Тема очередного заседания клуба «Ключ и заря» ( урок русского языка): Жизнь корня в составе разных частей речи


Тема очередного заседания клуба «Ключ и заря»
( урок русского языка):
Жизнь корня в составе разных частей речи
Цель: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.
Задачи:
Образовательные:
Проконтролировать знания и умения обучающихся определять части речи;
Сформировать у обучающихся умения и навыки работы в группах;Продолжить формирование у обучающихся следующих общих учебных умений и навыков:
владение приемами устной и письменной речи;
работать с учебником;
умение строить определения понятий, сравнения, доказательства, делать выводы,
Воспитательные:
Формирование этических норм поведения;
Формирование у обучающихся через работу в группах коммуникативных компетенций;
Содействовать формированию у обучающихся интереса к знаниям.
Вид урока
Клубное занятие
Ход урока
Орг. момент
I. Организационный момент
Настроимся на урок. слайд№1
Я способный!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я — хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
слайд№2
Сегодня у нас очередное заседание клуба «Ключ и заря». Помогут нам его провести Маша, Миша и Анишит Йокоповна.
На экране слайд№3( тема заседания клуба)
1. Вступительная беседа учителя:
- Прочитайте тему нашего заседания
Жизнь корня в составе разных частей речи.
- Волшебница спросила у Маши и Миши : О чём пойдёт речь на заседании клуба?
-Что ответил Миша? А Маша? Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Прежде чем мы начнём работать над этим вопросом, давайте выясним, что мы уже знаем. слайд№4 Лесенка( ЗХУ).
- Что хотим узнать?
- Ну а на последнюю ступеньку, я надеюсь, мы поднимемся в конце урока, если вы будете внимательными и активными.
2.- Анишит Йокоповна предлагает нам такой план нашего заседания: слайд№5
1. Уточнить представление о корне слова, как главной части слова и о частях речи.
2. Исследовать возможность жизни корня в составе разных частей речи.
- Кто согласен с таким планом поднимите руку. Прекрасно! Работать мы будем группами по маршрутным листам.
3. Итак, первое, что хочет выяснить Анишит Йокоповна, распознаёте ли вы понятия части слова и части речи. слайд№6
Работаем по Маршрутному листу №1
Составьте кластеры «части слова» и «части речи». (Работа в группах).
слайд№7 Проверим, командиры, поднимите зелёный сигнал, если нет ошибок, красный, если есть ошибки.
4. Первый кластер Части речи. слайд№8 И волшебница просит вас рассказать, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Каждая группа получает табличку.
Вернёмся к кластеру Части слова. слайд№8 Какая часть слова нужна нам сегодня для работы?
слайд№9 О чём спрашивает у вас Миша?.
На этот вопрос Мише ответит Стёпа. Он подготовил к заседанию клуба доклад.
Доклад на тему: «Корень. Родственные слова».
Все на свете из чего-нибудь состоит: облака — из множества водяных капелек, лес — из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения — из слов.
- Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…
Много ростков появилось от этого слова (веселье, весёлый, весельчак, веселимся). Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (от дерева отходят ростки, на каждом ростке записано слово)
Прочитайте внимательно слова и назовете главную общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (сад)
Открывается корень сад. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Как называются слова, произошедшие от этого корня? (однокоренные)
- Чем же похожи эти слова?
- Попробуйте прочитать только корень.
- Вы поняли, что означает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов?
- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Корень – это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От него «растут» другие слова). Слово корень – многозначное. Где в жизни вы встречались с этим словом?
Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» означает: «Выдели самое главное». Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут «корень зла». Если надо что-то основательно переделать, говорят о «коренной переработке». У слов КОРЕНЬ — это тоже самое важное, самое главное. Он ведь берет на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными..Что интересного Нового узнали из доклада Стёпы?
Учитель: Давайте вернёмся к главному вопросу нашего заседания. слайд№10 к каким частям речи относятся родственные слова на этом словообразовательном дереве?
- Какой мы должны сделать вывод? слайд№11
-Миша тоже решил составить словообразовательное дерево. И вот что у него получилось. слайд№12 Выскажите своё мнение.
Миша конечно ошибся и вы помогли ему понять в чём. Но он, наверное , хотел напомнить нам об очень важном событии, которое происходит сейчас в нашей стране. Что это? слайд№13
-А вы болеете за наших спортсменов? Молодцы! А что нужно для того, чтобы стать Олимпийским чемпионом?
Физминутка давайте мы сейчас хотя бы немного разомнёмся.
Продолжим наше заседание. слайд№14
-Прочитайте, что говорит о корнях слов и частях речи Анишит Йокоповна. Так как живут корни? А что для них служит квартирами?
Анишит Йокоповна просит вас заняться исследованием «семей» и квартир слов и подтвердить сделанный вывод. Какой?
Работаем по маршрутному листу №2 слайд№15.

Цель: показать, что родственные слова могут относиться к разным частям речи; Каждая группа знакомится с «семьями» и подчёркивает свою часть речи. Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить; Учитель: - Время вышло, проверяем. Каждая группа встаёт и представляет свою работу. Затем мы сравним с образцом на слайде.
слайд№16.
Первая группа – высказывания ребят:
УЧ: - все слова отвечают на вопрос что? или кто? и обозначают предметы

УЧ: - эти слова являются прилагательными, т.к. отвечают на вопросы какой? И обозначают признаки предмета
УЧ: это глаголы, они отвечают на вопросы что делать? или сделать? И обозначают действие предмета
Учитель:Посмотрите на слова в строчках –Какие это слова? Чем они являются для корней? А где квартиры?

Гроза грозный погрозить
Цвет цветной цветёт
Зелень зелёный зеленеет
Побелка белый побелить


УЧ: - Корни какие?одинаковые. А части речи? В чём мы ещё раз убедились? слайд№17.
-Какая орфограмма чаще всего встречается в корне слова? Есть эта орфограмма в этих словах? Как её проверить?
Игра «Проверяйка». Встаёт та группа, чьё слово в строчке будет проверочным.
слайд№18. Прочитайте на что хочет обратить ваше внимание Волшебница. Благодаря тому что слова живут семьями, их легче понимать и писать. Знаете, как пишется корень в проверочном слове — пишите его так во всех родственных словах.
слайд№19
- Переходим к маршрутному листу №3.
Цель: учимся выделять корень в родственных словах. определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным словам, определять части речи.
весёлый, веселье , веселиться.
Посинеть, синева, синий.
Ходить, приход, ходовой.
1.Выделить корень.
2.В каждой строчке подчеркнуть исходное слово, без которого не было бы двух других, определить какой частью речи оно является.
Проверка(Выходят к доске, объясняют) Какой группе подарите слово…
Все группы с заданием справились. Молодцы. Похлопаем друг другу.
Работаем по маршрутному листу №4 слайд№20
Анишит Йокоповна всё таки хочет вас запутать и предлагает поиграть в игру «Гонка за лидером».. В каждой строчке нужно найти лишнее слово , назвать часть речи и выделить корень в оставшихся словах.
- Кто же победил в этой гонке?Вы рады за них? Поздравим победителей? Давайте все вместе, дружно им скажем «Молодцы»!
На этом мы заканчиваем наше заседание. Нам осталось только сделать окончательный выод. слайд№21 ( Лесенка)Что же мы узнали в ходе нашего заседания?
Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.
Итог урока
Какие задания на уроке понравились?
Кто доволен своей работой?
Чью работу на уроке вы хотели бы отметить?