Проект на тему Безотметочные формы оценивания результатов освоения ООП НОО

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Министерства образования Чувашии

Кафедра дошкольного и начального образования


Проект
по теме:

Безотметочные формы оценивания результатов
освоения ООП НОО





Научный руководитель :
Федорова А. Р., к.п.н., доцент

Работу выполнила Белова Диана Валентиновна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 57
города Чебоксары





Чебоксары 2016


Содержание стр
Цель, проблема ,задачи проекта.3
Введение...4
Понятие, принципы безотметочного оценивания5
Этапы введения безотметочной системы оценивания в общеобразовательном учреждении..9
Контроль и оценка знаний и умений в условиях безотметочной системы оценивания12
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении16
Взаимодействие участников образовательного процесса в процессе безотметочного обучения.19
Способы формирования оценочной деятельности на уроках математики в 1 классе .20
Заключение.25
Список литературы....26














Цель проекта: выявить наиболее оптимальные и эффективные методы безотметочного оценивания в 1 классе

Проблема: как оценить результаты освоения общеобразовательной программы без отметок

Задачи: 1) изучить эффективные методы безотметочного оценивания
2) описание наиболее доступных для начальной ступени безотметочных форм оценивания
3) проанализировать и отобрать наиболее эффективные приемы оценочной деятельности в 1 классе


Ожидаемый результат: обобщение опыта применения безотметочных форм оценивания результатов в 1 классе


Конечный продукт: методическое портфолио












Введение
Основные особенности стандартов второго поколения – подход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата – требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания. Прежде всего, меняется её роль и функции в образовательном процессе.
Система оценивания позволяет:
получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,
отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов,
обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,
отслеживать эффективность образовательной программы.
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей
учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,
родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.







Понятие, принципы безотметочного оценивания
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер.
Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
В первом классе безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует 5- или 10-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. В условиях безотметочного обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
критериальность.
Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.
приоритет самооценки.
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
гибкость и вариативность.
Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.
естественность процесса контроля и оценки.
Степень обученности проверяется в ходе тематического и итогового контроля. Здесь ученик сам выбирает уровень трудности учебных заданий. Согласно А.Э. Симановскому [6] для реализации безотметочного обучения необходимо соблюдать четыре принципа:
1. Принцип градации трудности учебного материала, который предполагает в структуре любого учебного материала предусмотреть виды заданий, с которыми способны справиться учащиеся любого уровня подготовки.
2. Принцип свободы выбора учеником трудности учебного задания, реализация которого позволяет ему осознать свою ответственность за результаты учебной деятельности и сформировать адекватную самооценку. При этом одни учащиеся могут добиться значимых учебных достижений, выполняя большое количество простых заданий (проявляя трудолюбие), другие – выполняя небольшое количество сложных заданий (проявляя сообразительность и творческие способности).
3. Принцип постепенного накопления достижений: учащиеся с низким темпом обучения смогут почувствовать себя успешными даже на первых этапах формирования учебных умений, если не ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.
4. Принцип свободы: в любой момент времени учащийся должен иметь возможность улучшить свои достижения. Для этого учащимся время от времени предлагают вернуться к заданиям пройденных учебных тем или к ранее оцененным умениям.

Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учащихся включаются результаты наблюдении за их учебной деятельностью в обычных условиях.
 Перспективная цель безотметочного обучения заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Во втором классе осуществляется переход от безотметочной системы оценивания к пятибалльной с помощью внедрения технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Основными составляющими данной технологии являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.
В основе подходов к оцениванию при безотметочном обучении лежат следующие ключевые вопросы:
что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);
каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания этапы ее осуществления);
что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).
Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, не обязательно правильные (они могут быть оформлены в специальной классной «Тетради наших догадок, вопросов и открытий»).
Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых достижений ученика не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения - недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый «Экран успеваемости». Оценки не должны становится причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.
Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например, графики уменьшения количества ошибок в диктантах, в счете и т.п.).
Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.

Этапы введения безотметочной системы оценивания в общеобразовательном учреждении
Этап 1 - принятие школой единой «оценочной политики».
Исходной точкой принятия образовательным учреждением единой «оценочной политики» и курса на реализацию идеи безотметочного обучения во многих школах может стать «Положение о безотметочном обучении». В этом школьном документе могут быть прописаны все условия, средства, методы и формы оценивания, используемые в учебно-воспитательном процессе. Там же могут быть отражены особые формы ведения школьной документации (классных журналов, дневников учащихся, формы административного школьного контроля работы учителей), которые, как уже отмечалось, должны быть результатом договора.
Помимо указанного документа педагогический коллектив школы во главе с администрацией школы и при обязательном участии учащихся может составить «Правила оценочной безопасности», регламентирующие, что можно и нужно делать при оценивании, и чего делать нельзя.
Этап 2 - работа методических объединений
Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого изучаемого раздела. С этой целью в школах, работающих в режиме безотметочного обучения, рекомендуется организовать специальную работу методических объединений. Ее цель - анализ содержания программ и четкое определение тех знаний и умений, которые должны быть сформированы на конец учебного года, на конец четверти, на конец изучения каждого раздела. В результате по каждому предмету составляется четкое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами для каждого содержательного блока программы и обозначением ожидаемых сроков усвоения этих блоков.
Этап 3 - работа учителей в режиме безотметочного обучения
В начале изучения темы учителю желательно провести так называемую стартовую работу, цель которой - оценка начального уровня подготовки учащегося. Результат такой оценки можно фиксировать по-разному: с помощью определенного количества баллов за выполнение каждого задания; «дробью», которая фиксирует отношение правильно выполненного объема работы к общему объему заданий; в процентах и т.п. В дальнейшем сравнение результата стартовой работы с результатом в конце изучения раздела поможет учителю зафиксировать «прирост» в умениях каждого ученика.
Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал «волшебных линеечек», напоминающих ребенку измерительный прибор (этот инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном, широко используется в психологической диагностике).
С помощью линеечки можно измерить все, что угодно. Например, учитель объясняет первоклассникам, что на самом верху «линеечки» может поставить «крестик» тот ребенок, который все слова в диктанте написал отдельно, в самом низу этой линеечки -тот, кто все слова написал слитно. Таким образом, ребенок ставит «крестик» на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатами по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой «крестик» на той же «линеечке». Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Принципиальное отличие «волшебных линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок.
Можно оценивать промежуточные результаты обучения и с помощью любого другого подобного условного измерителя. Главное, чтобы эти формы фиксации были трудно переводимы в стандартные отметки, не могли суммироваться и накапливаться, не оставляли возможности сравнивать детей между собой. Разумеется, любые изобретенные учителем формы оценивания должны использоваться с соблюдением тех «Правил оценочной безопасности», которые выработаны педагогическим коллективом.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков, или, например, закрашивая определенную клеточку - полностью или частично. В «Листе индивидуальных достижений» полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам. (см. Приложение)
В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др. Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Более подробно формы текущей оценки при безотметочном обучении описаны в рекомендациях Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования «Система оценивания учебных достижений школьников» (2001 г.).
В конце темы (раздела) рекомендуется провести проверочную работу, направленную на оценку сформированности планируемых навыков и умений.
Принципиально важно, что при подготовке к ней учитель должен обсудить вместе с детьми критерии успешности ее выполнения. При оценивании такой работы можно пользоваться следующей технологией.
Чтобы зафиксировать не только конечный результат (например, решена или не решена математическая задача), но и проследить, где ребенок допустил ошибку и каких именно знаний, умений или навыков ему не хватило для успешного решения задания, удобно пользоваться следующей таблицей:


Контроль и оценка знаний и умений в условиях безотметочной системы оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, обеспечивать комплексный подход, позволяющий диагностировать предметные, метапредметные результаты (универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: познавательные, регулятивные, коммуникативные) начального общего образования, выявлять, как идёт личностное развитие ребёнка.
Основная цель БСО (безотметочной системы оценивания) - сделать оценку учебных достижений учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.
Задачи БСО:
нормализация отношений ученика с учителем, родителями и самим собой;
снятие тревожности и невротизации у детей;
повышение учебной мотивации;
возможность отслеживания динамики школьной успешности.
Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовая диагностика;
текущее оценивание;
итоговое оценивание.
Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассника к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка, и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т.д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме:
накопительной оценки (обобщенного результата) целенаправленного сбора данных;
итоговой демонстрации общей подготовки;
комбинации этих форм.
Итоговое оценивание наиболее целесообразно проводить в форме накопительной оценки.
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио (портфель достижений) учащегося, понимаемое как синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника, демонстрирующее его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
При этом материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов. В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:
Выборки детских работ формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями
Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. При их оценке целесообразно основываться на описанных выше особенностях новой системы оценки.
Портфолио это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, согласно концепции ФГОС, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные и эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика его социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные психологические характеристики личности.
Эти результаты будут выявляться в ходе социологических и других обследований. Они станут одним из средств оценки эффективности деятельности образовательного учреждения.
К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, согласно концепции ФГОС, относятся:
научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
умения, реализуемые в учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённые способы деятельности;
коммуникативные и информационные умения;
умение оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций;
способность к контролю и самоконтролю;
способность к творческому решению учебных и практических задач.

Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
соотносить свою оценку с оценкой учителя;
договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Охарактеризуем приемы педагогической технологии, используемые при безотметочном обучении в 1 классе.
Взаимообучение. Постановка ребенка в позицию учителя позволяет создать условия для развития у него теоретической позиции: ведь обучая другого, он должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности и структурировать его, найти адекватные варианты передачи его своим ученикам. В этом случае школьник получает возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно-оценочную часть совместного действия.
Тетрадь продвижения.Лучше использовать такие тетради при анализе однотипных заданий, чтобы иметь возможность увидеть степень продвижения учеников. Такие тетради продвижения помогают:
формировать у учащихся навык самоконтроля и самооценки;
наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у учащихся и обеспечить его целенаправленную и своевременную коррекцию;
сделать оценку содержательной и для ученика и для родителей;
сделать оценку работы оптимистичной для ученика, который наглядно видит свои результаты;
сделать тетрадь «справочником изученного»;
обеспечить соблюдение принципа преемственности в обучении.
При четких критериях отметки можно наглядно видеть, какая тема усвоена ребенком не в полной мере.
Папка достижений готовится ребенком для родителей в конце года. В нее можно вложить лучшие работы по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания. Ученик может сам написать немного о том, что дал ему первый год школьной жизни.
Характеристика на ребенка, которая адресована прежде всего самому ученику. В ней указываются положительные личностные качества первоклассника, его успехи в учебе, достижения в разных сферах деятельности. Заканчивается характеристика пожеланиями на следующий учебный год. Характеристика зачитывается публично, дополняется одноклассниками, а затем вкладывается в папку достижений.
Оценка – не отметка.Учитель оценивает работу школьников словами, интонацией: жестом, мимикой, а дети оценивают одноклассников цветными полосками.
Знакомство детей с критериями. На уроках необходимо обсудить проблему оценки. Полезно, чтобы каждый ученик сам оценил свою работу и сравнил свою оценку с учительской, чтобы школьники оценивали работы друг друга.
Своя «валюта» позволяет решить проблему оценивания кратких ответов с места, удачных реплик и вопросов. Подкрепить успех нужно! Напимер, за удачный ответ ученик получает красный кружок. Накопив пять кружков, учитель дает ему большой кружок, накопив пять больших кружков – учитель делает запись в дневник, папку достижений. Этот прием вводится на некоторое время , если требуется расшевелить пассивный класс. По мере формирования привычки активно работать учитель уходит от этого приема.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.

Взаимодействие участников образовательного процесса
в процессе безотметочного обучения
На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы обучения.
Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.
При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Листок достижения», заверенный печатью образовательного учреждения.
Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право прежде всего на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.
Особенности контрольно-оценочной деятельности
учащихся 1-х классов
Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
соотносить свою оценку с оценкой учителя;
договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на триместр.

Способы формирования оценочной деятельности на уроках математики в 1 классе.
В современных социально-экономических условиях, перед школой стоит задача - вырастить самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных быстро и эффективно найти своё место в обществе. Для этого целью обучения должно стать не только вооружение учащихся той или иной суммой знаний, школа должна научить их самостоятельно ориентироваться в научной и другой информации, т. е. школа должна учить мыслить на основе полученных знаний, знания должны служить развитию личности, а не быть самоцелью в обучении.
Система оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».
К примеру Г. Цукерман пишет, что «действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт» [9]. Оценка, в первую очередь, должна быть рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «а это я ещё совсем не знаю, надо узнать» - начинается учебная самостоятельность, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. Учебное действие оценки – это действие самого ученика. Начиная с 1-го класса учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки как основы для постановки будущих учебных задач. Необходимо вооружить детей такими умениями, как [8]:
выделять критерии оценки,
фиксировать их определённым образом,
проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей
Например, совместно с детьми на уроке изобретается специальная шкала – «волшебная линеечка» - и определяются параметры (критерии), по которым можно оценивать любое действие. К примеру, на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Используется также прием «лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно [2].
С помощью этих инструментов учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия. После самооценки ученика обязательно следует оценка учителя по тем же критериям. Ребёнок видит, что не всегда оценки разных людей могут совпадать. Он осуществляет пооперационный корректирующий контроль действий, выясняя, почему не совпали оценки.
Для формирования оценочных действий у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания:
1. Прогностическая оценка – оценка своих возможностей для решения той или иной задачи.
2. «Проверь себя» - задания на сопоставление своих действий и результата с образцом;
3. «Найди ошибку» - задания на обнаружение ошибок, их причин и способов устранения и т.д.
Практическая реализация подобных приемов, может быть рассмотрена на примере фрагмента урока математики в первом классе.
Предлагаем детям начать урок с самостоятельной работы. В неё включены задания, с которыми могут справиться все учащиеся или большинство из них с целью создания ситуации успеха, а так же задания на новый способ действия.
Найдите значения выражений [1]:
6-5
7+2
8- 6
6+3
10-4
3+7
9 - 3
10-8
7+6

При проверке дети называют ответы и выясняют, какой случай вызвал затруднение и почему. Значение выражения 7+6 нашли не все, ответы получились разными. «Почему?». «Чем это выражение отличается от остальных?» С таким случаем ещё не встречались, не знаем способа действий.
В этот момент и возникает учебная задача (УЗ) – научиться вычислять значение таких выражений. При постановке УЗ имеет место контроль, приводящий к отказу от старого способа действия в новых условиях – рефлексивный контроль. Далее идёт поиск решения УЗ. Слушаем рассуждение тех, кто решил. Важно в ситуации поиска услышать и зафиксировать на доске все детские версии, опробовать их и определить, какие оказались ложными, а какие помогли открыть новый способ действия. В процессе такой работы идёт формирование взаимоконтроля и взаимооценки участников совместного поиска.
Еще одним примером реализации приема формирования оценочных действий в первом классе является использование «кувшинчиков». В начале урока учитель раздает ученикам вырезанные из картона фигурки кувшина, предлагая каждому отметить на кувшине горизонтальной линией уровень знаний по данной теме. Скорее всего, горизонтальная линия будет нарисована в самом низу. В конце урока процедура повторяется. Вторая горизонтальная линия будет выше первой (либо кувшин «заполнится» знанием наполовину, либо до конца), помогая ученику осознать, насколько хорошо он овладел темой урока, и что осталось неусвоенным.
Яркий и красочный пример формирования оценочных действий, который хорошо запоминается ребенку, - использование интерактивных средств, в частности, интерактивная приставка Mimio. Например, в конце урока на интерактивной доске появляется изображение снеговика. Учитель предлагает каждому ребенку по очереди повесить либо снежинку на снеговика (если он усвоил материал – его знание «окрепло»), либо капельку (если тема не усвоена, снеговик тает). В это время учитель наблюдает за выбором и делает выводы для себя, кто из детей нуждается в помощи.
Для стимулирования оценочной деятельности на уроке можно использовать метод «цветных исправлений»: после выполнения самостоятельной работы дети сдают учителю тетрадки на проверку. Учитель просматривает, но не отмечает ошибки. Затем он предлагает детям взять свои тетради и самим найти и исправить ошибки другим цветом. Затем работы вновь собираются и анализируются. Первоклассникам можно давать три попытки внести цветные исправления.
Дифференцированными критериями оценки по математике в начале обучения могут служить сохранение высоты и ширины цифр и их элементов, соблюдение наклона и расстояния между ними, аккуратность выполнения работы и соответствие исправлений принятым нормам. На основе этих критериев учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу, в которой фиксируются результаты выполнения домашних или классных работ, а соблюдение критериев фиксируется соответствующими квадратами разных цветов. Для ребенка оценочная таблица является стимулом к совершенствованию навыков.



























Заключение
Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения - пути к гуманизации российского образования. Организуя безотметочное обучение первоклассников, мы ориентируемся в основные результаты образования на конец 1 класса, сформулированные А. Б. Воронцовым.
К концу переходного этапа должны у учителя сложиться отношения доверия как с детьми, так и с их родителями.
У первоклассников должны сложиться отношения учебного сотрудничества. Они должны пытаться решать возникшие проблемы неагрессивно, проявляя самокритичность и дружелюбие.
Уже к концу 1 класса дети могут пытаться строить свое действие с учетом действий партнеров; обнаруживать различие эмоциональных состояний участников совместного действия.
В области контроля и оценки своих действий ученики способны: а) оценивать свою работу по заданным педагогам критериям с помощью принятых в классе способов; б) соотносить свою оценку с оценкой учителя; в) обнаруживать совпадение, сходство и различие результата своих действий с образцом; г) пользоваться «доской достижений»
Ученики должны выработать и овладеть средствами (знаки, жесты) для обеспечения взаимодействия друг с другом в рамках принятых норм.
Таким образом, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно усваивать предметное содержание
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Просвещение, 2012.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. М.: Рассказов, 2011.
Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.В. Математика. Первый класс. Второе полугодие. - М.: МЦНПО, 2011. – 112 с.
Гой Е.И. Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики // Математика в школе. – 2014. - № 2. – С. 12-16.
Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, 2011.
Симановский А.Э. Безотметочное обучение: возможности и пути реализации. М.: Баласс, 2013.
Темербекова А.А. Методика преподавания математики. – М.: Владос, 2009. – 484 с.
Цукерман. Г. А. Введение в школьную жизнь. - М.: Генезис, 2013. – 376 с.
Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига: ПЦ «Эксперимент», 2009.
Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. Школа 2000... Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Выпуск 4. М.: УМЦ «Школа 2000», 2012.












13PAGE 15


13PAGE 142415




Заголовок 515