Урок природоведения во 2 классе по теме: «Ядовитые и съедобные грибы. Правила сбора грибов»


Урок природоведения
во 2 классе
по теме:
«Ядовитые и съедобные грибы.
Правила сбора грибов»


Урок природоведения
во 2 классе по теме
« Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов»
Цель урока: дать понятие о грибах как об особом царстве живой природы и показать взаимосвязь царств живой природы;
формирование у учащихся 2 класса представлений о разнообразии съедобных и ядовитых грибов, их значении в природе и ценности для человека, о необходимости охраны грибов;
Формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы в своей местности,
Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи; умение классифицировать объекты;

развивать устную речь, словарный запас, память, внимание, логическое мышление, любознательность;
воспитывать осторожное , без угрозы для здоровья, поведение в природе, желание сохранить и приумножить природу;
развивать эстетические чувства во время восприятия объектов природы.
Учить работать с дополнительными источниками информации, учебником; работать в группах
Планируемые результаты:
личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме;  умение взаимодействовать в группе;  умение проявлять познавательную инициативу  в оказании помощи соученикам.
предметные:  закреплять и при необходимости корректировать  полученные сведения о царстве грибов, закреплять и корректировать  понятие о строении гриба, его значении для растений леса, формировать навык устной речи.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование:
Учебник И. Грущинская Природоведение , 2 класс
 мультимедиа-проектор;
 компьютерная презентация по теме, тексты для работы в группах, картинки деревьев; карточки с нарисованными грибами
, кроссворд, задания для центров, экран настроения, календарь погоды;
 книги о грибах для оформления выставки.
Тема: Съедобные и ядовитые грибы Правила сбора грибов.
Цель урока: дать понятие о грибах как об особом царстве живой природы и показать взаимосвязь царств живой природы;
формирование у учащихся 2 класса представлений о разнообразии съедобных и ядовитых грибов, их значении в природе и ценности для человека, о необходимости охраны грибов;
Формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы в своей местности,
Способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи; умение классифицировать объекты;

развивать устную речь, словарный запас, память, внимание, логическое мышление, любознательность;
воспитывать осторожное , без угрозы для здоровья, поведение в природе, желание сохранить и приумножить природу;
развивать эстетические чувства во время восприятия объектов природы.
Учить работать с дополнительными источниками информации, учебником; работать в группах
Оборудование урока:
 мультимедиа-проектор;
 компьютерная презентация по теме, тексты для работы в группах, картинки деревьев; карточки с нарисованными грибами
, кроссворд, задания для центров, экран настроения, календарь погоды;
 книги о грибах для оформления выставки
Ход урока
I.Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок (Самоопределение к учебной деятельности)
- С каким настроением вы начинаете наш урок? Ваше настроение предлагаю вам отметить на экране настроения (солнышко - настроение отличное, уверен в себе; солнышко за тучкой - хорошее, готов работать, но есть сомнения; тучка – настроение - так себе, работать нет желания). И я покажу вам свое настроение (Учитель помещает свой стикер).
- Ребята, я вижу, что почти у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце его у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. И еще мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были активными и внимательными..(На доске) С календарём настроений мы справились, перейдём к календарю погоды
I I .Актуализация опорных знаний учащихся
1Наблюдение за погодой
Составление рассказа о погоде Сейчас время года осень… Говорят в ноябре зима с осенью борются . Если ноябрь листьев не сбросил, то зима будет долгой.
2 Беседа
Нам в любое время года
Дарит красоту природа.
- А что такое природа?
-Какая бывает природа?
-Назовите предметы живой природы.
-Чем живая природа отличается от неживой природы?
3 Введение в тему
Человек это часть живой природы. Только добрым, любознательным и наблюдательным природа раскрывает свои секреты. Сегодня на уроке природоведения мы с вами попробуем открыть и
исследовать одну очень важную тайну природы.
загадка о грибах
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Кто стоит среди травы?,Шляпки есть, нет головы.(Грибы)
Определите тему урока .
Сегодня мы побываем в грибном царстве, познакомимся со строением гриба, правилами сбора грибов, научимся различать съедобные и ядовитые грибы.
III Физминутка (сидя на месте, щелчки пальцами, потирание ладошек, перебор пальцами, хлопки в ладоши, повороты кистей, руки в «замок»)
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап!
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его, друзья?
Это Я! Я! Я!
I V .Изучение нового материала
1 Проблемный вопрос Грибы мы нашли, а к какому царству их отнести? Грибы это растения? А возможно их отнесём к царству животных или это отдельное царство?
Что общего между растениями , животными и грибами?(дышат, питаются, развиваются, размножаются и отмирают)
Чем отличаются грибы и животные?(Животные передвигаются)Значит грибы нельзя отнести к царству животных.
А чем отличается гриб от растения? Нам поможет игра.
2 Игра «Собери гриб»
- Вам необходимо из предложенных фрагментов сложить изображение гриба.
3 Сравнение с о строением гриба на слайде
- Как называется верхняя часть гриба?
- Она плотная и мясистая. Своей формой действительно напоминает шляпу.
- Назовите нижнюю часть гриба?
- Обычно она длинная и вытянутая, похожая на стебель.
- Дайте название корешку гриба? - Грибница любит влагу, тепло, боится света.
4 Рассказ учителя с элементами беседы
Тело шляпочного гриба состоит из шляпки, ножки и грибницы (мицелия). Под шляпкой одних грибов содержатся пластинки, а у других трубочки, в которых образуются маленькие «семена» - споры. Грибница похожа на тоненькие ниточки. Один гриб за сутки образует грибницу длинной больше одного метра, а сам растет до десяти суток. Собирая грибы, мы срезаем только наземную часть, а грибница остается под землей и живет более ста лет.
Похожи ли строение растений и грибов?
А чем размножаются растения?
Грибы размножаются грибницей и спорами, которые находятся с нижней стороны шляпки.
Можно ли сказать, что грибы относятся к царству растений? . Они не могут питаться как зелёные растения, которые любят свет.
Растут грибы по всей планете: в лесах, степях, горах, на земле и под землей, даже в пещерах. Всего насчитывается 100 тыс видов грибов. Грибы выделяют вещества, которые растворяют остатки растений, животных, дерева, бумагу, поглощая эти остатки, грибы растут и отмирая повышают плодородие почвы.
- Грибы – это настоящее чудо. Без них невозможен здоровый, полноценный лес. Грибы – особое царство природы, которое любит влагу и тень . 5 Работа с учебником(стр. 54 чтение)
В какое время года больше грибов и почему?
V Закрепление изученного материала
1 Сценка «Лес доброты»
Лесовичок Добро пожаловать в мой сказочный лес. Приглашаю только тех, кто бережно относится к природе, не обижает зверя и птицу, не срывает понапрасну цветы.
2 Физминутка
Пора отправиться в поход,
Добрый лес всех нас зовёт.
Мягко шелестит ветвями
И встречается с друзьями.
Мышь полевая Сморчок с собой я унесу, строчок на зиму припасу
Кабан Я возьму боровичок, он вкуснее, чем сморчок.
Белка Засушу-ка я маслёнок , будет на зиму еда, не пропаду я в холода
Ученик А вот красавец на беленькой ножке
  Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.
Белка Это же мухомор. Его тебе брать нельзя.
Лесовичок. В природе самые яркие грибы оказываются самыми ядовитыми. Они наряжаются в яркие краски, чтобы предупредить «К нам не подходи!»
Ученик А лучше всего…если я возьму и затопчу. Вот так.
Лось Нельзя топтать мухоморы, мы с сорокой ими лечимся. Они для нас-лекарство и настоящее лакомство.
Лесовичок А ещё если срывать мухоморы, то не будут расти белые грибы. И при болезнях поясницы настой мухоморов полезен.
Ученик Сколько секретов! Нужно выучить какие грибы полезные, а какие несъедобные. Поможешь, Лесовичок?
3 Рассказ учителя
Учитель: Различают съедобные, условно съедобные грибы и ядовитые .Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки. Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!
Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека.
4 Мини-проект «Почему грибы имеют такое название» Распределение в соответствии с местом роста гриба у дерева
Боровик Подосиновики
Маслёнок Подберёзовики
Опята
Лисички
Сыроежки
5 Сравнение съедобных и ложных грибов. 2мин
6 Рассказ доктора Нехворайки об отравлении грибами 1 мин
VII Минутка релаксации (Музыкальное сопровождение «Звуки грибного дождя»
VIII Обобщение изученного
1 Игра « Возьми грибок, положи в кузовок»(отгадывание загадок с определением съедобных или ядовитых»
2 Работа в группах
Центр математики решает задачи
В корзине было 3 белых гриба, 4 подберёзовика, 1 бледная поганка и 5 маслят. Сколько грибов используют для приготовления пищи?
Вадим нашёл 11 сыроежек в лесу и положил в корзину, а Артём нашёл 7 лисичек у дороги и положил в ведёрко. Пришли мальчики домой поздно. Из каких грибов мама сварит суп и почему?
Центр грамотности разгадывает кроссворд
Центр науки составляет правила сбора грибов на основе пословиц и поговорок
Иди в лес по грибы с хорошим знатоком - с ним лукошко будет полным.
Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставлю в лесу.
Чтобы и дети ваши грибы ели, берегите грибницу - мицелий.
Не ходи за грибами с ведром, а клади их в лукошко - пусть дышат немножко.
IX Задание на дом
Разукрасить 3 съедобных гриба и 3 ядовитых. Рассказать семейный рецепт блюд, приготовленных из грибов, растущих в Крыму
X I Итог урока работа в тетради стр. 39 (исправь неверные утверждения)
-А теперь вернемся к нашему экрану настроения.
Изменилось ли ваше настроение? Может кто-то хочет поменять свой стикер настроения ?X Рефлексия
У нас в разных сторонах класса висит изображение книги и гриба. Если вы сегодня узнали много нового для себя, то подойдите к грибу и возьмите памятку «Правила сбора грибов»
Если вы сегодня ничего нового не узнали , то подойдите к книге, возьмите постер и получите о грибах новые сведения и поделитесь своими знаниями на следующем уроке.
Центр грамотности
Кроссворд

По горизонтали:
5. Этот гриб растет в роще, среди берез.
По вертикали:
1. У этого гриба шляпка ничем не примечательная, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.
2. У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.
3. Этот гриб имеет ярко-апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем.
4. Царь грибов. Еще его называют боровиком.
6. Этот гриб растет у пней.
Слова для справок: Подберезовик, Масленок, Сыроежка, Белый, Опенок, Лисичка.
Центр математики
Реши задачи:
В корзине было 3 белых гриба, 4 подберёзовика, 1 бледная поганка и 5 маслят. Сколько грибов используют для приготовления пищи?
Ответ:
Вадим нашёл 11 сыроежек в лесу и положил в корзину, а Артём нашёл 7 однобочек у дороги и положил в ведёрко. Пришли мальчики домой поздно. Из каких грибов мама сварит суп и почему?
Ответ:
Центр науки
Задание: составь правила сбора грибов
Иди в лес по грибы с хорошим знатоком - с ним лукошко будет полным.
Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставлю в лесу.
Чтобы и дети ваши грибы ели, берегите грибницу - мицелий.
Не ходи за грибами с ведром, а клади их в лукошко - пусть дышат немножко.