Подготовка к учебной деятельности старших дошкольников. Исследовательская деятельность. Эксперимент как один из методов работы.


УДК
Фролова А.А.
Студентка ЛПИфСФУг. Лесосибирск, Российская Федерация
Подготовка к учебной деятельности старших дошкольников. Исследовательская деятельность. Эксперимент как один из методов работы.
Подготовка к учебной деятельности у старших дошкольников проходит в детских садах, либо в средней школе в подготовительных классах. В связи с введенным с 01 января 2014г. ФГОС ДО в подготовке к учебной деятельности дошкольников произошли некоторые изменения. Во – первых, опираясь на условия ФГОС у старших дошкольников должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД) и в образовательном процессе необходимо учитывать все разделы основной образовательной программы (целевой, содержательный, организационный). Во – вторых, в ФГОС от 01.01.2014г. сформулированы те цели, которые педагог должен достичь в процессе учебной деятельности: овладение культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности, взаимодействие со сверстниками, развитое воображение, хорошее владение устной речью, способность к волевым усилиям, любознательность.
В исследованиях ученых – педагогов можно увидеть, что формирование у старщих дошкольников интереса к учебной деятельности происходит либо в виде игры, либо в процессе специально организованного обучения ( Л.А.Венгер, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина).
На наш взгляд, очень важное место в подготовке к учебной деятельности, занимает исследовательская деятельность. И сразу хочется вспомнить известное высказывание Л.С. Выгодского: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». Согласно Л.С. Выготскому, основное в образовании дошкольника – это организация его собственного опыта. Подобный опыт дошкольник получает в результате исследовательской деятельности, а источником движущих сил в процессе познания окружающего мира становится противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.
Таким образом, исследовательская деятельность в процессе подготовки старших дошкольников к учебному процессу способствует как развитию умственных способностей воспитанников, так и их творческого потенциала.
Самый интересный, но в тоже время и эффективный метод исследовательской деятельности – эксперимент.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно - экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно .В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 
Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит и способность к самостоятельным открытиям. Развивая познавательную сферу ребенка – дошкольника, коллектив дошкольной ступени стремится создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувствительное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
Также, немаловажный фактор выбора метода эксперимента в подготовке детей к учебной деятельности – это вовлечение взрослых в учебный процесс. Часть экспериментов ребенок выполняет в домашних условиях, вовлекая в этот процесс свою семью. Большой популярность пользуются как опыты с окружающим пространством (свойства воды, песка, наблюдение за погодой, посадка и выращивание в домашних условиях растений и т.п.), так и просто рисунки различной тематики «Я и моя семья на природе», «Мои любимые домашние животные» и т.п., поделки, лепка, создание оригами по предложенной схеме и многое другое. В основе подобной инновационной системе обучения лежат четыре принципа:
Принцип открытости (педагог должен принимать и уважать желания ребенка, быть способным воспринимать ребенка как личность).
Принцип деятельностного подхода (ребенок наравне с педагогом, членами своей семьи, сверстниками активно участвует в добывании и передачи знаний).
Принцип свободы выбора (ребенок вправе выбирать содержание деятельности , определять задачи и способы их решения, а также партнера совместной деятельности)
Принцип природосообразности (ориентация на внутренний мир ребенка).
С принятием нового ФГОС и развитием инновационных методов и приемов работы с дошкольниками, у дошкольников есть возможность принять участие во всероссийских конкурсах, таких как «Мечтай! Исследуй! Размышляй!» и «Классики скоро в школу» и др. Что также способствует развитию у дошкольника таких качеств, как устная речь, умение вести диалог, выступление перед широкой аудиторией, знакомство с большим количеством новой информации.
Мы пришли к выводу, что внедрение в процесс обучения дошкольников и их подготовки к учебной деятельности инновационных методов работы способствуют развитию исследовательских способностей детей, что, в свою очередь, является одним из основных путей познания, отвечающий современным задачам обучения.
Эксперимент как один из эффективных и интересных методов обучения активно вошел в деятельность многих ДОУ и занял почетное место среди других средств обучения.
Список использованных источников:
Л.А.Венгер Развитие учебной самостоятельности М..ОИРО, 2010.- 432 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
Д.Б.Эльконин Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
Выготский Л. С. Психология искусства ( HYPERLINK "http://www.klex.ru/t3" idem, doc) ( HYPERLINK "http://media-shoot.ru/books/Vigotskiy_-_Psihologiya_iskusstva_1986.pdf" idem, pdf) / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.