Урок МХК в 10 классе Шарден-художник эпохи Просвещения








Урок по МХК в 9 классе


«Шарден – художник эпохи Просвещения»


Учитель: Изместьева Валентина Геннадьевна










Калининская СОШ 2017 год.















Эпиграф: О, Шарден!

Не краски растираешь ты на
палитре, самую материю,
воздух и свет берёшь ты на
кончик кисти и кладёшь на
полотно.

Д.Дидро.

Пользуются красками,
Но пишут чувствами.
Шарден.

Цели и задачи:

Выяснить, можно ли по картинам Шардена понять, современником каких исторических событий он был. Для этого учитель должен познакомить учащихся с основными этапами жизни художника, в связи с происходящим во Франции в этот период.
Определить, какова же взаимосвязь образов Шардена – живописца кухни и детской с духовной эпохой Просвещения.
Познакомить учащихся с высказываниями выдающихся людей о Шардене.
Через восприятие картин Шардена определить духовные и нравственные ценности памятников живописи для установления связи прошлого с настоящим и будущим.
Развивать у учащихся эстетический вкус.
Воспитывать чувство «прекрасного».
Продолжить обучать учащихся разрешать проблемы, поставленные учителем на уроке.


Структура урока:

Организационный момент. Взаимоприветствие.
Изучение нового материала:
- Сообщение темы урока;
- Постановка цели урока. Постановка проблемы перед учащимися;
- Вступительное слово учителя;
- Историческая справка по теме (опережающее задание );
3. Закрепление изученного материала.
4. Итог урока.

Когда беспощадный Хогарт, чьей рукой водило негодованье, выворачивал наизнанку жизнь добропорядочного английского общества, во Франции Шарден создавал на полотнах свой мир.

Проблема: Можно ли по картинам Шардена понять, современником каких событий он был?

10 – 20 годы

Умер Людовик 14. Прошло сладостное регенство Филиппа Арманского. Франция терпит поражение на мировой арене. Париж стал ареной развлечений, денежных операций.


Шарден – сын придворного мебельщика в эти годы основательно, как всё, что делал в этой жизни, вникает в тонкости ремесла и чёрной работы подмастерья художника.
В 1628 году за натюрморт принят а Королевскую Академию художеств.

30 – 40 годы

Стал властителем дум сын женевского трактирщика Ж.Ж.Руссо.
Вопросы о законности единовластия и неравенства людей бесстрашно задал Монтескье в трактате «Дух закона».
Высказаны сомнения в необходимости божественного вмешательства, т.к. природа и человек развиваются по своим естественным законам.

Шарден все эти годы невозмутимо пишет кухонную утварь, играющих, рисующих, музицирующих детей. Хозяйку за немудрящими занятиями по дому. Благодаря ему, в искусство входят новые темы: семья, материнство, воспитание, быт простых людей.

50 – 60 годы

1751 год, Выходит Энциклопедия «Рассадник опасных мыслей», «Кандид» Вольтера, где автор вместе с героем сомневается во многих непреложных истинах, мечтает об идеальном государстве Эльдорадо и призывает каждого возделывать свой сад.

Шарден – казначей Королевской Академии, организатор ежегодных выставок художников, уважаемый коллегами, не проявляет видимого интереса ни к политике, ни к науке, ни к философии.

Три десятилетия Шарден возделывает свой сад. Пишет натюрморты и сцены из жизни третьего сословия.
Что же растит в своём саду этот неутомимый труженик? Всходы от его посевов зазеленеют в искусстве 18 – 19 веков?

Проблема: Какая же взаимосвязь образов Шардена, живописца детской и кухни с духовной культурой эпохи Просвещения?
Попытаемся ответить на вопросы?
- О каких исторических событиях могли бы нам рассказать картины Шардена?
- Ни о каких.
- Что же мы найдём в его творчестве?
А найдём мы в его творчестве гимн третьему сословию – людям детской и кухни. Он воспевает мир труженика третьего сословия. Поэтому его герои не исторические личности, которые делают историю, а сама сила, которая делает историю.
-Обратите внимание на картины Шардена.

В них почти всегда замкнутое пространство (небольшое). И многие детали обстановки обнаруживаешь, только внимательно вглядевшись, они как бы тонут во мраке.

Люди помещаются чаще всего не в центре, они отодвинуты. Мягкий, но неяркий свет падает на их лица.

В центре картины – вещь. В отличие от своих многих современников у Шардена нет и намёка на поучение, он не читает нам морали, а просто приглашает нас полюбоваться миром, заметить, сколько обаяния в детских играх, как красивы простые вещи, они одухотворены, они дружно живут около человека своей особой, но полезной жизнью.

«От них тянутся тысячи нитей к человеку, они созданы человеком и согреты его близостью».

Лазарев. Книга «Натюрморты у Шардена».










Вопросы к диспуту (учитель даёт к следующему уроку)


- Так можно ли назвать Шардена художником эпохи Просвещения?


- Современны ли сегодня его герои?


-мог ли Шарден выбрать вас героем своей картины?


- Хотели бы вы, что бы он выбрал именно вас героем своей картины?




































15