Программа по нравственно-этическому образованию


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель директорадиректор школы
классных руководителей по ВР______ Гизатуллин С.А.
протокол №____ ______ Плетенюк Т.В.Приказ № _____
от «___»________ 2016 г.«____»________ 2016 г.от «___»________ 2016г.
Программа
по нравственно-этическому воспитанию



Классный руководитель:
Шуфаева Ольга Сахиповна,
учитель 1 квалификационной категории
г. Чернушка
2016 г.
«В воспитании ребёнка важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни, предметом собственных стремлений и личного счастья»
И. В. Свадковский.
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству. Умение соотносить совершаемый поступок с известным образцом нравственного поведения и оценивать его требует от ребенка не только знания моральных требований к поведению человека в обществе, но и оценки различных моделей поведения. Этика позволяет погрузить школьника в общечеловеческий опыт рождения и сохранения нравственности как основы и условия сохранения жизни. Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения. 
Формирование нравственности или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике — философской науке о морали  существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
Нравственно-этическое воспитание — это важнейшая составляющая в формировании личности, ибо мораль является регулятором взаимоотношений между людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет поведение людей. Общая задача нравственного воспитания — сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях,  детях и др.
Программа предназначена для воспитанников 5 – 9 классов коррекционной школы. Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору.  Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.
В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.
Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.
Эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Известно, что искусство обладает широким спектром воздействия на развитие человека. К восприятию духовного потенциала людей, а тем более детей, нужно специально готовить.
Главное в работе по данной программе – три основных направления.
1. Знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
2. На основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснить их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
3. Системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в обществе в самых разнообразных ситуациях.
Учитывая особенности мышления данной категории детей, не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь – ставить перед обучающимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой – представлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.
Структура программы.
Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете, и его моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми по следующим направлениям: здоровье, общение, досуг, отечество, труд.
Цель программы.
Воспитание нравственно-этических качеств, важнейшей ценности духовного развития ребёнка.
Задачи программы.
1.Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни.
2.Просвещать воспитанников с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
3.Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость, учить им следовать в повседневной жизни.
4.Расширять представления детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе так и с окружающими людьми.
5.Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.
6.Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана в соответствии с
Законом РФ «Об образовании»;
Конституцией РФ;
Декларацией прав ребенка.
Формы реализации программы.
1 Тематические беседы по нравственной тематике.
2 Дискуссии по нравственной тематике.
3 Практикумы, игры по этикету.
4 Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.
5 шефская работа малышам, ветеранам труда, нуждающимся людям.
6 Посещения музея, библиотеки, памятных и исторических мест.
7 Конкурсы.
8 Родительские собрания.
Программа рассчитана на 5 лет, содержит по 4 раздела на каждый год обучения.
Содержание программы
5 класс
Цель: Формирование широкого спектра эмоционального реагирования на основе знакомства с возможными человеческими реакциями, развитие способности самовыражения и самооценки, обогащать словарь речевыми моделями коммуникативного поведения.
Первый раздел  «Какие дары дала человеку природа»
№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
1 Какой Я, какие другие. Знакомство.  
2 Мир, в котором мы живем. 1
3 .Мой ум. 1
4 Твои добрые дела: как ты помогаешь природе. 1
5 Итоговое. Обобщение. 1
Второй раздел   «Я и другие»
№ Занятия Тема занятия Кол-во часов
6 Как вести себя друг с другом. 1
7 О заботливом отношении к людям. 1
8 Что такое доброта? 1
9 Что делать, если ты поссорился с другом. 1
10 Итоговое. Обобщение. 1
Третий раздел  «Чтобы душа была здорова»
№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
11 Спеши делать добро. 1
12 Доброе слово, что ясный день. 1
13 Чем сердиться, лучше помириться. 1
14 Итоговое. Обобщение 1
Четвертый раздел  «Гармония мира и души»
№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
15 Красота природы и души. 1
16 Беречь природу чтобы быть здоровым. 1
17 Моё настроение 1
18 Итоговое. Обобщение. 1
6 класс
Цель: Формировать у детей этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предыдущих поколений. Простые нормы нравственности, предлагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадания и помощь слабому. Занятия этической грамматики рассчитаны на то, чтобы для ребёнка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми - лживость, предательство, высокомерие, грубость.
Первый раздел «Этика общения»
№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
1 Доброта, что солнце. 1
2 Вежливость на каждый день. 1
3 Когда идёшь по улице. 1
4 Скромность украшает человека. 1
Второй раздел  «Этикет»
№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
5 Простые правила этикета. 1
6 Повседневный этикет. 1
7 Весёлые правила хорошего тона. 1
8 Ты пришёл в театр. 1
9 Путешествие в страну этикета. 1
Третий раздел   «Этика отношений к окружающему»
№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
10 Я могу быть волшебником. 1
11 Маленькое дело лучше большого безделья. 1
12 Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои. 1
13 Люби всё живое. 1
14 Я люблю маму милую свою. 1
Четвертый раздел  «Этика отношений в коллективе»
№ Занятие Тема занятия Кол-во часов
15 Если радость на всех одна. 1
16 Мой класс – мои друзья. 1
17 Самолюб - никому не люб. 1
18 О дружбе мальчиков и девочек. 1
19 Итоговое. Подарок коллективу. 1
Предполагаемый результат
Повышение уровня самосознания.
Развитие эмоционально-волевых свойств.
Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие творческих способностей.
Обучающиеся должны знать:
о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
о стремлении к самосовершенствованию.
о культуре поведения и общения.
Обучающиеся должны уметь:
определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
заниматься самовоспитанием.
Учебно-методическое обеспечение
Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
Книги и брошюры по этикету.
Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.