Программа стажерской площадки для учителей химии


Программы стажировки по проблемам овладения эффективными технологиями реализации ФГОС ступеней общего образования
1. Информационный блок программы
1.1. ФИО разработчика
Карелина Любовь Николаевна, учитель химии высшей категории
1.2. Название программы
«Личностно-ориентированное обучение как эффективный механизм достижения личностных результатов»
1.3. Цель программы
Развитие и совершенствование у стажеров профессионально-педагогических компетенций по созданию условий формирования и развития личностных результатов учащихся с использованием личностно-ориентированного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ступеней общего образования в логике компетентностного подхода.
1.4. Задачи программы
1. Обосновать актуальность развития личностных результатов учащихся.
2. Разработать формы деятельности учащихся для достижения личностных результатов различной направленности.
3. Организовать стажерскую пробу по апробации разработанных форм деятельности учащихся для достижения личностных результатов различной направленности.
4. Организовать деятельность стажеров по разработке компетентностей учителя-предметника, реализующего условия личностного развития учащихся в предметном обучении.
5. Организовать проектирование стажерами образовательного события для формирования личностных результатов учащихся.
6. Сформировать у стажеров умения разрабатывать критерии самооценки в процессе деятельности площадки и оценивать собственную деятельность по разработанным критериям по овладению компетентностями учителя-предметника, реализующего условия личностного развития учащихся в предметном обучении.
7. Создать комфортную среду для плодотворной деятельности участникам стажерской площадки и возможности повысить свой профессиональный уровень.
1.5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования отражает не только сегодняшние, но перспективные потребности личности, общества и государства в сфере образования.   Он определяет требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы, причем личностное развитие ученика ставится на первый план современного образования. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов действий.
Личностные результаты, которые достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу, являются одной из составляющих функциональной грамотности, формирование которой является целью современного образования.
Установление ребенком собственной социокультурной идентичности – личностное созревание, зависит от актуализации потенциала, заложенного в содержании предметных дисциплин. В содержании всех школьных предметов, в том числе и химии, есть дидактически переработанный социально-культурный опыт, необходимый для развития личностной ориентации.
Для достижения личностных результатов мной разработана специальная система приемов и форм уроков. В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий организую следующие виды деятельности учащихся:
- в теме «Периодический закон» предлагаю подготовить сообщение о Д.И. Менделееве как о человеке и гражданине или провести виртуальную экскурсию по музею Казанской химической школы (сфера развития личностных результатов – Родина, гражданин, долг).
- на каждом учебном занятии совместная с учениками постановка учебных целей на урок; организую этап рефлексии для определения качества достижения поставленных целей; дифференцированные домашние задания – ученик сам выбирает один из вариантов домашнего задания, предлагаю подготовить сообщения о химических профессиях (сфера развития личностных результатов – труд, профессия, компетентность);
- предлагаю решение практико-ориентированных задач по темам курса. Организую уроки-дискуссии, «Например, «Жесткая вода – полезная или нет». Предлагаю мини-проекты для домашних работ, например, «Озон – друг или враг?» (сфера развития личностных результатов – знания, наука, культура);
- организую беседы, обсуждения, требующие высказывания собственной позиции: «Хлор – первый отравляющий газ», «Саяно-Шушенская ГЭС – боль и надежда России» (сфера развития личностных результатов – ценности, нравственность);- организую групповую работу на уроке, ролевые игры, например, «Слушается дело об этиловом спирте» (сфера развития личностных результатов – общение, сотрудничество);
- предлагаю подготовить сообщения, связанные с физиологическим воздействием изучаемых веществ на организм человека и правилами безопасного обращения с ними. Создаю комфортную здоровьесберегающую среду на уроке: демонстрирую принятие ученика таким, какой он есть, создаю ситуации успеха через уровневую дифференциацию учебного материала, предупреждаю перегрузки школьников через сменяемость видов деятельности (сфера развития личностных результатов – здоровье, безопасность);
- организую практические работы по исследованию почвы, воздуха, воды социальной и природной среды, в которой живут сами учащиеся. Предлагаю проектные работы: «Кислотные дожди», «Проблемы мусора и отходов в больших городах» (сфера развития личностных результатов – экологическое мышление).
Урочная форма имеет ряд ограничений, не позволяющих создать условия для формирования функционального уровня, как способности применять личностные качества для решения социально-проектных ситуаций. Поэтому одним из условий формирования функционального уровня является включение событийного формата в образовательный процесс. Внеурочные образовательные события (информационно-исследовательские проекты, интегрированные декады биологии, химии, литературы, предметные недели, встречи со специалистами, учебные экскурсии) позволяют создать условия для приобретения учащимися опыта решения социально-проектных ситуаций.
Чтобы успешно реализовать требования ФГОС к личностным результатам, считаю, что учитель-предметник должен быть компетентным в предметном обучении. В образовательной деятельности использую технологии личностно-ориентированного обучения в сочетании с деятельностным подходом:
- отбираю и акцентирую в предмете содержание, которое позволяет осознать гордость за Родину, ее историю, инициирую и развиваю чувство долга у учащихся (сфера развития личностных результатов – Родина, гражданин, долг);
- реализую в учебном процессе принцип распределенной ответственности вместе с критериальным оцениванием, что позволяет достигать самостоятельности и саморегуляции ученикам. Акцентирую в содержании своего предмета фактологию, необходимую для выбора профессии, провожу экскурсии, классные часы профориентационного содержания (сфера развития личностных результатов – труд, профессия);
- акцентирую роль предметных знаний в жизни общества и отдельного человека (сфера развития личностных результатов – знания, наука, культура);
- реализую принципы толерантности как устойчивости к негативным воздействиям и умению вести конструктивный диалог. Использую стиль педагогического общения (сфера развития личностных результатов – толерантность, взаимопонимание);
- акцентирую в содержании своего предмета правовые аспекты, создаю условия для активного участия каждого ученика в коллективной учебной деятельности (сфера развития личностных результатов – закон, правила, управление);
- акцентирую в содержании своего предмета моральные и нравственные аспекты, в беседе с учеником демонстрирую стиль отношений, основанный на осознании границ дозволенного (сфера развития личностных результатов – ценности, нравственность, мораль);
- обучаю детей общению, основанному на договорных отношениях, обучаю формам сотрудничества в разных ролях – лидера, исполнителя (сфера развития личностных результатов – общение, диалог, сотрудничество);
- акцентирую в содержании своего предмета ценности ЗОЖ, обучаю правилам безопасного поведения на уроке (сфера развития личностных результатов – здоровье, безопасность, ЗОЖ);
- формирую понимание экологичности как системной характеристики природных, социальных и техногенных систем. Показываю опасность и риски нарушений экологически грамотного поведения человека (сфера развития личностных результатов – экологическое мышление).
В своем арсенале имею и использую медиа-сопровождение учебного процесса: тексты, видеоматериалы.
Как педагог и воспитатель реализую ведущие идеи школы как «школы психологического комфорта», заложенные в концепции развития школы для достижения учащимися личностных результатов. Главными идеями являются личностно-ориентированный и деятельный подход («Я-КОНЦЕПЦИЯ»), идея ориентации на общечеловеческие ценности.
В воспитании у учащихся представлений о ценностях и формировании у них ценностных ориентаций руководствуюсь психолого-педагогическими принципами: принцип гуманизма, принцип личностного подхода в группе, коллективе; принцип ведущей деятельности; принцип системного подхода.
В соответствии с требованиями Образовательного Стандарта достижение учащимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно - образовательной деятельности. Тогда, как же управлять процессом формирования личностных результатов учащихся?
Управление процессом формирования личностных результатов в нашей школе происходит через методическое сопровождение деятельности классного руководителя и разработанные нашими педагогами картотеки диагностических данных о личностном росте школьников. Речь идет о личностном росте ребенка как развитии ценностного отношения личности к окружающему миру, к обществу, к людям, самому себе. Картотеки содержат информацию о личностном росте каждого ученика в классе. Диагностические методики соответствуют разным возрастным группам и представлены в определенной системе по ценностям, и определены диагностическим сопровождением Программы воспитания школы. В каждой картотеке предлагается содержание диагностических методик, уровневые характеристики личностного роста: младшего школьника, подростков, старшеклассника. Для обобщения полученных результатов по каждому ученику - карта фиксации данных диагностики личностного роста; по коллективу в целом - карты для определения динамики развития отношений к ценностям «Человек. Природа. Общество».
Работа с картотеками помогает мне – учителю-предметнику анализировать, систематизировать и планировать образовательную деятельность в классе, но не только за один год, как в традиционном варианте, а за несколько лет, что позволяет осуществлять воспитательную деятельность в системе.
Ключевыми идеями заявленного опыта являются принципы, заложенные во ФГОС:
деятельностный подход как условие формирования личностных результатов;
использование технологий личностно-ориентированного обучения для достижения личностных результатов учащихся.
Принцип построения работы стажерской площадки основан на том, что стажеры в процессе своей самостоятельной деятельности будут проходить следующие этапы:
I этап – «формирование информационного поля», дает возможность стажерам составить представление о предлагаемом обучении, приобрести свой опыт, построить свой образ.II этап – собственно «овладение» - освоение стажерами нужного способа действия. Он возможен только после полноценной реализации I этапа.
III этап – использование знаний - проектирование и создание собственного продукта, презентация результатов своей работы.
Программа приведет стажеров к достижению цели стажерской площадки.
В рамках стажерской площадки произойдет становление профессионально-педагогической компетентности педагогов в проектировании и проведении учебных занятий с использованием современных технологий с целью успешного обучения, воспитания и развития учащихся в процессе освоения учебных предметов, а также подготовки их к жизни в информационном обществе и профессиональной ориентации в Атомной отрасли.
2. Содержательный блок программы
2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки
Компьютерный класс с 15-ю персональными компьютерами, подключенными к сети.
Выход в Интернет со скоростью до 1 Мбит/с.
Единая локальная компьютерная сеть.
Мультимедийных проектор.
Экран.
Программное обеспечение.
Оборудование для проведения Он-лайн занятий.
Данная программа стажерской площадки «Организация педагогической деятельности как эффективный механизм достижения качественных результатов» основана на базе школы № 101 с углубленным изучением математики и информатики города Железногорска Красноярского края.
Место проведения: компьютерный класс МБОУ Школы № 101 с углубленным изучением математики и информатики города Железногорска Красноярского края.
Программа рассчитана на 24 часа и ориентирована на круг педагогов общеобразовательных школ.
Программа предполагает входную и выходную диагностику.
Для организации продуктивной работы стажеров предполагаются аналитические, рефлексивные (направленные на выявление собственных проблем и достижений в ходе стажировки) формы работы, а также проектировочные (направленные на выявление новых способов и средств практической деятельности) задания:
а) круглый стол (определение стажерами лично значимых целей обучения в рамках стажерской площадки);
б) проектная деятельность стажеров (составление индивидуальных учебных планов в соответствии с запросами);
в) организация самостоятельной деятельности стажеров над завершением проектов;
г) защита учебно-методических проектов слушателями как логичное завершение программы стажировки.
Рефлексивный этап направлен на оценку слушателями программы курсов, коррекцию и обогащение программы в соответствии с рекомендациями и предложениями слушателей, оценки выполнения слушателями результатов работы. Стажеры не только знакомятся с инновационной деятельностью школы, но и сами апробируют свои разработки в новых для них условиях.
2.2. Программа стажировки (тема, количество часов, содержание работы по теме)
Тема 1. Обосновать актуальность развития личностных результатов учащихся.
Организовать деятельность стажеров по формированию собственной профессиональной готовности для реализации в учебном процессе современных технологий, ориентированных на развитие личностных результатов.
Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ, регулирующие современное образование.
Круглый стол: представление стажерами опыта работы по теме стажировки; определение стажерами личностно значимых целей обучения на стажировке; выявление проблемных вопросов по проектированию собственной модели технологии формирования личностных результатов.
Возможность применения технологий личностно-ориентированного обучения для формирования личностных результатов учащихся как средство достижения качества образования. Лекция. Семинар. Стажерская проба. 4 часа.
Тема 2. Организовать деятельность стажеров по разработке форм деятельности учащихся для достижения личностных результатов различной направленности.
Формы учебной деятельности учащихся, обеспечивающих личностное развитие. Стажерская проба.2 часа.
Тема 3. Организовать стажерскую пробу по апробации разработанных форм деятельности учащихся для достижения личностных результатов различной направленности.
Стажерская проба. Он-лайн занятие.3 часа.
Тема 4. Организовать деятельность стажеров по разработке компетентностей учителя-предметника, реализующего условия личностного развития учащихся в предметном обучении.
Компетентности учителя-предметника, реализующего условия личностного развития учащихся в предметном обучении. Семинар. Стажерская проба. Он-лайн занятие. 5 часа.
Тема 5. Организовать проектирование стажерами образовательного события для формирования личностных результатов учащихся.
Модель построения образовательного процесса по формированию личностных результатов.
Учебное занятие с использованием современных технологий. Анализ авторского урока с точки зрения создания условий для формирования личностных результатов.
Стажерская проба. Он-лайн занятие. 5 часов
Тема 6. Сформировать у стажеров умения разрабатывать критерии самооценки в процессе деятельности площадки и оценивать собственную деятельность по разработанным критериям по овладению компетентностями учителя-предметника, реализующего условия личностного развития учащихся в предметном обучении.
Стажерская проба. Он-лайн занятие. 3 часа.
Тема 7. Итоговая рефлексия выполнения программы стажировки.
Подведение итогов работы стажерской площадки. Рефлексия. Выходная диагностика. Представление приобретенного опыта в он-лайн режиме. 2 часа.
2.3.Учебный план стажировки
№ Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекция Семинар Стажерская проба Он-лайн занятие
1 Обосновать актуальность развития личностных результатов учащихся.
Организовать деятельность стажеров по формированию собственной профессиональной готовности для реализации в учебном процессе современных технологий, ориентированных на развитие личностных результатов. 1
1 2 2 Организовать деятельность стажеров по разработке форм деятельности учащихся для достижения личностных результатов различной направленности. 2 3 Организовать стажерскую пробу по апробации разработанных форм деятельности учащихся для достижения личностных результатов различной направленности. 2 1
4 Организовать деятельность стажеров по разработке компетентностей учителя-предметника, реализующего условия личностного развития учащихся в предметном обучении. 1 3 1
5 Организовать проектирование стажерами образовательного события для формирования личностных результатов учащихся. 3 2
6 Сформировать у стажеров умения разрабатывать критерии самооценки в процессе деятельности площадки и оценивать собственную деятельность по разработанным критериям по овладению компетентностями учителя-предметника, реализующего условия личностного развития учащихся в предметном обучении. 2 1
7 Итоговая рефлексия выполнения программы стажировки. 2
Итого 1 2 14 7
3. Способы оценки результатов стажеров
3.1. Внешняя оценка результатов стажеров
№ п/п Форма оценки результатов стажеров Описание механизма Организатор Способ фиксации оценки
1 Стартовая диагностика Стажер отвечает на вопросы, которые позволяют определить проблемы, стоящие перед ним по поводу заявленной темы, ожидания от стажировки, конечный результат. Руководитель стажировки Рецензия
2 Представление результатов проектной деятельности на форумах педагогического сообщества Стажер регистрируется на форуме педагогического сообщества, выкладывает свой материал для обсуждения на форуме, получает комментарии от представителей педагогического сообщества. Руководитель стажировки Рецензия
3 Он-лайн конференция через 2 месяца после стажировки. Участники стажировки обмениваются мнениями о формировании личностных результатов учащихся в своих образовательных учреждениях. Руководитель стажировки Рецензия
3.2 Самооценивание стажерами собственных результатов
№ п/п Форма оценки результатов стажеров Организатор Способ фиксации оценки
1 Самооценивание стажерами собственных результатов стажировки в форме круглого стола в он-лайн режиме. Руководитель стажировки Рецензия
2 Выставление статьи-отзыва о стажировке на сайте школы (www.school101.ru) Руководитель стажировки Рецензия
3 Он-лайн конференция через 2 месяца после стажировки.
Самооценивание стажерами собственных результатов образовательной деятельности по формированию личностных результатов в своих образовательных учреждениях. Руководитель стажировки Написание и публикация статей на сайте «Школы Росатома»