Наименование раздела: песня, танец, марш. Тема урока: Марш Учитель музыки и пения


ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат №1»
Наименование раздела: песня, танец, марш.
Тема урока: Марш
Учитель музыки и пения: Бельченко Е.В.
Урок музыки и пения . 2 класс. 1-я четверть.
Тема урока: Марш

Цель урока - обобщить представления учащихся о жанре «марш» и его характерных чертах, познакомить с разновидностями маршевой музыки; закрепить умение определять в звучании особенности музыкального жанра «марш».
Тип урока – комбинированный.
Техническое обеспечение урока: ПК или ноутбук, проектор, экран.
Дидактическое обеспечение урока: презентация
Ход урока.
I.Организационный этап.1.Построение около класса.
2.Музыкальное приветствие.
3.Музыкальная разминка.
- исполнение песни в ансамбле с учителем «Во поле берёза стояла»
Объявление темы урока (слайд №1).
Работа над темой.
- Ребята, скажите под какую музыку вы вошли в класс? (марш)
Слайд №2
Марш (от франц. marche - шествие, движение вперёд) - один из самых древних жанров. Сложился в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (в строю, праздничное шествие) и всегда соответствовал характеру этого движения - торжественному, неторопливому, или бодрому, энергичному.
- А по каким признакам мы с вами можем определить жанр марша?
Слайд №3
- строгая размеренность ритма
-двухдольный размер.
- всегда квадратная структура построений
- аккордовое сопровождение
- в основе чаще всего лежит две или три темы
- марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии
значительная роль отводится духовым и ударным инструментам, а особенно трубе
II.Объяснение нового материала. Марш сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего средневековья на основе народной походной песни, военных сигналов, некоторых форм танцевальной музыки. Начиная с XVIII века в европейских странах для исполнения маршевой музыки стали специально создаваться военные инструментальные капеллы и оркестры, состоящие из деревянных и медных духовых инструментов и барабанов. К началу XIX века к ним добавляются и металлические ударные - литавры, тарелки и т.п. История русской военной музыки восходит к временам Киевской Руси. Об игре на духовых инструментах во время похода княжеской дружины упоминается еще в «Слове о полку Игореве». Организующие, воодушевляющие свойства военно-духовой музыки отмечались многими военачальниками. А.В.Суворов писал, что «музыка удваивает, утраивает армию».
- А какие бывают марши? Услышав музыку сказать – это марш.
Слайд №4
Марш является прикладным жанром. Бывает:
- военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей - "Прощание славянки"
· спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях – «Олимпийский марш»
· траурный - «Похоронный марш» Ф.Шопен
· сказочный - марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинка. «Шествие чуд морских» из оперы «Садко».
· юмористический - "Любовь к трём апельсинам" С.С.Прокофьев
· игрушечный - "Марш " из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
· детский - из "Детской музыки" Прокофьева
· песня-марш - "Вместе весело шагать"
Слайд №5
Слушание. Военный марш.Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Основные разновидности военного марша: - строевой, - походный - встречный марш
Слайд №6
Слушание музыки и анализ.
Перед прослушиванием музыки, учащимся предлагается задание. Во время звучания музыки прочитать предлагаемый текст (слайд №6) и высказаться на тему соответствия музыки и литературного отрывка.
Слайд №7
Слушание «Спортивного марша» и определение характерных особенностей.
Уже на относительно раннем этапе развития марш вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к расширению его формы, усложнению выразительных средств, обогащению содержания.

Слайд №8
Особую разновидность представляет похоронный, или траурный марш.
Он обладает своими особенностями.
Траурный марш исполняется в медленном темпе и характеризуется:
- особым типом мелодики (меньшая роль «фанфарных» мелодических оборотов, выдвижение на 1-й план плавных, «стонущих» интонаций),
- фактуры (мерное чередование аккордов в сопровождении),
- его крайние части пишутся в минорной тональности,
- в остальных видах марша преобладают мажорные тональности.
Слайд №9

Слушание и анализ «Похоронного марша»
III. Исполнение песни « Песня о школе» муз. Д. Кабалевского.
-работа над вокально-хоровыми навыками.
-разучивание 2 и 3 куплетов.
IV.Обобщение темы урока. Подведение итогов.
Слайд №№ 10,11
Домашнее задание.