Классный час Школа вежливых наук


Главное управление образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алейская общеобразовательнаяшкола–интернат»
Классный час
«Школа вежливых наук»
Приготовили и провели:
Бугакова Н. В., Пыхтина Т. С.,Гордеева Е. В.
г. Алейск, 2016
Дети поют песню.
  Землю обмотали тоненькие нити:
                 Нити параллелей и волшебных рек,
                 Совершите чудо- руку протяните,
                 Надо, чтобы в дружбу верил человек,
    Совершите чудо- руку протяните,
                 Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От весёлой шутки тает даже снег,
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнётся незнакомый хмурый человек,
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнётся незнакомый хмурый человек.
Мы не зря мечтали о волшебном чуде,
                 Пусть планету кружит всемогущий век,
                 Совершите чудо - пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.
Познавательная игра: «Школа вежливых наук».
Цели. Создать условия для:
- формирования у детей понятия «вежливые слова», пополнить их словарный запас; подвести детей к мысли о том, что недостаточно внешней культуры, нужна ещё и внутренняя, которая не позволяет человеку быть грубым  и     чёрствым;
-повторить правила поведения дома, в общественных местах, в школе воспитывать уважение к другим людям и их труду.
-отрабатывать навыки этики общения, воспитание чувства коллективизма, доброго отношения к одноклассникам и взрослым.
Наглядность: Презентация «Школа вежливых наук», надпись на доске «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть», реквизиты к сценкам, ромашка, название команд «Весёлые», «Находчивые», смайлики, осколочные надписи «Спасибо», «Пожалуйста», надпись «Места для детей»Дети разделены на 2 команды: «Весёлые» и «Находчивые».
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Мальчишки и девчата!
Приветствую вас от души,
Дорогие малыши!
Товарищи взрослые, и вам - привет!
А больше приветов у меня нет.
Впрочем, почему же нет?
Я ещё раз всем, всем, всем говорю -
Здравствуйте!
(Возможны робкие ответы зрителей).
Учитель. Что так недружно? Ни жарко - ни холодно, ни мокро - ни сухо, ни горько - ни сладко, ни валко - ни шатко? Давайте поздороваемся не совсем обычным способом. Когда я скажу: «Здравствуйте», все мальчишки крикнут: «Салют!» - и помашут мне рукой. Давайте попробуем. Здравствуйте! (Мальчики приветствуют ведущего.)
Девочки пусть дружно крикнут: «Трям!» - поднимут руки вверх и покажут «фонарики». Ну-ка! Здравствуйте! (Девочки приветствуют ведущего.)
Уважаемые взрослые! Вас прошу поздороваться по-восточному. Для этого ладони нужно сложить перед грудью, сделать маленький поклон и сказать: «Салам алейкум!» Здравствуйте! (Взрослые приветствуют ведущего.)
Теперь здороваемся все вместе, но каждый по-своему. Мальчики - «Салют!», девочки - «Трям!», взрослые - «Салам алейкум!» Итак, здравствуйте! (Все приветствуют ведущего).
Учитель. Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.
2. Введение в тему занятия.
- Сегодня я хочу вас пригласить в необычную школу, а в школу вежливых наук. (Слайд №2).
- А какого человека, по вашему мнению, можно назвать вежливым? (Ответы детей).
- А знаете ли вы, что до 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. (Слайд №3)
- А что - же такое вежливость? (Предположение детей).
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Учитель (цели). Сегодня мы повторим и закрепим правила поведения на уроках, переменах, правила поведения дома, в общественных места; вспомним вежливые слова. А нашим девизом будут следующие слова «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть». (Слайд №4)(Красивая надпись на доске).
Объяснение правил. У нас 2 команды «Весёлые» и «Находчивые». За каждый правильный ответ наша помощница (к) будет выдавать смайлик: если ответ правильный - весёлый, неправильный - грустный.
Прежде чем начать наши уроки давайте повторим правила поведения на уроках и переменах (ведущий читает четверостишия попеременно каждой команде).
На уроке будь старательным,Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,Слушай, … (не перебивая).
Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать).
На математике считают,На перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,Не болтай, ты не … (сорока).
Если друг стал отвечатьНе спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу – Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи, На переменах не … (кричи).
Все знают правила поведения на уроках и переменах и мы начинаем…
Учитель. Наш урок в школе вежливых наук начинаем с урока математики. Работать в «команде» мы будем по правилу «Один за всех и все за одного» (учащиеся повторяют хором).
Урок математики.
Задание 1.
- Посчитайте, сколько волшебных словосочетаний слов встретилось в стихотворении.
Тень.
На земле лежала тень.
Я сказал ей «Добрый день!».
Солнце к лесу опустилось,
Тень немного удлинилась.
Я сказал ей «Добрый вечер!»,-
Тень растаяла и скрылась,-
Доброй ночи, тень! До встречи!
Сколько вежливых словосочетаний вы услышали в стихотворении?
(Ответы детей: добрый день, добрый вечер, доброй ночи, до встречи). (Слайд №5)
Задание 2. Чья команда назовёт «волшебных слов» (Дети сначала записывают, а затем зачитывают и считают).
Задание 2.
- Послушайте задачи.
«Задача не на сложение, а на уважение». (Слайд №6)
1.Вопрос к команде «Находчивые».
2.Юра и Андрей спешили в столовую и бежали по лестнице через 2 ступеньки. Навстречу поднималась Ольга Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Ольга Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в столовую.
Сколько ошибок, и какие допустили мальчики в своём поведении?
2.Вопрос команде «Весёлые».
3.Мальчик крикнул прохожему:
-Скажите, сколько сейчас часов?
Обращаясь к прохожему, мальчик допустил ошибки.
Сколько и какие ошибки допустил мальчик в своём поведении?
Задание 3. Чья команда назовёт «волшебных слов» (Дети сначала записывают, а затем считают).
Перемена: игра «Пожалуйста».
Описание игры.
- Я начну вам показывать движения, а вы повторяете их за мной, но только в том случае, если я скажу слово «Пожалуйста».
Игра “Не ошибись, пожалуйста” (Слайд №7).
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!Поднимите руки.Поднимите, пожалуйста, руки!Будьте добры, похлопайте!Потопайте.Попрыгайте, пожалуйста!Я вас прошу, выполните 10 приседаний!Бег на месте начали.Тихо сядьте.Тихо сядьте, пожалуйста!Будьте добры, улыбнитесь!
Улыбнитесь, пожалуйста!
Урок письма. (Слайд №8).
Задание 1. Каждой команде я предлагаю придумать предложение с вежливыми словами.
1 группа – «Будьте добры!»
3 группа – «Извините!»
(После выступления каждой группы, дети рассказывают стихи).
Будьте добры!
Не обижайте!
Будьте добры
Ко всем, кто слабей.
Пусть не боится вас воробей,
Согрейте котёнка,
Погладьте щенка
И мотылька
Не сгоните с цветка.
Не обижайте и мошкары.
Не забывайте, будьте добры!
Извините!
Если вы кого-то обидели случайно
Если наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не молчите,
Долго не тяните, скажите: «Извините!».
Задание 2.Составить слова из осколков «Спасибо», «Пожалуйста» (Слайд №9).
Задание 2.Продолжи пословицы и поговорки. (Поочерёдно каждой команде) (Слайд №10)
1.Доброе слово лечит, а…(злое калечит).
2.Как аукнется,…(так и откликнется).
3.Приветливое слово…(гнев побеждает).
4.Доброе слово…(и кошке приятно).
(Учащиеся объясняют смысл пословиц).
Перемена (Слайд№11)
Игра «Вежливые прятки»
Выбирается водящий (по 1 от каждой команды). Водящему завязывают глаза Его задача - узнать по голосу говорившего. Один из учащихся, подходит сзади, хлопает водящего по плечу и произносит какое-либо вежливое слово: «Прости», «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего». Водящий должен узнать ученика по голосу.
Урок чтения- мини театр. ( Слайд №12)
Сейчас посмотрим несколько сценок и сделаем выводы.
(Вопрос команде «Весёлые»)
В. Осеева «Старушка».
Автор (учитель). По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая девочки свою сумку, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
-Это твоя бабушка?
-Нет,- ответил мальчик.
-Мама?- удивилась подружка
-Нет!
-Ну, тётя? Или знакомая?
-Да нет же, нет!- ответил мальчик
-Это просто старушка.
Вед. Как поступил мальчик, каким он был?
(Вопрос к команде «Находчивые»)
Сценка “В автобусе”
Ехали в автобусе две девочки с книжками под мышками: Катенька и Наденька. Смирно сидели на своих местах, над которыми написано: “Места для детей”.
Вдруг автобус остановился. Раскрылись сами собой дверцы, и с передней площадки вошла старушка. Трудно было старенькой подниматься по ступенькам, да, спасибо, люди помогли – под руки поддержали.Водитель оглянулся, увидел, что бабушка вошла, и тронул машину.
Бабушка покачнулась, ищет глазами, где свободное место, да плохо видит. Шагнула к девочкам. А Наденька как крикнет испуганно: “Куда же бабушка. Прочтите, что здесь написано,- это же места для детей! Вы что, неграмотная!?”
Стыдно стало Катеньке за свою подружку. Вскочила она с диванчика, усадила бабушку и говорит: “Простите, пожалуйста, Наденьку она у нас ещё не совсем грамотная”.
Старушка села и говорит: “Ничего, ничего, у вас жизнь впереди – ещё научится!”
Выбежали девочки на остановке, и давай спорить, Наденька говорит: “Ты что, не умеешь прочесть написанное? Тебя плохо в школе учили?” А Катенька говорит: “Нет, это тебя плохо учили: не знаешь, что есть такое не писаное правило.
О каком не писаном правиле говорила Катенька?
(Младшие должны уважать старших).
(Вопрос команде «Весёлые»)
По улице шли 2 прохожих. Первому 82 года, а второму 10 лет. У первого в руках было 5 предметов: сумка, 3 книги и свёрток. Одна книга упала!
-У вас книга упала!- закричал мальчик, догоняя прохожего.
-Разве?- удивился тот.
-Конечно, объяснил мальчик.
-У вас же было 3 книги, сумка и пакет, а теперь осталось 4.
-Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,
-Сказал прохожий, с трудом поднимая книгу,
-Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.
Учитель.О каких правилах говорил старичок? (Ответы детей).
(Вопрос к команде «Находчивые»)
Учитель. Ребята, а дома нужно быть вежливыми? (Ответы детей)
Посмотрите сценку «Привереда»
и скажите, что не так в поведении девочки?
-Вот тебе тарелка супа
Ешь, голубка!
Не могу. Вдруг себе язык и зубы этим супом обожгу.
-Кашу ешь,- она остыла…
-Да, остыла, но…
-Что, но?
-Каша мне давно постыла, опротивела давно.
-Если хочешь,- вот салат
-Нет, салат зеленоват.
-Молока тебе налью!
-Молока я не люблю!
_Может рыбы?
-Нет, спасибо!
-Отчего же?
-Пахнет рыбой.
-Привередникам – ни за что не угодишь.
-Привереда, привереда, оставайся без обеда!
Хорошо ли ведёт себя девочка со своей мамой?
-Нужно уважать старших в доме: мам, пап, бабушек, дедушек, а так же своих сестрёнок и братишек. Выполняйте все поручения старших, не грубите старшим, спрашивайте у них совета. Жалейте их, заботьтесь о них.
Перемена «Забытые слова» (Слайд №13)
1.Дядя Саша огорчён, рассказал он вот о чём:
Видел Настю я на улице сейчас,
Настя славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова… (здравствуйте!)
2.Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была,
На меня он, «как торпеда»
Налетел из-за угла.
Но представьте - зря от Вити
Ждал я слова… (извините!)
3.Он про внучку говорил: экая досада,
Я портфель ей подарил, вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать, как рыба
Ну, сказала бы…(спасибо!)
Урок пения. Частушки о том, как не надо себя вести. (Слайд №14)
1).Заиграй-ка, ты гармошка,растяни свои меха.Ну-ка вспомним-ка, ребята, Как мы не должны себя вести.
2).В поезд входят три девчонки:“Ух, народу сколько тут!Занимай места быстрее,А то бабушки займут!”
3).Петя ловко ловит рыбу,Может лодки мастерить,Только “здравствуй” и “спасибо”Не умеет говорит.
4).Тётя Сима попросилаСлазить Петю на чердак.“Извините, тётя Сима,Я Вам вовсе не батрак!”.
5).Говорит лентяйке мать;- Убери свою кровать!- Я бы, мама, убрала,Только я ещё мала”.
6). Коля ссорится с друзьями,В ход пускает кулаки,У задиры под глазамиНе проходят синяки.
7).Думал я и день, и ночьКак подруге мне помочь.Чтобы пыль не поднимать,Я не буду подметать.
Контрольная работа. (Слайд №15)
 2.Игра « Вежливо - невежливо».
Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в ней (по 1 строчке каждой команде).
Поздороваться при встрече…(вежливо).
Толкнуть и не извиниться…(невежливо).
Помочь подняться упавшему…(вежливо).
Не встать, приветствуя учителя…(невежливо).
Не уступить место пожилому человеку…(невежливо).
Пропустить вперёд учителя…(вежливо).
Перебивать взрослого во время разговора…(невежливо).
(По ходу всего занятия под названиями команд вывешиваются «смайлики»)
Учитель. Учащиеся 2 класса приготовили нам подарок «Ромашку» (Слайд№16)
Для тебя, друг, я составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
Как проснулся - так вставай,
Волю лени не давай!
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой - проверь!
В школе, в классе не сори.
Сор увидишь - подбери!
Ты труд другого уважай.
Сам насорил - сам убирай!
Не таскай в кармане мела
-Это, милый мой, не дело!
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
Дома близким не груби;
Малышей жалей, люби;
Знай, хорошие отметки,
Не растут в саду на ветке в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
(Слайд №17)
- Ежели вы вежливы и к совести не глухи, Вы место без протеста уступите старухе.Если вы вежливы в душе, а не для виду,В автобус вы поможете взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке, Не будете с товарищем трещать как две сороки.Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте, И ежели вы вежливы, то вы в библиотекеНекрасова и Гоголя возьмёте не навеки.И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее, Вы будете защитником, пред сильным не робея.
(Слайд №18)Учитель. Пока вы ещё маленькие, но придёт время, вы окончите школу, получите профессию, но кем бы вы, ни стали, прежде всего, должны вырасти по-настоящему добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, дисциплинированными. А всему этому нужно учиться и учиться не только на словах. Надо, чтобы ваши поступки не огорчали ваших родителей, взрослых, чтобы вам никогда не приходилось краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всём быть полезными для общества людьми.
-