Разработка урока Слои твердой Земли (5 класс)


МОБУ СОШ с.Аркаулово имени Баика Айдара












Разработка урока
по географии

по теме «Слои твердой Земли»








Выполнила:
учитель географии
Файзуллина Э.Д.









2016г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Слои твердой Земли»


ФИО (полностью)
Файзуллина Эльза Димовна


Место работы
МОБУ СОШ села Аркаулово имени Баика Айдара


Должность
Учитель географии-биологии


Предмет
География


Класс
5 класс


Тема урока
Литосфера


Базовый учебник
«География. Начальный курс». А.А.Летягин
Москва, «Вентана- Граф», 2015.



Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли, создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли. Обучающие задачи: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методами изучения Земли, актуализировать знания о земных оболочках. Развивающие задачи: развивать умение систематизировать информацию на примере работы с таблицами. Способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.  Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
- формировать у учащихся представления о внутреннем строении Земли, давать определения понятиям: ядро, мантия, земная кора, литосферные плиты;
- способствовать формированию у учащихся умения характеризовать слои земли;
- приводить примеры использования знаний о строении земли;

Познавательные:
- умение характеризовать понятия, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать  выводы;
- находить в изображениях и текстах необходимую информацию;
Регулятивные:
- умение планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи,     оценивать достигнутые результаты;
- выдвигать гипотезы, выбирать средства достижения цели;
Коммуникативные:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группах;
- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
Личностные:
- аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к инакомыслящим.
Необходимое техническое  оборудование: ПК, мультимедийный проектор, видеофрагмент. Оборудование: глобус, таблица «Внутреннее строение земли», схемы, раскрывающие строение Земли,
Тип урока урок получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности
Формы работы учащихся: парно-групповая работа с элементами индивидуальной и фронтальной работы
Методы познания: картографический, статистический, анализа, оценки и прогноза, сравнения, проблемный, историко-географический, территориальный.

СТРУКТУРА УРОКА
по теме «Слои твердой Земли»
Организационный момент.
Эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Добрый день, ребята.
Начинается урок точно вовремя и в срок.
Все готовы отвечать и пятерки получать?
Сели правильно, красиво.
Чтоб на урок хватило силы
Работаем старательно, слушаем внимательно.

Повторение изученной темы.
Учитель: Перед тем как приступить к новой теме, давайте вспомним, что мы с вами узнали нового на предыдущих уроках: «Земля как планета солнечной системы».
Дети выходят к доске, за цифрами спрятаны вопросы, на которые они должны ответить.
1.Назовите планеты земной группы
2.Планеты-гиганты
3.Между какими планетами расположена Земля..
4. Самая большая планета Солнечной системы
5. Чему равен угол наклона земной оси
6. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси .
7. За какой промежуток времени Земля проходит путь вокруг Солнца.
8. За сколько Земля совершает полный оборот вокруг своей оси... 
9. Если за 24 часа Земля проходит окружность 360, сколько пройдет за 1 час
10 . Когда наступает астрономическая весна, где находится в полдень Солнце...
11. Когда наступает астрономическое лето, где находится в полдень Солнце...
12. Когда наступает астрономическая зима, где находится в полдень Солнце...
13. Когда наступает астрономическая осень, где находится в полдень Солнце...

Актуализация знаний и целеполагание.
Учитель: Ребята, сегодня, я вам принесла небольшой видеофрагмент, все внимательно смотрим и после просмотра, вы должны будете определить тему урока и поставить к ней цель.
1) Просмотр видеофрагмента Почемучка. Строение Земли”  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2) Формулирование темы и целей урока.

Изучение нового материала.
Учитель: Мы уже с вами знаем, что планеты земной группы имеют сходное внутреннее строение: плотное ядро, мантию и земную кору (Слайд 2)
Вопрос к классу?
-Часто планету Земля по внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Как вы думаете почему?
Откройте учебник на стр. 30 рис. 12
Большую часть занимает мантия 83 % . Над ней располагается земная кора, а центре находится ядро.
Коллективная работа.
Учащиеся работают по тексту учебника на с. 29-30 раздел: «Недра Земли» и по рис. 12. с. 30, записывают в тетрадях краткую информацию о внутреннем строении Земли (толщина, состояние, температура)
Групповая работа.
Для более подробной информации о внутреннем строении Земли, мы разделимся на группы:
1 группа подготовит рассказ о ядре;
2 группа – о мантии;
3 группа - о земной коре.
Учитель: Для выполнения задания нам поможет текст учебника с.29-30.
Вывод: итак, мы с вами пришли к выводу, что Земля имеет послойное строение.

Физкультминутка

Рефлексия.
Прием “Закончи фразу”
Учитель: Чтобы помочь ребятам из мультфильма определить особенности внутреннего строения Земли, мы (что сделали?) ... и (что узнали?)
Ученики называют действия: изучили рисунки, текст, сделали записи в тетрадях, выявили особенности внутреннего строения Земли.
Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать строение Земли. Что такое Литосфера? Дополните знания о литосфере, используя учебник с. 30-31
Земная кора и верхняя часть мантии называется – литосфера. (Определение записывается в тетрадь).
Учитель: Литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении.
- Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).
- Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)
Можно предположить, что современная форма материков и океанов в будущем может совершенно отличаться.
Учащиеся называют по рис. 13 с.31 учебника название крупных плит.

Учитель: Просмотрим еще один видеофрагмент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] *(Фрагмент №1-2 просмотреть до 2 мин 06 с)
После просмотра видеофрагмента учитель задает вопросы:
Учитель: Как ученые изучают внутреннее строение Земли? На какие глубины Земли может опуститься человек?
Вывод:
1) Итак, во-первых, сама природа помогает человеку изучать верхние слои земной коры: это горные обрывы, берега рек, морей; например: Большой Каньон Колорадо (США).
2) Во-вторых, изучают при строительстве шахт и бурении скважин: например: самая глубокая в мире Кольская буровая скважина (глубина 12262 км, температура – 220 градусов)
3) Следующий метод – изучение продуктов извержения вулканов, что позволяет ученым более детально познакомиться с вещественным составом  недр Земли.
4) Еще один из методов -  сейсмический метод (изучение колебаний волн при землетрясениях и извержениях вулканов, т.к. скорость распространения волн зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны). Первым этот метод применил Борис Борисович Голицин (1862-1916) академик Петербургской академии наук.

Рефлексия.
Прием “Закончи фразу”.
Учитель: Для того, чтобы определить какие методы используются для изучения недр Земли, я обратился к следующим ресурсам (учащиеся называют свои действия)
5. Закрепление изученного.
Тест: Определите, о какой оболочке Земли идет речь.
A) ближе всего к центру Земли
Б) состоит из материковой и океанической частей, толщина от
5 до 70 км. B) в переводе с латыни «покрывало» Г) температура вещества около 6 тыс. градусов Д) верхняя оболочка Земли  Е) толщина около 2900 км. Ж) состояние вещества особое: твердое и пластичное
Земная кора
Мантия
Ядро

Ключ: А)3, Б)1, В)2, Г)3, Д)1, Е)2, Ж)2
Рефлексия.
Задание. Закончите предложение: Я знаю, что
Я умею

6. Выставление оценок. Задание на дом.
Параграф 6; ответить на вопросы с.34; построить модель Земли из пластилина с. 33-34.














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315