Конспект урока по информатике на тему Алгоритмическая конструкция Ветвление (9 класс)

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Тема урока: Алгоритмическая конструкция «ветвление».
Цель урока: создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся об алгоритмическом конструкции ветвление.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания об алгоритмах и их исполнителях, о свойствах алгоритма; изучение базовой алгоритмической структуры “ветвление”, видов ветвящихся структур в полной и неполной форме; научить учащихся составлять описание алгоритма, записанного в виде блок-схемы, на естественном языке.
Развивающие: развитие логического мышления, умения анализировать информацию.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, внимательности; воспитание положительного отношения к труду; формирование интереса к процессу обучения.
Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, наглядно-практический.
Оборудование: учебник Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 9 класса, часть 1; персональные компьютеры; презентация «Основные алгоритмические конструкции Ветвление».
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний – 5 мин.
3. Формулировка темы урока – 2 мин.
4. Изучение нового материала – 10 мин.
5. Физкультминутка – 2 мин.
6. Закрепление изученного материала – 15 мин.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия – 4 мин.
8. Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, товарищи кадеты!
- Здравия желаю, товарищ преподаватель!
Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием и свойствами алгоритмов, формами представления алгоритмов, линейной алгоритмической структурой. Сейчас я прошу вас вспомнить эти понятия.
- Дайте определение алгоритму (Последовательность действий, которая приводит к решению задачи);
- Перечислите свойства алгоритма (Понятность, определенность, результативность, массовость, дискретность);
- Что означает массовость? (Данный алгоритм применим к решению целого класса задач)
- Понятность? (Задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемые действия)
- Результативность? (Всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое, число шагов)
- Определенность? (Путь решения задачи определён вполне однозначно, на любом шаге не допускаются никакие двусмысленности и недомолвки)
- Назовите способы записи алгоритмов; (Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык)
- Что такое величина в информатике? ((отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).
- Какие типы величин используются в алгоритмах? (Числовой, логический, текстовый)
- Какие алгоритмические конструкции вы знаете? (Следование)
- Какой алгоритм называется линейным? (Его команды выполняются в порядке следования друг за другом)
- Молодцы, на вопросы вы ответили хорошо, а это говорит о том, что мы можем двигаться дальше и покорять новые вершины знаний.
III. Формулировка темы урока
Вспомним слова из русской сказки. "Царевич остановился у развилки дороги и видит камень с надписью "Пойдешь направо – коня потеряешь, налево – сам пропадешь".
- Перед чем стоит Царевич? Что он должен сделать? (Сделать выбор)
Подобные ситуации, заставляющие делать выбор в зависимости от некоторого условия, постоянно встречаются в нашей жизни. Например:
Если прозвенел будильник, то нужно вставать и идти в школу;
Если не будет троек, то пойду в поход, иначе буду учить уроки;
Если пошёл дождь, то надо открыть зонт.
И русский богатырь, находясь на развилке двух дорог, выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.
Таким образом, появляется новый вид алгоритма.
- Как бы вы его назвали? (Разветвляющимся или «развилкой»)
- Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Тема нашего урока: Алгоритмическая конструкция «Ветвление».
- Что мы сегодня должны узнать сегодня на уроке? (Что такое ветвление, формы ветвления)
- Чему должны научиться? (Научиться изображать разветвляющиеся алгоритмы в виде блок-схем, записывать на алгоритмическом языке)
- Открываем тетради, записываем дату и тему нашего урока: Алгоритмическая конструкция «Ветвление».



IV. Изучение нового материала
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением (развилкой).
Алгоритмическая конструкция, в которой предусмотрен выбор действий в зависимости от условий называется ветвлением.
Алгоритм, содержащий ветвление называется разветвляющимся.
Существует две формы ветвления полная и неполная.
Ветвление может быть записано: в полной форме – если, то, иначе, все.
в неполной форме – если, то, все.
На блок схемах ветвление обозначается ромбом.
Пример полной формы
алг правописание частиц НЕ, НИ
нач
если частица под ударением
то писать НЕ
иначе писать НИ
все
кон
В полной развилке если условие истинно, то будет выполнено действие 1, в противном случае будет выполнено действие 2.

Пример неполной формы
алг сборы на прогулку
нач
если на улице дождь
то взять зонтик
все
кон

В неполном ветвлении если условие истинно, то осуществляется заданное действие, в противном случае выполнение ветвления завершается.

- Приведите примеры полной и неполной формы ветвления.
Задание №1. Угадайте пословицу, зашифрованную в блок-схеме:
1)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ответ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Это какая форма ветвления? (неполная)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ответ: Болен – лечись, а здоров – берегись.
- А это какая форма ветвления? (полная)

Ответ: Если боишься – не говори, сказал – не бойся.
- А это какая форма ветвления? (вложенная)

- Для записи условий, по которым разветвляется алгоритм, используются операции сравнения:
A < B
A меньше B

A <= B
A меньше или равно B

A = B
A равно B

A > B
A больше B

A >= B
A больше или равно B

A<>B
A не равно B


Здесь буквы А и В можно заменять на любые переменные, числа и арифметические выражения.
Рассмотрим алгоритм вычисления функции f(x) = |х| для произвольного числа х (пример).
Обратите внимание на второй блок этой блок-схемы. В нём представлены имена и типы величин (данных), обрабатываемых в алгоритме.
Условия, состоящие из одной операции сравнения, называются простыми. В качестве условий при организации ветвлений можно использовать и составные условия.
Составные условия получаются из простых с помощью логических связок and (и), or (или), not (не): and означает одновременное выполнение всех условий, OR  выполнение хотя бы одного условия, a not означает отрицание условия, записанного за словом not.
Пример. Алгоритм определения принадлежности точки X отрезку [А; В]. Если точка X принадлежит данному отрезку, то выводится ответ “ДА”, в противном случае – “НЕТ”.

V. Физкультминутка
А сейчас перед тем как перейти к практической части мы с вами немножко отдохнем.
Если я поднимаю руки вверх, то вы делаете наклоны влево-вправо, если я опускаю руки, то вы выполняете подтягивание на носочках.
VI. Закрепление изученного материала
Задание №1. Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных.
Учитель объясняет на примере, затем учащиеся выполняют 2-3 задание самостоятельно.



Задание №2. Расставь пропущенные команды на схеме алгоритма.
1) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
На уроке мы с вами познакомились с разветвляющими алгоритмами.
- Какие алгоритмы называют разветвляющимися?
- Какие существуют виды ветвлений? (Полные и неполные)
Приведите примеры из других областей наук, где вы встречались с разветвляющимися алгоритмами. (Физика: если ускорение равно нулю, то движение равномерное, иначе неравномерное. Химия: если на внешнем энергетическом уровне больше 3 электронов, то металл, иначе неметалл; Русский язык: если вопрос к глаголу содержит «ь», то глагол пишется с «ь» знаком, иначе без «ь» знака).
Вся наша жизнь – это алгоритм сложной «ветвящейся» структуры и надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!
- Каков же результат нашего урока? 
Выполните алгоритм: Если понравился урок, то поднимите радостный смайлик, иначе грустный смайлик.
- Какая это алгоритмическая структура? Какое ветвление вы сейчас выполнили?
VIII. Домашнее задание
Открывает тетради, записываем д/з:
§3.4 (3.4.2) стр. 129-133. Задание 14,15 стр.146
Всем спасибо за урок!
за двумя зайцами погнался?

ни одного не поймаешь

да

нет

начало

конец

болен?

лечись

да

нет

начало

конец

берегись



Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115