Технологическая карта интегрированного урока географии в 5 классе на тему Путешественники древности


Технологическая карта интегрированного урока географии
Класс : 5
Тема урока: ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ДРЕВНОСТИ
Цель: Организация деятельности обучающихся по ознакомлению с возможностями совершения длительных путешествий в древности.
Задачи урока:
Организовать деятельность по- выявлению причин и следствия путешествий древности, и их роли в описании Земли.
- ознакомлению с именами ученых и путешественников древности.
2. Способствовать формированию умения работать с картой: находить и наносить географические объекты, классифицировать их.
3. Способствовать осознанию значимости деятельности каждого человека в жизни Земли.
Формируемые УУД: (*получат возможность научиться)
Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде
Использовать текстовый источник географической информации для решения практической задачи.
Наносит географические объекты на контурную карту.
Проводить простейшую классификацию географических объектов
Составлять описания путешествий с использованием различных источников географической информации.
Формулировать причинно-следственные связи между событиями
*Описывать по картам маршруты путешествий
Понятия и термины: финикийцы, штиль, янтарь
Географическая номенклатура: Африка, Средиземное море, Ливия, Красное море, Египет, Нил, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские островаПерсоналии: Геродот, Пифей.
Ресурсы: презентация по теме, «Рекомендации по выполнению практических работ» (карточки); 2 листа формата А4, шаблоны Африки т кораблей (2 шт), цветные карандаши, учебник истории для 5 класса , камешки янтаря
Взаимосвязь с другими предметами: с историей
Этап урока, цели Деятельность учителя Задания для обучающихсяДеятельность обучающихсяПланируемые результаты
Предметные УУД
Мобилизующий
Ц: Обеспечение рабочей обстановки на уроке Предложить детям разбиться на 2 группы и занять каждой группе отведенные места Проверить свою готовность к уроку. Дети разбиваются на группы П: уметь контролировать готовность к уроку К: уважительное отношение к другимМотивационно-целевойЦ.Л: формирование ответственности
Ц.М.: формирование познавательного интереса
Ц.П: формулирование темы, определение задач.
На слайде стих о путешественниках
Слайд «Задачи урока»
Кому посвящен стих?
Кто мог быть первым путешественником?
Могли ли в древности люди совершать кругосветные плавания?
Сформулируем тему урока, определим задачи Отгадывают загадку,
формулируют
самостоятельно тему и цель урока, определяют для себя задачи, записывают тему урока в тетрадь
П: уметь формулировать темы и задач урока. Р: определять проблему и выдвигать версии.
Актуализация знаний
Ц.П.: использование имеющихся знаний и умений Беседа с обучающимися
Слайд – карта Африки.

- Где жил первобытный человек?
- Покажите на карте.
- Почему он появился именно здесь? Отвечают на вопросы, работают с картой. П: закрепят знания о первобытном человеке
П: умение работать с картой К: научатся взаимодействовать друг с другом.
Изучение нового материала
Ц.Л.: знание основных правил работы в группе Ц.М.: овладение умением работать с различными источниками информации
Ц.П. овладение умением работать с картой и контурной картой.
. Предлагает обвести по шаблону на лист белой бумаги (А4) контур материка
Дается информация о финикийцах (задание каждой группе)
Слайд – финиковая пальма
Отчет групп о проделанной
работе.
Слайд - картинки кораблей
Работа с картами.
Рассказ учителя о египетском фараоне НехоIIРассказ о древнегреческом ученом V века ГЕРОДОТЕ (слайд – Геродот )Раздает детям камень-янтарь
(слайд – солнечный камень)
(слайд – янтарь)
(слайд – Пифей)
(слайд – путешествие Пифея)
- Цветом покажите, где жили первобытные люди.
- Нанесите водоемы, которые вам уже известны.
- Какие древние города вы знаете?
- Давайте нанесем их на карту. Какой знак вы будете использовать?
- Какие народы проживали в этих городах?
- Еще об одном народе вы узнаете из учебника истории. Название народу дало растение, представленное на слайде. Что это? Назовите страну.
1 группа - Изучить п.1 (стр 73-74 И)
2 группа – изучить п.2 ( стр 74-75) и ответить на вопрос:
- Где проживали финикийцы?
- Чем занимались финикийцы?
- Какое занятие было основным?
Какие приспособления помогали людям древности совершать плавания?
С какой целью они могли плавать?
Где они могли плавать?
«Именно финикийцам фараон Египта Нехо II поручил узнать, велика ли Ливия (так раньше называли Африку). На карте стр 41 (Г) показан их маршрут, расскажите о нем
Нанесите маршрут на свою карту. Какой знак вам в этом поможет?
- Почему путешествовали вдоль берегов? -----
- Сколько по времени могло длиться это путешествие?
Итог: 3 года.
_Как мы могли узнать о плаваниях финикийцев?
«Первым донес до нас сведения о плаваниях финикийцев»
- Что это?
- Как его можно назвать?
Древние люди называли его солнечным камнем, а сегодня называем ЯНТАРЕМ.
_ Откуда он может взяться?
В древнем мире такого камня было много на побережье Северного моря. Купцы греческие видели этот камень, но им хотелось торговать янтарем. А как это сделать?
Предположите, как мог пройти торговый путь.
В 4 век до н.э. греческий ученый, математик отправляется в путешествие в поисках янтаря. Организовали его купцы.
- Проверим, совпал ли наш предполагаемый маршрут с путем Пифея по карте стр 43 (Г)
Пифей нашел богатые янтарем земли и узнал, что янтарь – это застывшая смола древних деревьев. Но… вдруг Пифей испугался. Чего? - узнаете, если прочитаете стр 44 (Г) Работают с картой
(египтяне)
Дети определяют название страны (народа)
Работают с учебником
(самост. чтение по заданию)
Штриховкой на карте отражают место проживания финикийцев.
Называют занятия: строили корабли, ремеслом, торговлей, разбойничали.
Определяют среди картинок корабль финикийцев, обосновывают выбор, размещают кораблик на карте.
(пытаются предположить)
Показывают с помощью шаблона, как плавали финикийцы.
Рассказывают по карте о маршруте путешествия
По карте указывают направление путешествия, наносят на свою карту.
Работа с учебником Г стр 40-41 (две красные строки)
Отвечают: «Долго, потому, что… »
Дети высказывают свои предположения.
Слушают рассказ.
Дети высказывают свои предположения.
Находят на карте Северное море
Отвечают: «Найти торговый путь»
Работа с картой мира
Работа с рис 24 стр 43 учебника, анализ карты, отработка произношения названий.
Анализируют прочитанный текст, делают вывод: трус или нет Пифей? П: научатся вычитывать с текста фактическую информацию.
П: узнают новые географические объекты, определят их по карте
П: уметь использовать текстовый источник географической информации для решения практической задачи.
П: Составлять описания путешествий с использованием различных источников географической информации.
П: Формулировать причинно-следственные связи между событиями
П: Описывать по картам маршруты путешествий
П: уметь объяснять смысл понятия
П.: овладение умение
самостоятельного приобретения новых знаний
П: умение выбирать с текста фактическую информацию.
К: уметь работать в группе.
Р: научатся работать по плану с текстом, картой, выделять главные мысли.
Л: проявят учебно-познавательный интерес к географической науке.
Р: научатся сравнивать, анализировать, делать выводы.
К: умение доказывать свою точку зрения.
Р: умение работать с различными источниками информации
Р: умение анализировать и оценивать информацию
Применение изученногоЦ.Л.: воспитание ответственного отношения к делу Ц.М: формирование орфографической зоркости, памяти
Ц.П.: формирование картографических навыков
. Отработка названий географических объектов
Проверка грамотности - Запишите на доске названия каких географических объектов вы сегодня услышали. Дети из групп выходят поочередно и оформляют записи на доске, сидящие за партами – проверяют, какая группа запомнила больше названий. П: уметь использовать текстовый источник географической информации для решения практической задачи.
Л: проявят учебно-познавательный интерес .Л: формирование чувства коллективизма.
Л: научатся осваивать новые социальные роли.
Практическая работа
«Обозначение на контурной карте географических объектов» Ц.Л.: воспитание ответственного отношения к делу
Ц.М.: формирование умения выполнять работу в соответствии с требованиями
Ц.П. отработка умения работать с картой и контурной картой.
Знакомство с «Рекомендациями выполнения практических работ»
Проверка карты– черновика другой группы.
Классификация объектов
Выполнение практической работы на контурных картах См. карточки-приложения.
Предложить детям разбить записанные объекты на группы, определить их обозначение на карте.
Раздать контурные карты После ознакомления – обмен между группами заполненными картами Африки, проводится взаимопроверка, дается устный анализ, исправляются ошибки.
Анализ легенды карты.
Работа с контурными картами. П: соотносить карты разного масштаба.
П: представлять полученные результаты.
П: проводить простейшую классификацию географических объектов
Л: соблюдать аккуратности, точности в работе
К: устанавливать в ходе совместной деятельности ошибки в работе других.
К: давать анализ работе
Тестовый практикум
Ц.П.: закрепление полученных знаний Задание в рабочей тетради- стр 28) (можно на карточках) Объяснение задания Самостоятельная индивидуальная работа П: умение работать с контурной картой. Л: формирование аккуратности, точности в работе
К: умение работать самостоятельно
Рефлексия На доске записаны слова «Я узнал…»
« Я могу….», «Мне было интересно…», «Самым активным на уроке был ….» Дети устно высказывают свое мнение по всем вопросам. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения, рефлексия способов и условий действий. К: уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеиЛ: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Итог урока, домашнее задание Подводит итог работы. Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Пар 8 (г) и пар 15 (И) Записывают д/з в дневник РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
Работа на контурной карте осуществляется только карандашом.
Названия географических объектов одного вида наносятся одинаковым по размеру шрифтом.
Маршрут путешествия обозначается линией, указывающей направление движения.
Названия географических объектов не должны выходить за их контуры.
При невозможности нанесения названия географического объекта в рамках контура используется цифровое обозначение, которое расшифровывается в легенде карты.
Варианты используемых обозначений переносятся в легенду карт, группируются по видам, расшифровываются.
На контурной карте должны быть обозначены только объекты, записанные в задании.