Проведение родительских собраний в школе


Как провести родительское собрание в школе
Основными направлениями организации сотрудничества классного руководителя с родителями являются просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии, диагностика, коррекционная работа. Самой распространенной формой работы являются родительские собрания. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые требуют проведения дополнительных родительских собраний.
Многие родители считают собрания потерей времени и пустой болтовней. Родителям неинтересно слушать об успехах или проступках чужих детей. И совсем неприятно, когда публично разбирают проступки и проблемы их собственного ребенка. Родителям удобнее узнать все необходимое, поговорив с классным руководителем или предметником индивидуально. 15 минут такого разговора дают больше информации, чем присутствие в течение нескольких часов на родительском собрании.И, тем не менее, родительские собрания пока остаются основным способом взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. Каким должно быть родительское собрание с точки зрения самих родителей: 
Максимально информативным. Информация должна быть одинаково важна для всех родителей.
Промахи и проступки детей не должны обсуждаться публично, как и их внешний вид.
Решение финансовых вопросов не должно быть главной темой для обсуждения.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует подготовки. К собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Поэтому в содержание собрания можно ввести традиционные рубрики:
- «Крылатые фразы о воспитании»
- «Азбука воспитания детей в семье»
- «Советуем прочесть»
- «Обсудите вместе с ребенком»
- «Шкатулка мудрости».
Собрание «для галочки» не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем начать подготовку к родительскому собранию, целесообразно провести анкетирование среди учащихся и родителей. Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания.
Необходимо следовать традициям в проведении родительских собраний. Какие традиции являются значимыми и эффективными? Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, изготовлены медали.
Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может отправить домой и приурочить их ко дню рождения ребенка.
Хорошей традицией собрания является введение определенных ритуалов, например, «Волшебная шкатулка». К каждому собранию ученики класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт, подписывают и опускают в шкатулку. В своих письмах они могут рассказать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух.
Интересной может стать рубрика «Зеленая лампа». С помощью этой рубрики проигрываются различные проблемные ситуации из жизни класса и отдельных учащихся. Имена учащихся не называются, ситуации несколько изменяются, родителям предлагается найти оптимальный вариант решения трудной житейской задачи.
Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результата или интервью, выпуск газеты.Не менее важным является оформление индивидуальных приглашений для мам и пап. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типографский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях является то, что родители получат их заранее, а не за час до встречи. Именно такой подход к организации системы в работе с родителями поможет формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркнет значительность встреч учителя с родителями, будет стимулировать их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.
Все выше перечисленные традиции родительского собрания приживутся только в том коллективе, где в них заинтересованы взрослые. А заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.