Сложности выполнения заданий раздела ОГЭ «Говорение»


Сложности выполнения заданий раздела ОГЭ «Говорение».
Одним из главных аспектов проверки на экзамене в 9 классе является практическое владение устной речью в рамках изученных тем, а также коммуникативная компетенция учащихся. Раздел «Говорение», как известно, включает три типа задания : чтение текста с хорошим произношением , интонацией и паузами, развернутые и полные ответы на вопросы анонимного интервью, тематическое монологическое высказывание с опорой на план .
Ведущая цель при обучении любого иностранного языка-научить общаться. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).
Опыт показывает, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.
Участие в общении предполагает овладение устной речью на иностранном языке, т.е. создание навыка говорения. Основная проблема, с которой сталкиваются выпускники девятого класса на экзамене, это недостаточность личного опыта, а следовательно, нарушение логики монологического высказывания, бедная фантазия учащегося для решения коммуникативной задачи на экзамене и хорошей демонстрации как лексического, так и грамматического материала, изученного на протяжении многих лет. Однако, говорение довольно жестко устанавливает объем необходимого минимума словарного и вообще языкового материала, которым должен овладеть обучаемый для полноценного участия его как личности в процессе общения. Этот минимум, кроме словарного и грамматического материала языка, предполагает овладение целым рядом основных экстралингвистических средств данного языка, как например, абсолютный темп речи, интонация, характер пауз (их длительность и размещение).
Исходя из вышесказанного можно сказать, что основными трудностями при выполнении части «ГОВОРЕНИЕ» являются:
на уровне лексики:
- минимальный запас словарного запаса;
- минимальный запас слов – связок, фраз – связок, необходимых для оформления связного ответа на вопрос;
на уровне грамматики:
- недостаточное владение грамматическим материалом;
- неправильное членение простых и сложных предложений на смысловые группы;
на уровне фонетики:
- Неправильное интонационное оформление смысловых групп, входящих в предложение (несоблюдение восходящего и нисходящего тона).
- Неправильное интонационное оформление смысловых групп с перечислением (не соблюдается восходящий тон).
- Неправильная постановка ударения в многосложных словах.
- Несоблюдение долготы гласных, когда долгие гласные заменяются краткими: eat /iːt/ - it/ɪt/, court /kɔː(r)t/ — cot/kɒt/.
- Неправильное чтение слов с непроизносимыми согласными: climb /klaɪm/
- Неправильное произнесение глухих или звонких согласных на конце слова, что приводит к изменению значения слова: nod – not, bed – bet.
- Неправильная артикуляция некоторых звуков английских языков и замена их другими звуками: / θ/-/ ð/, / ŋ/.
  Можно дать следующие рекомендации по технологии обучения и выполнению экзаменационных заданий, на которые необходимо обратить внимание при организации учебного процесса и подготовки учащихся к ОГЭ.
- Следует приучать учащихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неѐ максимум информации.
- Для овладения определенной стратегией говорения и контроля определенного блока умений целесообразно использовать определенные типы заданий с вербальной опорой, аналогичных заданиям С2 –С4 в контрольных измерительных материалах ОГЭ.
- уделять внимание системно-деятельностному подходу в обучении иностранным языкам;
- коммуникативным задачам, выполняемым в разных видах речевой деятельности;
- использованию в процессе обучения текстов и аудиоматериалов различных типов и жанров;
- умению анализировать использование грамматических конструкций и отбирать лексические единицы в соответствии с коммуникативными задачами;
развитию умения логически организовать письменный текст;
- умению четко следовать инструкциям к заданию, в том числе соблюдать предписанный объем письменного высказывания;
- расширению способов оценивания выполнения учебных заданий по критериям, принятым в ОГЭ;
- развитию навыков алгоритмизации и хронометрирования своих учебных действий во время выполнения заданий.
Однако для успешной сдачи устной части экзамена ОГЭ (ГИА) по английскому языку требуются знания, практика, опыт и уверенность в себе!