Конспект по информатике на тему Понятие об информации и информационных процессах. Представление и передача информации.

Тема: Понятие об информации и информационных процессах. Представление и передача информации.
Цель: познакомить с понятиями «информация» и «информационные процессы», изучить способы обработки и передачи информации; развивать логическое мышление; воспитывать культуру информационного общения.
Ход урока.
Организационное начало.
Приветствие.
Проверка готовности группы к уроку.
Работа с дежурными.

Повторительно – обучающая работа.

1. Фронтальный опрос.
Расскажите об условиях становления информатики как отдельной дисциплины и науки.
Что изучает информатика? Каковы цели и задачи информатики?
Что входит в структуру информатики?
2. Вывод по опросу.
(формулирую общую оценку работы группы по подготовке домашнего задания, формулирую рекомендации по улучшению качества устных ответов студентов).

III. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока «Понятие об информации и информационных процессах. Представление и передача информации». Сегодня мы познакомимся с понятиями «информация» и «информационные процессы», будем учиться определять способы обработки и передачи информации, а также измерять количество информации некоторого знания.

Первичное восприятие нового материала.
- Что такое информация? Как вы думаете?
- Точного ответа на этот вопрос не существует. Информация является первичным и неопределенным понятием. Таких понятий много в разных науках: «точка» в геометрии, «множество» в математике, «объект», «алгоритм» в информатике.
О неопределенных понятиях принято говорить: под понятием «...» будем понимать «...». Так, под понятием «информация» будем понимать сведения, знания, сообщения, которые люди получают из различных источников.
Понятие «информация» является базовым в курсе информатики. Данное понятие используется во многих науках, при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.
Однако не все сообщения несут информацию. Сообщения, которые не пополняют знаний, называют неинформационными.
- Как вы думаете, как и в какой форме человек воспринимает информацию? (с помощью органов чувств).
Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме называются символьной или знаковой информацией.
Представление информации может осуществляться с помощью языков, которые являются знаковыми системами.
Для обмена информации с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский и др.), то есть информация представляется с помощью естественных языков. В основе естественного языка лежит алфавит, набор символов (знаков). Последовательность символов образуют основные объекты языка - слова.
Наряду с естественными языками были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования).
Некоторые языки используют в качестве знаков не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, дорожные знаки, точки и тире (азбука Морзе).
Для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения.
За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в два раза. (После сдачи экзамена по информатике вы мучаетесь неопределенностью, вы не знаете какую оценку получили.)
Минимальной единицей измерения количества информации является «бит», а следующей по величине единицей является байт, причем
1 байт = 2 бит = 8 бит
Почему коэффициент 2? Компьютер оперирует числами не в десятичной, а в двоичной системе счисления, поэтому используется коэффициент 2П.
Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий N и количество информации I:
N = 2I
Так, в русском алфавите количество событий (букв) будет равно 32, тогда можно найти количество информации
32 = 2I
25 = 2I
I = 5
То есть каждый символ в алфавите несет 5 битов информации. Давайте посчитаем количество информации 4 страниц, прочитанных в учебнике. 4=2I
I = 2. 1 страница содержит 2 бита информации. Информационные процессы.
1. Хранение информации.
Передача информации
Обработка информации.

IV. Итог урока.

Фронтальная беседа.
- Что называется информацией?
- Назовите информационные процессы.
- В чем измеряется информация?


V. Задавание на дом.
Угринович Н.Д. стр. 72-78, 82-83, Ляхович с. 16-17, записи.


15