Методическая разработка урока-семинара по физике тема Электромагнитные колебания и волны


Методическая разработка урока - семинара.
тема «Электромагнитные колебания и волны» 11 класс.
Цель семинара: обобщить знания учащихся об электромагнитных колебаниях и волнах, их основных свойствах, развивать материалистическое мировоззрение учащихся, знакомить их с различными видами материи и формами ее существования.
Задачи:
Углубить знания учащихся по данной теме.
Развивать умения анализировать и систематизировать факты.
Формировать навыки групповой деятельности учащихся.
Наглядность: плакат – план семинара, плакат – памятка ведения дискуссии, фрагменты фильма «Электромагнитные волны».
1 этап – подготовительный.
Учитель определяет цель и задачи семинара, предлагает план работы, рекомендует литературу.
На проведение семинара выделяется 1 час.
2 этап организационный.
Формируются микрогруппы (4-5 уч.). Каждая группа получает задание, учащимся рекомендуется ознакомиться с материалом в учебнике или дополнительной литературе в зависимости от выбранного вопроса.
Ориентированная тематика вопросов для групп:
Исторический экскурс: взгляды, теории, изобретения Гюйгенса, Ньютона, Доливо-Добровольского, Яблочкова, И.Ф.Усагина, Дж.Максвелла, Генриха Герца, А.С.Попова, Г. Маркони, И.Пулюя.
Электромагнитные колебания:
- общая характеристика электромагнитных колебаний;
- переменный электрический ток;
- проблемы современной электроэнергетики и охрана окружающей среды.
3. Электромагнитные волны:
- электромагнитное поле;
- образование электромагнитных волн;
- изобретение радио;
- понятие о телевидении;
- развитие средств связи.
Задания для групп:
Изучение материала, знакомство с дополнительной литературой.
Распределение ролей среди членов групп.
Составление плана выступления.
Подготовка наглядности.
Если семинар проводится впервые, учитель должен четко разъяснить сущность и структуру семинара.
Содержание домашнего задания: изучение темы данной группы, выполнение конкретного задания в соответствии с полученной ролью.
3 этап – проведение семинара.
Структура семинара.
Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.
Мотивация проводится в форме диалога с аудиторией.
Вопросы к аудитории:
- что такое материя?
- что такое вещество?
- что такое электромагнитное поле?
2. Знакомство с вопросами для дискуссии (плакат).
2.1. Исторический путь возникновения представлений об электромагнитных колебаниях и волнах.
2.2. Электромагнитные колебания.
- общая характеристика электромагнитных колебаний;
- переменный электрический ток;
- проблемы современной электроэнергетики и охрана окружающей
среды.
2.3. Электромагнитные волны:
- электромагнитное поле;
- образование электромагнитных волн;
- изобретение радио;
- понятие о телевидении;
- развитие средств связи.
3. Непосредственно дискуссия. Дискуссия при обсуждении конкретных вопросов проявляется в виде произвольного общения учащихся, это повышает интенсивность познавательной деятельности учащихся.
4 этап – подведение итогов. На этом этапе учитель корректирует некоторые сведения по данной теме, помогает учащимся прийти к общему мнению. Выставляет оценки.