Программа кружка Клуб любителей истории (5 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 15»
( МОУ « СОШ № 15»)


Обсуждено на заседании Утверждаю
МО учителей истории директор МОУ « СОШ № 15
Протокол № 1 от 02.09.2015 ____________ В.Л. Частикова
Руководитель
____________Долонина Е.А.








ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Клуб любителей истории»




Направление: общеинтеллектуальное.

Вид деятельности: познавательная


Возраст учащихся: 5 класс

Разработчик: учитель истории - Долонина Елена Аркадьевна










г. Ухта
2015г.
 Пояснительная записка.
Актуальность содержания курса:              
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Рассмотрение загадок истории и современности – это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность влиять на формирование отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Программа кружка «Клуб любителей истории» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.12.2010 г. № 1897) с учетом Программы по внеурочной деятельности П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.
Вид программы: модифицированная.
Направление развития личности: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: познавательная
Цель программы: создание условий для развития интереса учащихся к истории, интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи программы:
обучающие:
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории; удовлетворение личных познавательных интересов.
воспитательные:
формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, взаимопонимания между народами.
утверждение в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к прошлому страны в целом и истории родного края в частности.
развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию.
развивающие:
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).
развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки сообщений на предложенную тему.
развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материала.                                                                                       

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Отличительные особенности программы.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Программа построена на использовании личностно-ориентированной технологии.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб любителей истории» рассчитана на 1 год обучения, объемом – 35 часов, периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Особенности возрастной группы: программа ориентирована на учащихся 5 класса, набор в группу осуществляется на добровольной основе.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы и приемы обучения: словесные и наглядные, практические, организация самостоятельной работы на занятиях.
Форма проведения занятий:
Экскурсия.
Конференции.
Викторины.
Игры-путешествия.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.

Система отслеживания и оценивания результатов:
Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии, в форме практических занятий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения: находить и выбирать материал для подготовки сообщения на заданную тему
самостоятельная работа

 публичное выступление
конкурс ораторов

изготовить макет исторического артефакта
практическая работа

создавать презентацию на заданную тему
конкурс презентаций

составлять кроссворды по теме занятия
конкурс кроссвордов

работать с письменными источниками
решение проблемных задач

Знания:
Семь чудес света

дискуссия

Особенности искусства Древнего мира
доклад

Биографии исторических личностей
конкурс ораторов

Принципы работы с историческим источником
практическая работа

Способы составления презентаций
самостоятельная работа

Мифы и легенды Древнего мира
викторина

История олимпийских игр
игра по станциям

Армии Древнего мира
доклад



Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта. Творческие работы учащихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях.


Личностные и метапредметные результаты освоения курса:
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
Коммуникативные:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- адекватно оценивать поведение свое и окружающих.






Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности
« Клуб любителей истории»



Названия
разделов и тем

Всего
Аудиторные занятий
Внеаудиторные занятия

1
Вводное занятие (правила техники безопасности)
1
1
-

2
История Древнего мира

28
16
12

3
История России

6
2
4


Всего
35
19
16

№ п/п
Темы занятий
Кол-во часов


Вводное занятие
1

1.
Организационное занятие. Составление плана работы кружка. Инструктаж по т/б
1


История Древнего мира
28

2.
Культура первобытного человека.
1

3.
Тайны Древнего Египта.
1

4.
Гробница Тутанхамона - бесценный источник по истории древнего Египта.
1

5.
Школа в Древнем Египте.
1

6.
Что есть красота?
1

7.
Интерактивная викторина "Лучший знаток истории древнего Египта".
1

8.
Человек осваивает море.
1

9.
Драконы - мифические существа.
1

10
Страна башен до небес.
1

11.
Ассирийская держава.
1

12.
Великие армии Древнего мира.
1

13.
Что можно узнать, читая библейские предания?
1

14.
Мифы Древней Греции.
1

15.
Мифы о Геракле.
1

16.
Аргонавты.
1

17.
Олимпийский огонь.
1

18.
Великий Гомер.
1

19.
7 чудес света.
1

20.
След в истории.
1

21.
Рабство в Древнем Риме.
1

22.
Религия Древнего Рима.
1

23.
Аве, Цезарь!
1

24.
Город на семи холмах.
1

25.
Гладиаторский бой.
1

26.
Интерактивная викторина по истории древнего мира.
1

27.
Цивилизации индейцев Америки.
1

28.
В экспедицию вместе с археологами.
1


История России
6

29.
Древнерусские города.
1

30.
Русская изба.
1

31.
Русские богатыри.
1

32.
Обычаи и традиции славян.
1

33.
Язычество у славян.
1

34.
Лучшие музеи мира.
1

35.
Итоговое занятие.
1

Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности
« Клуб любителей истории»

1. Организационное занятие. Составление плана работы кружка. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Культура первобытного человека.
Рисунок-подражание с опорой на текст. Практическая работа в группах "Жилище древнего человека".

Тема 3. Тайны Древнего Египта.
Знакомство с величественными памятниками египетской цивилизации -пирамидами. Легенды, связанные с постройкой пирамид и археологическим изучением этих памятников. Презентации, составленные участниками кружка. Обсуждение презентаций.

Тема 4. Гробница Тутанхамона - бесценный источник по истории древнего Египта.
Знакомство с видами исторических источников на примере гробницы фараона. Выступление ораторов. Просмотр презентаций, подготовленных участниками кружка.

Тема 5. Школа в Древнем Египте.
Знакомство с особенностями древнеегипетской письменности. Поиск данных о дешифровке иероглифов. Исследование на тему: "Как делали папирус и чем на нём писали". Игра "Расшифруй иероглифы".

Тема 6. Что есть красота?
Знакомство с предметами древнеегипетского искусства. Определение особенностей древнеегипетской живописи. Составление портрета египетской красавицы с последующим сравнением с изображениями Нефертити.

Тема 7. Интерактивная викторина "Лучший знаток истории древнего Египта".
Вопросы из разных областей истории Древнего Египта.

Тема 8. Человек осваивает море.
Определение значения морей в жизни человека. Знакомство с попытками древних людей использовать водные пространства для перемещений и перевоза грузов. Первые плавательные средства. Изменения в кораблестроении. Наиболее известные корабли в истории человечества. Рисунки древних плавательных средств.

Тема 9. Драконы - мифические существа.
В мифах многих народов есть упоминания о летучих змеях-драконах. В каждой стране драконов представляли и изображали по- своему. А что общего в этих легендах? Какие праздники в честь этих существ проводятся до сих пор? Конкурс "Лучший рассказчик" и "Лучшая поделка".

Тема 10. Страна башен до небес.
Конкурс презентаций по истории Двуречья. Особенности государства Двуречье. Самые древних письменные законы. Решение познавательные задачи.

Тема 11. Ассирийская держава.
Игра- конкурс "Лучший кроссвордист". Составление и разгадывание кроссвордов по теме занятия.

Тема 12. Великие армии Древнего мира.
Занятие в модельной библиотеке посёлка. Знакомство с литературой по теме. Великий завоеватель- фараон Рамзес и его армия. Воинственные персы. Армия Александра Македонского. Спартанцы. Римские легионеры.

Тема 13. Что можно узнать, читая библейские предания?
Работа с адаптированными текстами, поиск исторических фактов в самой древней книге.

Тема 14. Мифы Древней Греции
Игровая программа по станциям. В ходе игры участники кружка выполняют творческие и интеллектуальные задания. Религия древних греков. Герои древнегреческих мифов. Боги и герои: Зевс, Гефест, Прометей, Афродита, Афина, Персей, Икар, Орфей.

Тема 15. Мифы о Геракле.
Кто такой Геракл. Спор о самом ярком подвиге Геракла.
Конкурс кроссвордов.

Тема 16. Аргонавты.
Путешествие за Золотым руном: вымыслы и правда. Ясон и его спутники. Просмотр мультфильма. Поиск ответа на вопрос "О чём не упомянули авторы мультфильма"?

Тема 17. Олимпийский огонь.
Проведение игры по станциям для параллели 5 классов.

Тема 18. Великий Гомер.
Просмотр фрагментов фильмов "Троя" и "Одиссея". Что привлекает и что отталкивает в поступках героев поэм?

Тема 19. 7 чудес света.
Каждое государство, начиная с древнейших, внесло свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Памятников, признанных уникальными, становится всё больше. Познакомимся с самыми первыми чудесами (Родосский колосс, маяк на острове Фарос, мавзолей в Галикарнасе, висячие сады Семирамиды), узнаем, какие сооружения современности можно отнести к этой категории культурных объектов (статуя Свободы, Московский Кремль, Стоунхендж, Эйфелева башня, Великая китайская стена). Дискуссия "Добавим?"

Тема 20. След в истории.
Интерактивная викторина "Наследие Древней Греции". Изготовление стенгазеты по результатам викторины "Спасибо, греки!"

Тема 21. Рабство в Древнем Риме.
Решение проблемных ситуаций по командам.

Тема 22. Религия Древнего Рима.
Рисунки по мифологическим сюжетам.

Тема 23. Аве, Цезарь!
Конкурс ораторов. История жизни великого полководца, императора. Оценка личности Цезаря.

Тема 24. Город на семи холмах.
Интерактивная экскурсия по Риму. Составление экскурсионной программы для путешественников.

Тема 25. Гладиаторский бой.
Брейн-ринг по истории Древнего Рима.

Тема 26. Интерактивная викторина по истории древнего мира.
Индивидуальное первенство на лучшего знатока истории Древнего мира.

Тема 27. Цивилизации индейцев Америки.
Затерянное королевство майя. История изучения городов майя. Культура-загадка. У истоков великой цивилизации. Классический период: шесть веков прогресса. Закат великой цивилизации майя. Ацтеки – «римляне» Нового Света. От Астлана до «Тройственной лиги». Рождение «империи». Город Теночтитлан. Великий Монтесума. Просмотр документального фильма. Ищем ответ на вопрос: "Почему погибли великие цивилизации?"

Тема 28. В экспедицию вместе с археологами.
Интерактивная игра с использованием краеведческой литературы и карты Республики Коми.

Тема 29. Древнерусские города.
История возникновения. Самые древние города. Устройство древнерусского города на примере Киева. Население, быт и обычаи горожан. Рисунки по теме.

Тема 30. Русская изба.
Строительные ритуалы. Убранство и устройство. Предания, связанные с домом. Виртуальная экскурсия.

Тема 31. Русские богатыри.
Былины- источники наших знаний о богатырях. Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и их подвиги. След богатырей в русской истории (самолёты, пароходы). Викторина.

Тема 32. Обычаи и традиции славян.
Свадебный и погребальный обряды. Славянские праздники (Масленица, Купала, Перунов день, Красная горка, Лельник, Родоница). Подготовка праздника Масленицы в классах.

Тема 33. Язычество у славян.
Домовые, водяные, лешие, банник, русалки, кикиморы. Решение проблемы: Что осталось нам в наследство от предков?

Тема 34. Лучшие музеи мира.
Музей Эрмитаж, Русский музей в Петербурге, Музей Прадо, Лувр. Виртуальная экскурсия.

Тема 35. Итоговое занятие.
Проводится в форме увлекательной игры "Своя игра" по теме "Знатоки истории".



















Предполагаемые результаты курса внеурочной деятельности
« Клуб любителей истории»
1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об истории своей семьи, Отечества, человечества; о народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки исследовательских проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, истории и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру.
3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.




























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы курса внеурочной деятельности « Клуб любителей истории »


п/п
Необходимое оборудование и оснащение
Необходимо /имеется в наличии(+/кол-во)

1
Нормативные документы, программно-методическое обеспечение

1.1
ФГОС ООО
1
1

1.2
Примерная ООО ООО
1
1

1.3
ООП ООО МОУ «СОШ №15» г. Ухты
1
1

1.4
Примерная программа по истории для 5-9 кл.
1
1

1.5
Методические пособия для учителя
+
+

2
Учебно-методические материалы

2.1
Литература для учителя:
1. Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001.
2. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.
3. Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М., 1994.
4. А.Алексеев, Новокшонов А. По следам исторических загадок. М., МАИК «Наука/Интерпериодика». 2001г.
5. Историки Античности. М., «Правда». 1989 г.
6. Коптев. Н. Земля до и после потопа. Все тайны и загадки мира. М. « Вече». 2005 г.
7. Робер Амблер. Драмы и секреты истории. М. « Прогресс –Академия» 1993г.
8. История Древнего мира и средних веков: Дидактические материалы. 5-6 класс / В.В. Сухов и др. М.: Дрофа, 2000
9. История. Внеклассные мероприятия / Сост. И.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2005.
10. Игры и занимательные задания по истории. М. Дрофа.
2000
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  12. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   14. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о материальном и духовном вкладе в сокровищницу человеческой культуры древних цивилизаций  15. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  16. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   17. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - о древнегреческих мифах, легендах и истории Греции  18. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  19. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Литература для учащихся:
1. 100 великих чудес света/ Автор-сост. Н.А.Ионина – М.: Вече, 2009.
2. Вилкинсон Ф. Дайнинг Ж. Мистические места мира. Библейские земли. М., Издательство «Лик пресс». 1998 г.
3. Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. М., «Просвещение». 1992 г.
4. Мистические места мира. Библейские земли. Издательство Лик пресс. М.. 1998 г.
5. Можейко И.В. Тайны истории. М., 1987 г.
6. Можейко И.В. 7 из 37. М., 2002 г.
7. Стингл М. Тайны индийских пирамид. М., « Прогресс». 1982 г.
8. Тайны тысячелетий. М. «Вокруг света». 1996 г. Т.3.
9. Я познаю мир. Всемирная история. М., 2002.
10. Власова М. Русские суеверия. С-Пб.: "Азбука". 1998.
11. Семёнова М. Мы- славяне! С-Пб.: "Азбука". 1998.
 12. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  14. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   15. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  16. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  17. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  18. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  19. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  20. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  21. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - об истории Египта, от фараонов и пирамид, до наших дней  22. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  23. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   24. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - о древнегреческих мифах, легендах и истории Греции  25. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  26. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  27. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  28. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  29. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 




















































2.2
Справочные пособия (энциклопедии, справочники по истории)
1. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир 2. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.  3. Энциклопедия истории России.  4. История России с древнейших времен до конца XVI в.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006 г.
+
+

2.3
Исторические карты в электронном виде
Анимированные презентации: карты, схемы к урокам истории - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интерактивная карта / Карты и схемы / Медиатека / История - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интерактивные карты по истории - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

+
+

2.4
ЭОРы по истории
История России – федеральный портал История РФ – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«История.ру» - всемирная история, история России – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История России. Сайт для тех, кто любит историю России – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Исторические порталы и исторические сайты в Рунете- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коллекция цифровых образовательных ресурсов – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  «Московский Кремль»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Русь изначальная                                                     
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  -история Древнего Рима                                                                 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - история Древнего мира  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  всемирная история в лицах     
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - знаменитые греки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - мифология
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - древний мир
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - чудеса света
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - первобытное искусство
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - мифология
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - всемирная история
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Древняя Греция
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Месопотамия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - кроссворды
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - римская армия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - история войн
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - боевая техника древности
+
+

3
DVD (фильмы) по содержанию учебного предмета
+
+

4
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства

4.1
Компьютер стационарный с выходом в Интернет
1
1

4.2
Мультимедийный проектор
1
1

4.3
Принтер лазерный
1
1

5
Оборудование (мебель)



5.1
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
1
2

5.2
Стол компьютерный
1
1

5.3
Ученический стол 2-х местный
15
15

5.4
Стул
30
30

5.5
Тумба
1
1

5.6
Шкаф книжный
1
1












15