Конспект урока по литературе на тему Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Сказка-быль «Кладовая солнца»

Министерство образования и науки Российской Федерации
МОУ «СОШ №14»














Конспект урока по литературе









Выполнил учитель
истории и обществознания
Мамаева Ксения Игоревна













Магнитогорск
2015
Михаил Михайлович Пришвин
(1873-1954)
Сказка-быль «Кладовая солнца»

Цели:

1. Познакомить учащихся 6-го класса с творчеством и личностью М.М.Пришвина. Рассмотреть сказку-быль «Кладовая солнца» с целью раскрытия особенностей жанра и характеров героев. Показать метафорический смысл сказки-были.

2. Воспитать в детях бережное отношение к природе, показать единство человека и природы.

3. Развить у учащихся умение анализировать прозаический текст, умение видеть иносказательный смысл в тексте или текстовом фрагменте (Например, рассказ-притча о двух деревьях).


Тип урока: урок смешанного типа


Количество часов, отведенных на изучение данной темы: 4 часа


Оборудование: портрет М.М.Пришвина, рисунки учеников, иллюстрации учебника, тексты сказки-были «Кладовая солнца», карта Блудова болота, доска.


Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися по вопросам, комментированное чтение, устное рисование, кроссворд.













Михаил Михайлович Пришвин
(1873-1954)
Сказка-быль «Кладовая солнца»


























Михаил Михайлович Пришвин
(1873-1954)
Сказка-быль «Кладовая солнца»

Конспект 2-го урока по данной теме

№ п/п
Цели этапов
Деятельность учителя и учащегося, методические приемы
Средства
Выводы
Умения и навыки

1.







































2.







































































































































3.






















4.
1.Обозначить тему и цели урока.

2.Проверить, на каком уровне освоен материал прошлого урока






























1.Рассмотреть образную систему сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
2. Составить общее представления о героях сказки–были «Кладовая солнца» путем анализа их портретов, поступков, речи.






















































































































1. Посмотреть какую роль играет образ природы в развитии сюжета.

















1. Обобщить материал урока, сделать выводы, подвести итог урока.
Организационный момент
Учитель входит в класс, здоровается, отмечает отсутствующих, проверяет подготовку к уроку.
Вступительное слово учителя
Мы продолжаем с вами разговор о сказке-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца». На первом уроке мы обзорно ознакомились с творчеством и биографией М.М.Пришвина, поработали с названием произведения, начали разговор об особенностях жанра. В рамках рассмотрения особенностей жанра поработали с литературоведческим словарем, зафиксировали в тетрадях значение понятий «сказка» и «быль». Давайте вспомним, что такое сказка и что такое быль.
(Сказка-1. Повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
2. разг. Выдумка, неправда, ложь.
Быль-то, что было в действительности).
Почему же произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью?
(«Кладовая солнца» является сказкой-былью так, как в данном произведении сочетаются сказочные мотивы с реальными событиями. Название произведения, зачин «В одном селе, возле Блудова болота», раннее сиротство и самостоятельность детей, «чудесная вещь» - компас, образы животных и птиц, образы старушек елей, борьба добра и зла, - это все сказочные мотивы. Также сказочным отчасти является и сюжет о том, как девочка собирала ягоды и заблудилась в лесу.
Но, не смотря на такое обилие сказочных мотивов, в основе повествования лежат реальные события, которые имели место в послевоенные годы. Следовательно, Пришвин писал о реально происходящих событиях, но облекал эти события в сказочную форму).

Итак, мы с вами вспомнили, что такое сказка и быль, повторили особенности жанра. А теперь мы переходим к рассмотрению образной системы произведения, то есть мы начинаем работу с героями произведения. А кто у нас основные герои в сказке–были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»?
(Настя, Митраша, Травка, волк Серый Помещик, природа).
Главными героями являются?
(Настя и Митраша).
Давайте откроем тетрадки с домашней работой. Вы дома заполняли таблички, сравнивали героев Настю и Митрашу. Сейчас опираясь на материал таблицы, мы начинаем работать с образами героев. Те, кто домашнюю работу не сделал, открывают тетради и заполняют таблицу в ходе урока. В конце урока ребята, не выполнившие домашнее задание, показывают тетради с заполненной таблицей. В результате я выставляю таким ребятам оценку за таблицу и за работу на уроке.
Итак, перед нами два героя – Настя и Митраша.
Когда и в какой среде жили Настя и Митраша?
(Ребята зачитывают 1-ый абзац 1-ой главы:
В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залеского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне).
Из этого эпизода мы узнаем, что ребята являются сельскими жителями, сиротами. Время действия - послевоенное. Что еще мы узнаем из первой главы о жизни детей?
(Узнаем, что детям после родителей досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
Вместе с этим богатством досталось, однако детишкам бедным и большая забота о всех живых существах. Но не с такой бедой справлялись наши дети в годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.
Михаил Пришвин пишет о том, что дети жили дружно и даже помогали в колхозе:
Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах
не было ни одного дома, где жили и работали так дружно, как жили наши любимцы).
Вот так жили и работали наши ребята. А какими вы видите главных героев сказки-были?
(Устное рисование героев произведения «Кладовая солнца»).
А теперь посмотрим, как описывает Настю и Митрашу Михаил Михайлович Пришвин. Посмотрим их портреты, сходства и различия.
Настя
Портрет:
«Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».
Хозяйственность:
«Как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
Жадность Насти:
«Так она ссыпает горсточку за горсточкой, все чаще и чаще, а хочется все больше и больше».
«Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться... Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше».
«Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на змею... Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она».
«Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».
Митраша
Характер, портрет:
«Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. „Мужичок в мешочке", улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».
«„Мужичок в мешочке", как и Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».
Хозяйственность:
«Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани.
Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство».
Упрямство Митраши:
«Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался в дружбе».
«Строптивый брат».
Сила воли:
«Это был мальчик упрямый и сильный». « Был мужичок, отвечали другие, да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой».
Подумайте почему автор называет Настю «золотой курочкой», а Митрашу «мужичком в мешочке»?
А как относится автор к детям, к героям своей сказки-были?
(Пришвин относится к детям с большой любовью и нежностью. Говорит, что они были очень милые, умные. Называет их «наши любимцы»).
Вот мы дали сравнительную характеристику героям сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Насте и Митраше. По заполнению таблицы вопросы есть?
(Обсуждение вопросов по заполнению таблицы, по ее содержанию).
Все со сравнительной характеристикой героев мы закончили. Давайте посмотрим на доску, здесь у нас оформлен стенд ваших рисунков-иллюстраций к тексту. Сегодня мы вывесили рисунки, на которых изображены главные герои «Кладовой солнца». Чт, по вашему мнению удалось художникам в изображении героев?
(Обсуждение рисунков).

Смотрите как интересно, практически на всех рисунках Митраша и Настя изображены на фоне природы. Кто-то нарисовал на заднем плане ель и сосну, кто-то болото, а кто-то собаку Антипыча Травку.
Все ваши рисунки свидетельствуют о том, что человек в данном произведение рассматривается как неотъемлемая часть природы. Человек – часть окружающего мира.
Подумайте, какую роль играет природа в данном произведение? Как представлена природа? Основные образы, связанные с природой?
(Природа в «Кладовой солнце» играет большую роль в развитии сюжета. Представлена в произведении как самостоятельный герой. Проявляет себя в образах волка Серого Помещика, собаки Травки, тетерева Косача, старушек елей и т.д.).
Вы правильно сказали, что образ природы играет сюжетообразующую роль. Поэтому разговор о природе мы продолжим на следующем уроке, когда будем работать над сюжетом и композицией произведения.

Сейчас давайте подведем итоги урока и запишем домашнее задание.
Итак, сегодня на уроке мы продолжали разговор по теме: Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Мы повторили изученное на предыдущем уроке, дали сравнительную характеристику главным героям, подошли к разговору о роле природы в развитии сюжета сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Следующий урок мы посвятим композиции и сюжету, поэтому домашнее задание будет следующим.

Домашнее задание
1.Составить сюжетный план по сказке- были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
2.Для желающих – сделать иллюстрации к сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».







1.Портрет Михаила Михайловича Пришвина.

2.Текст сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».



























1.Текст сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
2.Иллюстрации к сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

























































































































1.Рисунки учащихся, иллюстрации к сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1.Умение активного слушания





































1.Умение активного слушания

2.Умение работать с художественным текстом.

3Умение анализировать эпизоды и фрагменты текста.

3.Навык и умения выразительного чтения.
















Кроссворд «М. М. Пришвин. „Кладовая солнца"»

По горизонтали: 5. Кто оставил детям «все их крестьянское хозяйство»? 6. Как автор называет мальчика, шедшего между сказочных старушек-елок, когда «одна вдруг поднимается, как будто хочет... палкой ударить по голове»? 8. Что случилось в жизни Травки два года назад? 11. Часть дерева, которая утром в сосновом бору напоминала зажженную свечу. 14. Кто отдал целебную ягоду ленинградским детям? 15. Как называли Митрашу между собой учителя в школе, добавляя при этом «в мешочке»? 16. Все животные, которых «в предрассветный час» выгоняла Настя с хворостиной в руке? 17. «Топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду». 20. Кто утром заревел на дворе так, что соседи «пришли посмотреть, не случилось ли какой беды у детей»? 22. Что услышала Травка на болоте, с чем не могло сравниться «никакое чудо природы»? 23. Обитатель леса, в которого стала превращаться Травка, когда умер Антипыч и ей нужно было «жить для себя». 26. Что хранилось в яме возле сторожки Антипыча до того, как там поселилась собака? 27. Сказочное уродливое существо, за которое можно было принять лося, глядя, как толстые губы «пришлепнулись к дереву». 28. Настоящее имя собаки, которое вспомнил Митраша.
По вертикали: 1. Крайне ветхая, изорванная одежда Мит-раши, с которой он стряхнул грязь, когда вылез из топкого места. 2. «Сеятель», принесший «два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели». 3. Белая чистейшая «одежда» подхвостья, которую, подпрыгнув, показал тетерев-косач. 4. Углубление в русской печи, куда сгребаются горячие угли (там стоял чугунок вареной картошки, о котором вспомнила Настя). 7. Повозка, на которой привезли мертвого Серого помещика. 9. Что, по словам автора, скрыто в наших болотах? 10. Прекрасное соотношение, которое было в дружбе Насти с братом. 12. Какое слово с эпитетом «золотая» употребляет автор, говоря о Насте? 13. Недуг, от которого умерла мать ребятишек. 18. Изогнутая линия, по которой Настина тропа огибала Слепую елань. 19. Островок на самой середине «палестинки», где рос осинник и стоял великан лось. 21. Что «сын охотника» заткнул за пояс, собираясь в дорогу? 24. Дугообразное искривление «вроде очков», которое делало черные полоски под глазами у Травки. 25. Стелющаяся по земле зеленая ниточка со многими клюквинами.


Справочная информация к кроссворду «М. М. Пришвин. „Кладовая солнца"»
Белье. Богатство. Болезнь. Ветер. Елань. Загиб. Загнетка. Затравка. Зверь. Картофель. Курочка. Куртинка. Лохмотья. Мужичок. Настя. Несчастье. Плеть. Полукруг. Равенство. Родители. Санки. Скотина. Слово. Смельчак. Стадо. Ствол. Топор. Чудовище.


15