Рабочая программа по внеурочной деятельности Клуб любителей чтения в 3 классе


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб любителей чтения» для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192с.) и   рекомендованной к реализации  Министерством образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа внеурочной деятельности «Клуб литературного чтения» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
          В данную программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг и обогатят его читательский опыт.
Цель: развитие  интереса к творчеству писателей, формирование познавательного интереса к книге, расширение кругозора детей, обогащение нравственно–эстетического опыта.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
- детально знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников;
- углублять литературно-образовательное пространство учащихся начальной школы;
- формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет на протяжении четырех лет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными), а также читательскими умениями.
Формы организации занятий:
Викторина
Библиотечный урок
КВН
Путешествие по страницам книг
Проект
Литературная игра
Инсценирование
Конкурс –кроссворд
Игра-драматизация
Читательская конференция
Занятие-диспут
Урок-спектакль
Интегрированное занятие
Занятие-праздник
Литературный ринг
Беседа-дискуссия с элементами инсценировки
Занятие-интервью
Устный журнал
Литературная гостиная
Формой учёта знаний являются проекты учащихся, читательская конференция, литературный ринг, инсценирование для родителей, обучающихся в конце каждого учебного года(учебной четверти). На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Условия реализации программы
В кружке принимают участие учащиеся 1-4 класса. Набор в кружок – свободный. Занятия проходят раз в неделю, всего 34 часа в год.
Содержание факультатива. 
Содержание программы «Клуб любителей чтения» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа факультатива – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержания факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информация о книге как из ее аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
   
Обоснование необходимости  курса:
1.  Избыточная информация через телевидение и Интернет ослабила интерес детей к книге.
2. Художественная литература является средством нравственного, эстетического и социального воспитания учащихся, а также способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Акцентируется внимание учащихся к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Главным методом является чтение – рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.
Наиболее предпочтительные формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые и парные выступления, проектная деятельность.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1год( 34ч ) с проведением занятий 1 раз в неделю
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
2)  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных  нормах, социальной справедливости и свободе.
3) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
4) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Содержание занятий
№п/п Раздел Теоретическая часть Практическая часть
1. Книги о природе и человеке 2ч 2ч
2. Веселые истории 1ч 1ч
3. Произведения о приключениях 1ч 1ч
4. Книжки с моей полки 6ч 4ч
5. Русская литература 3ч 4ч
6. Зарубежная литература 5ч 4ч
ИТОГО:   34  часа В результате реализации внеурочной программы «Клуб литературного чтения» учащиеся  должны уметь:
       строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
анализировать смысл названия произведения;
пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
читать наизусть 4-5стихотворений разных авторов (по выбору);
пересказывать текст небольшого объёма;
привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Календарно- тематическое планирование
3класс(34ч)
№п/п Название раздела Кол-во
часов Дата Примеча
ние
Тема занятий план факт «Книги о природе и человеке»(4ч) 1 М.Пришвин «Гаечки» 1 2 Р.Киплинг «Маугли» 1 3 Б.Житков «Мангуста» 1 4 М.Пришвин «Рождение кастрюльки» 1 «Веселые истории»(2ч) 5 М.Зощенко «Глупая история» 1 6 И.Сухин «Вот такой затейник» 1 «Произведения о приключениях»(2ч) 7 И.Сигсгорд « Палле один на свете» 1 8 А. Погорельский «Чёрная курица» 1 Раздел «Книжки с моей полки»(10ч) 9 Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» 1 10 А.Гайдар «Тимур и его команда» 1 11 И. Тургенев «Капля жизни» 1 12 А.Милн «Непослушная мама» 1 13 В. Дуров «Наша Жучка» 1 14 «Приключения Толи Клюквина» 1 15 М.Цветаева стихи 1 16 Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» 1 17 Мифы и легенды древней Греции.
«Рождение героя», «Геракл в Фивах»
  1 18 Детские энциклопедии о растениях, животных, географии, истории 1 Раздел «Русская литература»(7ч) 19 П. Бажов «Огневушка-поскакушка» 1 20 А. Волков «Волшебник изумрудного города» 1 21 Стихотворные сказки
В. А. Жуковский
«Сказка о царе Берендее» 1 22 Стихи о природе. Страницы русской классики.
Ф.Тютчев, И.Суриков 1 23 Т.Лихоталь «Синяк» 1 24 Волков А.М. «Огненный бог Марранов» 1 25 Погодин Р.П. «Книжка про Гришку» 1 Раздел «Зарубежная литература»(9ч) 26 А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» 1 27 «Пеппи длинный чулок» 1 28 Э.Браун «Сипсик» 1 29 Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» 1 30 Гауф В. Маленький Мук 1 31 Янссон Т. «Мумми-Тролль и комета» 1 32 Джеймс Барри Питер Пэн 1 33 Д.Родари «Приключения Чиполлино» 1 34 Д.Родари «Приключения голубой стрелы» 1