – рефлексия способов и условий действия
(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности
(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К) – учёт разных мнений



15