Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб Ключ и Заря


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ)



Принята на заседании педагогического совета
«_____»_________20 г.
Утверждаю
Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)
Приказ №____ от «____»_________20 г.






Рабочая программа
по внеурочной деятельности научного клуба младших школьников
«Ключ и Заря»
2-а класс




Гальцова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов





Тюменцево, 2016г.

Пояснительная записка
1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа проекта «Клуб «Ключ и Заря»» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования; положения о рабочей программе в ОУ; программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой – Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности, 1-4 классы: в 2 частях/ составитель Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – Ч.2: 344 с. и обеспечена УМК «Перспективная начальная школа» (учебники, методические рекомендации для учителя).
1.2.Общие цели учебного предмета
Цель деятельности группового занятия научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»:
формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
научить речи;
развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;
решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное сообщество, как инновационный, практико-ориентированный предмет, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
На занятия проекта «Клуб «Ключ и Заря»» во 2 классе выделяется 34 часа (1 ч в неделю). В целях реализации учебного плана рассчитанного на 35 учебных недель добавляем 1 резервный час в разделе Речевая деятельность
1.4.УМКдля учителя:
Примерная программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой – Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности, 1-4 классы: в 2 частях/ составитель Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – Ч.2: 344 с. и обеспечена УМК «Перспективная начальная школа» (учебники, методические рекомендации для учителя).
2.Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <> решения учебных и практических задач» и т.д.;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-понимать разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста;
-понимать прозаические и поэтические тексты, посвященные формированию базовых нравственно этических ценностей.
Таким образом, групповое занятие научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты данного занятия достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты.
Личностными результатами группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- осознавать ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье -сберегающего поведения;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться:
Регулятивные УУД.
Обучающиеся научатся:
-формулировать и удерживать учебную задачу;
-составлять план и последовательность действий;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать - предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные УУД.
Обучающиеся научатся:
-находить и выделять необходимую информацию из различных источников;
-собирать информацию (извлекать необходимую информацию из различных источников); обрабатывать информацию (определение основной и второстепенной информации);
-передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами);
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся научатся:
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-предлагать помощь и сотрудничество.
Предметные результаты освоения учебной программы к концу 2-го года обучения.
Обучающиеся научатся:
- осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.).
Содержание учебного предмета, курса, проекта «Клуб «Ключ и Заря»»
2 класс (34 ч)
Тема 1. Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 25).
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия - практическая работа. Учащиеся знакомятся с основными требованиями к написанию письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант».
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия - экскурсия. Как путешествует письмо? Для чего необходимо правильно подписывать индекс. Если письмо потерялось? Профессия - почтальон.
Тема 2. Заседание клуба «Ключ и заря», или как вступить в клуб во 2 классе. Учебник русского языка (2 класс, часть 1, с. 98-99).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия - заседание научного клуба. Открытие первого заседания научного клуба во 2 классе. Выбор председателя. Подведение итогов за 1 класс: количество учащихся, поступивших в клуб по результатам практической работы. Выполнение работы во втором классе. Конкурс лучших работ.
Тема 3. Конкурс необычных историй, или как составить план? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 27).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия - творческий конкурс. Для чего необходимо составлять план? Какие бывают планы? Творческая работа «Необычная история» (серия картинок к устному рассказу).
Тема 4. Путешествие в страну словарей. Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 98-159).
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия - путешествие. Что такое словарь? Какие бывают словари? Как прочитать словарную статью (возможно использование учебника русского языка, 2 класс, часть 2)?
Тема 5. В гостях у гостеприимного барсука, или что такое настоящее богатство. Учебник по литературному чтению (2 класс, часть 1, с. 144).
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия - экскурсия в парк, лес. Фотоконкурс «Красота рядом!»
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия - проектная работа, защита проекта «Что такое настоящее богатство?».
Тема 6. Как написать поздравление? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 49).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия - творческая работа. Оформление поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита мини-проекта «Поздравляю с Новым годом!».
Тема 7. Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота». Учебник по литературному чтению (2 класс, часть 1, с. 174).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия - конкурсная работа. На основе материалов учебника по литературному чтению (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с порт-фолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключ и Заря».
Тема 8. Путешествие по детским журналам. Учебник литературного чтения (2 класс, часть 2, с. 103).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия - творческая работа. Какие бывают журналы. Что такое периодика? Презентация «Мой любимый журнал».
Тема 9. Как написать поздравление? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 73)
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия - проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта «Поздравляю с 8 Марта!».
Тема 10. Необычные слова. Учебник русского языка (2 класс, часть 3, с. 158-159).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия - творческая работа. Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова».
Тема 11. Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия - творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом» (учебник литературного чтения, 2 класс, части 1-2), а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений, расположенных в музеях вашего города, поселка и пр. Подведение итогов конкурса.
Тема 12. Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота». Учебник литературного чтения (2 класс, часть 2, с. 175).
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия - конкурсная работа. На основе материалов учебника литературного чтения (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключ и Заря».
Тема 13. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия - конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 2 класс.


п/п

Наименование раздела и количество часов

Содержание раздела





1.
Речевая деятельность (7 ч)
Научный клуб младших школьников «Ключ и Заря»
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное; общение личное). Речевая деятельность. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

2.
Слушание и говорение (4 ч)
Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

3.
Чтение (5 ч).
Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

4.
Речь и текст (9 ч)
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная). Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе). Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

5.
Речевой этикет (5ч)
Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п
Темы программы
Количество часов

2 класс – 34 ч

1
Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?
2

2
Заседание клуба «Ключ и Заря», или как вступить в клуб во 2 классе.
2

3
Конкурс необычных историй, или как составить план?
2

4
Путешествие в страну словарей.
4

5
В гостях у гостеприимного Барсука, или что такое настоящее богатство.
4

6
Как написать поздравление?
2

7
Внимание конкурс! «Вопросы от Ученого Кота».
2

8
Путешествие по детским журналам.
2

9
Как написать поздравление?
4

10
Необычные слова.
2

11
Работа с картиной. Конкурс сочинений.
4

12
Внимание, конкурс! «Вопросы от Ученого Кота».
2

13
Конференция. Защита портфолио.
2

Итого:
34


Тематическое поурочное планирование

№ п/п
Название темы (раздела)
№ занятия в теме
Тема занятия
Теория
Практика


Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?
1
Знакомство с основными требованиями к написанию письма.
1




2
Учимся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант».

1


Заседание клуба «Ключ и Заря», или как вступить в клуб во 2 классе.
1
Открытие первого заседания научного клуба во 2 втором классе.
1




2
Выполнение работы во втором классе. Конкурс лучших работ.

1


Конкурс необычных историй, или как составить план?
1
Необходимость составления плана.
1




2
Творческая работа «Необычная история».

1


Путешествие в страну словарей.
1
Что такое словарь? Какие бывают словари?
1




2
Как прочитать словарную статью.

1



3
Практическая работа по теме «Чтение словарных статей в толковом словаре».

1



4
Практическая работа по теме «Чтение словарных статей в различных видах словарей».

1


В гостях у гостеприимного Барсука, или что такое настоящее богатство.
1
Экскурсия в городской парк. Фотоконкурс «Красота рядом!»

1



2
Проектная работа. «Что такое настоящее богатство?»

1



3
Подготовка к защите проектной работы «Что такое настоящее богатство?»

1



4
Защита проекта «Что такое настоящее богатство?»

1


Как написать поздравление?
1
Оформление поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета.
1




2
Защита мини-проекта «Поздравляю с Новым годом!».

1


Внимание конкурс! «Вопросы от Ученого Кота».
1
Организации конкурса «Вопросы от Ученого Кота».

1



2
Работа с портфолио. Конкурс «Вопросы от Ученого Кота».

1


Путешествие по детским журналам.
1
Какие бывают журналы? Что такое периодика?
1




2
Презентация «Мой любимый журнал».

1


Как написать поздравление?
1
Проект поздравительной открытки.
1




2
Соблюдение норм речевого этикета.
1




3
Подготовка защиты проекта «Поздравляю с 8 Марта!».

1



4
Защита проекта «Поздравляю с 8 Марта!».

1


Необычные слова.
1
Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная.
1




2
Творческий конкурс «Необычные слова».

1


Работа с картиной. Конкурс сочинений.
1
Работа в разделе «Музейный дом».
1




2
Экскурсия в музей «Знакомство с живописными произведениями».
1




3
Экскурсия в музей «Изучение живописных произведений».

1



4
Работа в разделе «Музейный дом». Подведение итогов конкурса.

1


Внимание, конкурс! «Вопросы от Ученого Кота».
1
Организация конкурса «Вопросы от Ученого кота».

1



2
Подведение итогов конкурса. Работа в портфолио.

1


Конференция. Защита портфолио.
1
Выполнение итоговых заданий клуба «Ключ и Заря». Оформление письма.
1




2
Выполнение итоговых заданий клуба «Ключ и Заря». Оформление письма.

1



3
Подведение итогов работы школьного научного клуба «Клуб и Заря» за 2 класс.

1

Итого:
35

11
23



Лист внесения изменений


п/п
Дата
Характер изменений
Реквизиты документа, которым закреплено изменение
Подпись сотрудника, внесшего изменения











































































Заголовок 115