Конспект урока по истории на тему Идеи эпохи Просвещения (7 класс)

Тема урока: «Идеи эпохи Просвещения»

Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, учебник, раздаточный материал.
Цель урока:
1) ознакомление учащихся с идеями просветителей; проанализировать систему ценностей мировой художественной культуры эпохи Просвещения;
2) развитие навыков устной речи, умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; отработка умения работать с дополнительной литературой; развитие творческих способностей и интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
3) воспитание чувства борьбы за справедливость и равноправие, осознания значения образования для любого человека, воспитание уважения к творчеству великих деятелей культуры, понимания главных нравственных ценностей, воспитание художественного вкуса.

Ход урока:
I. Организация класса. Вступительное слово учителя.
Объявление темы урока. Постановка целей урока.
– Ребята, мы начинаем изучение новой темы «Просвещенный век». Нам предстоит познакомиться с идеями эпохи Просвещения, революциями во Франции и Америке, «просвещенным абсолютизмом».
Тема сегодняшнего урока: «Идеи эпохи Просвещения». Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Герцена: «Век дивный, мощный, деятельный восемнадцатый век!»
И сегодня в конце урока мы должны ответить на вопрос: почему же 18 век называют дивным, мощным и деятельным. Для этого нам необходимо рассмотреть три главных вопроса сегодняшнего урока:
Философия Просвещения.
Научная картина мира.
Культура эпохи Просвещения.
II. Изучение новой темы.
В начале урока вспомним основные этапы истории Нового времени.
Как называлась эпоха в развитии европейской культуры, для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию Античности? (Возрождение)
Как называлось движение за переустройство Церкви? (Реформация)
На третьем этапе произошла практически революция в естествознании, в науках о природе. Как называется третий этап? (Научные открытия)
Эти три этапа предопределили эпоху XVIII века – эпоху Просвещения.
Многое меняется в жизни. Уже в конце XVII века феодализм изжил себя. Кризис существующего строя проявился во всех областях: в экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Это был период брожения умов. Ученые, писатели, художники, композиторы испытывали ненависть к феодальным порядкам, и в то же время представители господствующего класса использовали все возможности для того, чтобы укрепить все свое могущество.
Многое изменилось в жизни. На арену истории выходит капитализм. В Европе вспыхивает новое культурное движение, которое помогает утверждению капитализма. Это эпоха Просвещения.
После Английской революции многие европейские философы стали открыто говорить о несовершенстве мира и предлагать свои идеи по его переустройству. Впоследствии этих философов стали называть просветителями.
Просветители считали, что мир устроен по законам разума, за что их воззрения получили название рационализм (от лат. «рацио» - разум). Каждый философ по-своему представлял место Бога в мире. Одни считали, что создав мир и его разумные законы, Бог не вмешивается в его жизнь. Другие, что Бог – это не некая личность, а сама природа с ее естественными законами, Вселенский разум. Третьи, что Бога вообще не существует, и он был выдуман людьми, когда им не хватало знаний, чтобы объяснить законы мира. Это отрицание Бога получило название Атеизм (от греч. «отрицаю Бога»).
Просветители выдвинули идею свободы совести, т.е. свободного выбора любой веры или атеизма.
Человек представлялся просветителям самым совершенным существом на земле, т.к. только он был наделен разумом и способен познать законы природы.
Все движение человеческой истории просветители рассматривали как движение человечества от темноты и невежества к познанию законов мира.
Например, немецкий философ Иммануил Кант утверждал, что в конце истории должно наступить «царство Разума», где каждый человек достигнет счастья, и все будут заботиться о всеобщем благе, что является целью жизни человека. Такое представление о развитии от худшего состояния к лучшему называется общественный прогресс.
Всеобщее благо наступит тогда, когда будет счастлив каждый человек, т.е. когда права каждого человека будут соблюдаться. Такие просветители как Джон Локк и Шарль Монтескье основывались на признании за каждым человеком его естественных прав. Просветители выделяли три естественных права человека: право на жизнь, на свободу, на собственность.
Это значит, что каждый человек рождается свободным и равным в правах со всеми другими людьми. При этом никто не имеет право вредить жизни, здоровью, свободе, имуществу другого. А чтобы права человека соблюдались, государство и народ заключают договор, который называется общественным. Они сознательно идут на ограничение своих прав, чтобы упорядочить жизнь и создать общие для всех законы.
А чтобы правители государства не нарушали естественных прав граждан и не превращали власть в деспотию, просветители выдвинули идею разделения властей, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – королю и правительству, судебная – судьям, выдвинутым населением.
Наряду с философскими идеями разрабатывались экономические теории эпохи Просвещения. Наиболее известную экономическую теорию создал профессор Адам Смит, который утверждал, что общество может процветать, если каждый человек будет трудиться и стремиться к благополучию. Он высказывался за господство частной собственности и невмешательство государства в экономику.
Известным философом-просветителем был Вольтер, который считал, что абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеальное общественное устройство – просвещенная монархия. В царстве разума будут господствовать свобода, равенство, собственность. Высказывался за уничтожение религиозного фанатизма и суеверия.
Иных взглядов придерживался Жан-Жак Руссо, который считал источником всех бедствий частную собственность. Он мечтал о создании демократической республики, где все были бы равны и люди правили бы страной напрямую без всяких королей и депутатов парламента.
Просветитель Дени Дидро создал книгу, где были собраны сведения о важных достижениях человечества. Информация распределялась по разделам. Так появилась «Энциклопедия» или «Толковый словарь». Авторов стали называть энциклопедистами.
Итак, мы можем с вами сделать вывод, что, несмотря на то, что просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям, этих людей объединяли общие цели и идеалы – это свобода, благосостояние и счастье людей.

Второй вопрос нашей темы – Научная картина мира.
Давайте вернемся на несколько веков назад и вспомним картину мира средневекового человека.
Из каких частей состоит мир на этой картине? (ад, земная жизнь, рай небесный)
В чем географические знания большинства европейцев отличались от реальной действительности? (Земля – диск)
Как называлась такая картина мира? (геоцентрическая)
Почему она так называлась? (потому что земля – центр вселенной)

Но постепенно представления человека менялись, т.к. совершались научные открытия в области астрономии, физики, математики. Некоторые из них вам уже известны. Можете ли вы привести примеры таких открытий? (Николай Коперник – новая теория строения мира: в центре Вселенной солнце, вокруг которой вращается планета. Джордано Бруно – о бесконечности Вселенной. Галилео Галилей – выдвинул идею о вращении Земли вокруг своей оси).
В период эпохи Просвещения открытия продолжаются. На рубеже XVII–XVIII веков европейским ученым удалось по-новому объяснить многие явления окружающего мира. Важнейшая роль в этом принадлежит Исааку Ньютону. Вам было дано домашнее задание подготовить небольшое сообщение о жизнедеятельности этого ученого.
Доклад ученика.
Череду научных открытий, начатую Ньютоном, продолжили другие выдающиеся ученые Европы.
Пьер Симон Лаплас в своей книге «Изложение системы мира» завершил картину мироздания, построенного на тяготении, в котором Бог не обнаруживает себя даже как творец небесных тел.
Немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц предполагал, что во Вселенной существуют другие цивилизации, но считал, что земной мир является самым совершенным из возможных миров.
В области биологии шведский натуралист Карл Линней разработал систему природы. Это была классификация всех известных растений и животных. В эту систему он поместил в класс млекопитающих человека в отряд приматов вместе с обезьянами.
Английский натуралист и врач Эдвард Дженнер в 1796 году сделал первую в истории прививку против черной оспы, что спасло жизнь многим людям.
В результате этих открытий научная картина мира меняется. Посмотрите на экран и скажите, что изменилось (Вселенная бесконечна, ее центром является не Земля, а Солнце, вокруг которой вращаются планеты. Земля круглая и вращается вокруг своей оси).
Научные открытия и технические изобретения повлияли и на повседневную жизнь и быт европейцев. В быту стали использовать механические часы, стеклянные зеркала, в домашний обиход вошли чугунные утюги. Доктора стали использовать термометр для измерения температуры тела. Записи люди стали делать, используя карандаш из графита, а ошибки исправлять с помощью резиновой стерки.
Итак, эпоха Просвещения – это время новых важных научных открытий, которые разрушили старую картину мира и способствовали созданию новой. Перемены того времени образно запечатлел английский поэт Джон Донн. Давайте обратимся к его строчкам:
Так много новостей... И в сфере звёзд, и в облике планет. На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится Основы расшатались, и сейчас Всё стало относительно для нас.
И действительно, представления даже о самом человек теперь стали относительными: с одной стороны, он являлся маленькой частицей мироздания, с другой – великой силой, способной управлять природой.
Для эпохи Просвещения характерен и новый художественный стиль. Ребята, вспомните, какой стиль в культуре господствовал в эпоху Возрождения (барокко).
Какие черты были присущи этому стилю? (Барокко приветствовал внешнюю и внутреннюю пышность, овальные и округлые силуэты, обилие скульптур, живописи, роспись стен, зеркал, больших объемов, отрицал строгие геометрические линии. Барокко часто называют вычурным, странным, фантастическим, богатым, особенно стиль распространился в католических странах. Барокко любит множество украшений, позолоты, резьбы, завитков и растительный орнамент).
Эпоха Просвещения открыла простор для творчества художников. Парадный блеск и пустая мишура барокко уступили место классицизму – новому художественному стилю, основанному на античном искусстве, где все точно рассчитано, объекты образуют геометрические фигуры, все симметрично, основательно, устойчиво, красиво, но строго, упорядоченно, ухожено. Художники теперь изображают простых людей, сцены из жизни, чувства, эмоции, а не только портреты богатых или святых.
Наиболее ярко классицизм проявился в архитектуре. Одним из выдающихся архитектурных сооружений стала резиденция французских королей в предместье Парижа – Версальский дворец.
Кроме того, архитекторы создали новый тип грандиозного дворцово-паркового ансамбля.
Символом классицизма стала Церковь Святой Женевьевы в Париже, построенная во второй половине 18 века, которая напоминала античный храм.
Ярким представителем живописи классицизма был Жак Луи Давид. В своих полотнах он обращался к античной истории. Например, в картине «Клятва Горациев» он воспроизводит историю Древнего Рима. Мы с вами в пятом классе изучали, как последний царь Древнего Рима – Тарквиний Гордый, изгнанный народом из города, пытался с помощью оружия вернуть себе власть. На картине изображен момент, когда братья Горации дают клятву, что будут сражаться за свободу Рима против тирана.
С помощью другой картины «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» Давид пытался призвать своих сограждан к примирению во имя будущих поколений.
Литература эпохи Просвещения была представлена именами Даниеля Дефо, Джонатана Свифта, Иоганна Гёте, Иоганна Шиллера и другими. Знаменитое произведение Даниеля Дефо называется «Робинзон Крузо». Ребята, кто-нибудь можем рассказать, о чем это произведение? (здесь рассказывается о человеке, который попал в кораблекрушение, оказался на необитаемом острове и провел здесь 28 лет. Описывается, как он обустраивал на острове свою жизнь, встретил Пятницу. Полное название этого произведения состоит из 49 слов. Двадцативосьмилетняя одиссея Робинзона завершилась: 11 июня 1686 года он вернулся в Англию. Его родители давно умерли. Он узнает, что все эти годы его бразильской плантацией управлял чиновник от казны, и, поскольку теперь выясняется, что он жив, ему возвращаются все доходы за этот срок. Состоятельный человек, он берет на свое попечение двух племянников, причем второго готовит в моряки. Наконец Робинзон женится (ему шестьдесят один год) «небезвыгодно и вполне удачно во всех отношениях». У него два сына и дочь.)
Действительно, героями Дефо были обычные люди, которые учили читателя всему, что знают и умеют сами.
Немецкий поэт Иоганн Гёте написал свою знаменитую трагедию «Фауст», где изобразил ученого, который стремится познать мир, но не найдя ответы в книгах на свои вопросы, закладывает свою душу дьяволу. В обмен он получает долгую жизнь и новую возможность для обретения истинного знания. Своим произведением Гёте говорил о том, что даже если не все мечты осуществляются, человек все равно должен стремиться к знанию, мыслить, искать, и только тогда он достигнет своей цели.
Интересный факт из истории: оказывается, в годы Отечественной войны 1812 года, когда башкирские воины участвовали в заграничных походах русской армии, после освобождения Парижа они побывали в немецком городке Веймаре, где жил Гете, и начальник башкирского отряда Кахым Мырдашев, увидев личный богатый музей Гете, подарил ему свое боевое оружие - лук и стрелу.
Ребята, а теперь давайте послушаем отрывок из музыкального произведения эпохи Просвещения. Может кто-нибудь из вас узнает эту мелодию.
Звучит музыка («Маленькая ночная серенада»)
А кто написал? (Амадей Моцарт)
Правильно, Моцарт – это еще один представитель культуры той эпохи, которую мы с вами сегодня изучаем.
Доклад ученика о Моцарте
Обратите внимание, несмотря на всю эмоциональность, музыка этого великого композитора сохраняет ясность и классическую размеренность.
Итак, завершая наш третий вопрос о культуре эпохи Просвещения, можно сделать вывод, что искусство освободилось от власти церкви, а в обществе утвердились идеалы светской образованности.
III. Закрепление изученного.
Итак, мы с вами сегодня на уроке изучили целую эпоху, которая получила название эпохи Просвещения. Давайте теперь вместе с вами еще раз скажем, что характерно для этой эпохи.
(- мир устроен по законам Разума
- признание за людьми их естественных прав
- государственная власть возникает в результате заключения общественного договора
- меняется представление человека о мире: Земля больше не представляется центром всего мироздания
- человек наделен разумом и способен познать законы природы
- Для культуры эпохи характерен новый стиль – классицизм
- классицизм основан на античном искусстве
- классицизм изображает жизнь простых людей, с их чувствами, преодолением трудностей)
А каких великих людей эпохи Просвещения вы можете назвать?
IV. Выставление оценок. Домашнее задание:
1) § 17, п. 1 (стр. 205-207), подготовить к пересказу;
2) подготовить сообщение об одном из деятелей эпохи Просвещения



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15