Технологическая карта урока русского языка «Глагол как часть речи»


Технологическая карта урока русского языка «Глагол как часть речи»
Класс: 4  
Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык для 4 класса
 Тема: «Глагол как часть речи»Тип урока: Открытие новых знаний.
Цели урока: повторить знания о правописании изученных орфограмм, вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи, учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;
Планируемый результат:  
Предметные умения:
- сравнивают, устанавливают аналогии;
- обобщают, выделяют существенные признаки глагола.
Личностные: развитие самостоятельности. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
 Метапредметные результаты:
Регулятивные: овладеет способностью принимать и сохранять цели из задачи учебной деятельности поиска средств, ее осуществления; формирование умения понимать успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Познавательные: приобретет начальный опыт применения знаний для решения познавательных и учебно-практических задач.
Коммуникативные: работает в парах и самостоятельно, оценивает свои умения.
Материалы к уроку: учебник по русскому языку, тетрадь, доска.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающегосяМотивация к учебной деятельности -Я думаю, что вы готовы начать урок русского языка.
-Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.
-Хорошо, опустите руки.
-А теперь поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.
-Как вас много, хорошо, опустите руки. Дети поднимают правую руку.
Дети поднимают левую руку.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений
А) Чистописание
Б) Словарная работа
Разминка для рук (мытье рук).
- Откройте тетради, запишите число и классную работу.
-Я предлагаю вам начать наш сегодняшний урок с повторения написания буквы «К» заглавной и «м» строчной.
- Составим слоги-слияния так, чтобы буква обозначала твердый звук. Какие гласные звуки обозначают твердость предыдущего согласного?
- Тогда какие слоги у нас получатся?
- Хорошо, молодцы.
- Расскажите все про звук [м], какой это звук?
Словарный диктант. Работа у доски.
-Посмотрите на доску.
Б…седа, зап…дный, шел…ст, к…ртоф…льный, п…бедить, с…лдат, п…рог, …птека, пр…красный, …бычный, св…ркать, м…линовый.
- Какие буквы пропущены?
-Проверим по цепочке, вставляя букву.
-Какие задания можно предложить к этой группе слов?
1 вариант - Запишите имена существительные.
2 вариант – Запишите имена прилагательные.
-Как определили имена сущ.? Прил.?
-Какие слова не вошли в группы?
-Почему? Докажите.
-Чем они отличаются от других частей речи? (оценить ответы учеников) Дети прописывают элементы одну строку.
- [а], [о], [у], [ы], [э].
- Ма, мо, му, мы, мэ.
- Согл., тв.
Ответ детей.
Дети проверяют написанные слова.
Открытие нового знания 249555868045-Посмотрите на ребус. Прочитав слово, вы определите тему урока.
1812099311409 ,
Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и начнём расширять свои знания о глаголе.
- Что вы уже знаете о глаголе?
- Значение слова глагол несколько шире известного вам. Обратите внимание на экран. На основании 3 цитат предположите, что такое глагол.
1. А.Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.
2. Герой рассказа И.С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро »
3. У А.Толстого читаем: « Мужики разглагольствовали….»
- Итак, глагол – это слово…, ( сравнить своё высказывание со сведениями из истории возникновения слова + учебник стр. 63)

-Перед вами кластер «глагол».
-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?
На какие вопросы отвечают?
Что обозначают?
Чем являются в предложении?
Какую роль играют в речи?
- Глагол
ФизминуткаМы дружно трудились, немного устали
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведем
И очень глубоко всей грудью вздохнем.
Закрепление новой темы - Выберите и запишите вопросы, на которые отвечает глагол.
Что? Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?
Задание: Один ученик у доски выполняет действия, которые называет учитель.
Мальчик хлопает(показывает)
топает(показывает)
поднимает руку(показывает)
кивает головой(показывает)
мечтает
злится
Значит глаголы обозначают не только действие предмета, но и что?
Работа по учебнику: упр. № 1, стр. 62
- Вспомните и назовите, что обозначает глагол?
- Все ли эти слова называют действия?
- К какой же части речи их можно отнести?
-Почему? (вопрос)
Вывод:
Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др.
+ ПРАВИЛО: стр. 63
- Его состояние
- Действие предмета
- Нет, называют состояние
- Глагол
Включение нового в систему полученных знаний. Работа в парах. Учебник, стр. 63-64, № 3: запиши предложения, используя нужные по смыслу глаголы.
* Придумай предложения, в которых глаголы движения будут обозначать разное направление. Разобрать по членам предложения.
Составить из слов белое, покрывало, всю, землю, покрывало, загадку. Отгадайте.(снег)
Что интересного заметили? (два одинаковых слова)
Но чем- то они отличаются?
Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое.
Вывод:
Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др. В предложении глагол обычно является сказуемым.
+ ПРАВИЛО на стр. 64 Домашнее задание
Рефлексия Запись на доске. Инструктаж.
- Какие знания подтвердили?
- Что нового узнали о слове глагол?
- Как расширилось ваше представление о глаголе, как части речи?
-О чём задумались?
В начале урока вы сформулировали вопросы.
Кто может ответить на все вопросы? (оценить ответ ученика)
У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я устал/не устал
Моё настроение стало лучше/хужеМатериал урока был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
интересным/ неинтересным