Конспект урока по литературному чтению «Николай Алексеевич Некрасов. Саша (отрывок из поэмы)»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ошминская средняя школа»
Номинация :
«Технологическая карта урока на основе системно -деятельностного подхода»
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме:
«Николай Алексеевич Некрасов. Саша (отрывок из поэмы)»
Автор: Тулаева Юлия Николаевна
2016 год
Технологическая карта урока на основе системно - деятельностного подхода
Предмет, класс Литературное чтение, 2 класс
Учитель Тулаева Юлия Николаевна
Тема урока Некрасов Николай Алексеевич «Саша» (отрывок)
Место и роль урока в изучаемой теме 50 урок в разделе «Произведения о зимней природе»
Тип урока Урок изучения нового материала
Цель урока Ознакомление с содержанием стихотворения Н.Некрасова «Саша» (отрывок из поэмы)
Задачи урока обучающие развивающие
воспитательные
Познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии XIX века Н.А. Некрасова, вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать у детей умение понимать настроение героев. Развивать творческие способности детей, речь, внимание. Воспитывать любовь к русской поэзии, любовь к природе.
Актуальность использования средств ИКТ
Вид используемых на уроке средств ИКТ
(работающие гиперссылки) Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления.
Характеристика этапов урока
Этап урока Время, мин Содержание учебного материала Приёмы и методы работы ФОУД* Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. 2 -Добрый день, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир поэзии.
Подарите друг другу улыбку и пожелайте хорошего настроения. Мотивация к учебной деятельности.
 - Посмотрите на доску, прочитайте про себя, вслух, шёпотом, громче, очень громко.
На коньках начнём кататьсяМы на звонком льду. Будет смех наш раздаватьсяВ парке на пруду.
Какую интонацию вы выберите для прочтения отрывка?
-Какие ещё забавы для детей приготовила зимушка-зима? (ответы детей) Словесный метод, наглядный метод, приём «Яркое пятно» ф Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
Демонстрируют готовность
к уроку.
Слушают учителя, отвечают
на вопросы.
Личностные:
1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предметные:
Находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины.
Метапредметные:
Познавательные:
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные:
1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2.Выразительно читать текст.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре.
Регулятивные:
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий на уроке.
3.Учиться высказывать своё предположение.
2.Актуализация знаний.
Подготовка к восприятию нового материала. 3 Да, ребята, зима - удивительное время года. Она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной. Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным. Многие русские поэты восхищались необычайной красотой русской зимы в своих произведениях.
Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвященному удивительному времени года – зиме. А вот с чьим стихотворением, вы должны составить фамилию автора из пропущенных в словах букв.
(сос…а, …ли, вет…а, мо…оз, берёз…, …иница, х…лод, …етер )
- Итак, какая фамилия у вас получилась? (ответы детей).
Словесный метод, частично-поисковый метод ф Организует актуализацию знаний.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Высказывают своё предположение.
3.Выявление мести и причины затруднения. 6 Сформулируйте, пожалуйста, тему и цель нашего урока.
На слайде появляется портрет Н.А.Некрасова и 2 подготовленных учащихся с сообщениями о жизни и творчестве Н.Некрасова выступают у доски. Словесный метод, наглядный метод ф Организует постановку темы и цели урока.
Организует выявление места затруднения.
Организует
фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Формулируют тему и цель урока.
Рассказчики: рассказывают о творчестве поэта, остальные ребята слушают, знакомятся с творчеством поэта. 4.Построение проекта выхода из затруднения. 6 - Послушайте произведение и определите его жанр и тему. (звучит запись)- Понравилось вам произведение?Что понравилось?(Ответы детей.)- Определите жанр и тему этого произведения.Ответ: - Это стихотворение о детях.
- Сделайте модель обложки.( в рабочих тетрадях)Дети самостоятельно выполняют модель обложки, учитель вызывает несколько человек к доске для проверки.- Почему вы выполнили такую модель?Ответ: - Жанр – стихотворение, тема о детях.Учитель открывает свою модель на слайде.
Прочитайте название произведения Ответ:- Н.А.Некрасов «Саша».
Словесный метод, частично-поисковый метод, практический метод-моделирование ф Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
5.Реализация построенного проекта. 7 А теперь, ребята, мы поработаем с текстом стихотворения.
Прочитайте ещё раз название стихотворения, почему автор так озаглавил его, найдите непонятные для вас слова. Как вы думаете, что они обозначают? (высказывания детей)
-Словарная работа – со словарём (салазки, летела стрелой, сумерки)
Словесный метод, работа с книгой ф Создаёт условия для поиска информации, проведения исследования.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Самостоятельно ищут необходимую информацию.
Высказывают свои версии решения проблемы.
6.Физкульминутка. 2 -Что-то мы устали, не пора ли отдохнуть. Задорные снеговики зовут нас на танцевальную физкультминутку. Игра Организует отдых учащихся. Выполняют
элементарные танцевальные
упражнения.
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 10 - Поработаем над выразительным чтением стихотворения. (читают 2-3 ученика)
Прочитайте первую строфу, вторую строфу и т.д.Как написано стихотворение?Ответ: (это двустишие)- Назовите рифмы. Учащиеся находят в тексте и доказывают, что это рифма. Работа с книгой, работа под руководством учителя ф Создаёт проблемную ситуацию
Устанавливает осознанное восприятие.
Организует усвоение учениками знания с проговариванием во внешней речи. Устанавливают причинно-следственные связи.
Решают типовые задания и проговаривают алгоритм вслух
Читают по учебнику. 8.Самостоятельная работа с самопроверкой. 6 -Работа в парах. Составление синквейна со словом зима (сначала вспоминают правила работы в паре) Синквейн п Организует проверку. Выполняют самостоятельную работу.
9.Рефлексия учебной деятельности, подведение итога урока. 3 - Я благодарю вас, ребята, за совместно проделанную на уроке работу.Понравился ли вам урок? Что понравилось? Кто автор этого произведения? Что у вас получалось, а над чем ещё нужно поработать?
Домашнее задание для вас – выучить стихотворение наизусть.
 У вас на столах есть снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и украсьте ею окно в классе. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте окно снежинкой средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то прикрепите на окно самую маленькую снежинку.
Рефлексивный метод ф Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Организует самооценку учебной деятельности. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели с результатом.
Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.