Урок по географии в 5 классе Путешественники древности


Технологическая карта урока
Предмет география
Класс 5
УМК Домогацких Е.М. Русское слово
Тип урока Урок комплексного применения полученных компетенций
Тема урока Путешественники древности.
Цель урока Создать условия для формирования представлений учащихся о роли путешественников в изучении Земли. Организовать совместную деятельность по изучению эпохи становления географии.
Формировать умение правильно выражать свои мысли.
Задачи урока
(планируемые результаты) Предметные:
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли древних путешественников в исследовании Земли.
Метапредметные:
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Преобразовывать текст в табличную форму.
Личностные:
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле, уважение к истории, образу жизни других народов, толерантность. Практическая работа с контурной картой.
Методы обучения Частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности обучающихсяКоллективная.
Средства обучения Карты мира, Европы, мультимедийное устройство, учебник, к/к.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осущест-вляемые учебные действия Формиру-емые способы действий Осущест-вляемые учебные действия Форми-руемые способы действий Осущест-вляемые учебные действия Форми-руемые способы действий
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок
Если хочешь много знать
Приложи старание
Всё получится у вас
Вы ведь очень умный класс.
Добрый день друзья! Я рада вас видеть и хочу начать урок. Приветствует учащихся, желает плодотворной работы. Отвечают на приветствие учителя Взаимодействуют с учителем Слушают учителя Умение настраиваться на занятия
Постановка цели и задач урока.

Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия? Хотели бы вы узнать больше о путешествиях древних мореплавателей? Как люди открывали Земли?
Определите тему урока «Путешественники древности»
Обсуждает с учащимися ранее изученное.
Ставит проблемные вопросы Выдвигают предположения о теме урока.
Отвечают на вопросы учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушают учителя и товарищей. Контроль правильности ответов учащихся. Умение слушать.
Актуализация знаний.
1.организуетппроверку знаний учащихся по теме
«По следам путешественников каменного века»
Беседа по вопросам:
1.Назовите имя путешественника, доказавшего возможность заселения островов Тихого океана из Южной Америки».
2. Как называлось плавательное средство экспедиции?
3. Почему исследователи не смогли завершить свое путешествие?
4. Почему некоторые острова в океане остаются незаселенными до сегодняшнего дня?
5. Как можно доказать, что древние люди совершали длительные путешествия?
6. Объясните фразу «Тур Хейердал доказал не заселение островов из Южной Америки, а только такую возможность»
2. Организует работу у настенной карты:
Показать на карте Ю. Америку, Норвегию, Тихий океан. Актуализирует субъектный опыт учащихся. Отвечают на вопросы.
Показывают на карте объекты.
Принимают участие в обсуждениях Умение правильно давать  ответы.
Умение правильно показывать объекты на карте. Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время ответов на вопросы.
Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время работы у карты. Слушают учителя.
Контролируют правильность ответов обучающихся
Контролируют правильность показа обучающимися объектов на карте. Уметь слушать учителя и одноклассников.
Первичное усвоение новых знаний.
1..Организует работу по изучению новой темы.
Как вы думаете
Могли ли люди в древности совершать кругосветное путешествие?
2.Организует работу по выделению главной мысли темы:
формирование представлений о изображениях земной поверхности.
3. Предлагает: давайте запомним и запишем в тетрадь:
Африка, финикийцы, Средиземное море, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.3. Организует практическую работу по нанесению на к/к географических объектов , упоминаемых в тексте.
5.  Ставит задачу: «Проверим выполнение практической .работы Объясняет новый материал, обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Учащиеся слушают
с целью:
-понимания ими содержания главной мысли новой темы представлений о путешественниках древности 
Учащиеся вслух произносят новые термины и персоналии и  записывают их в тетрадь:
 глобус, карта, Заполняют к/к
Учащиеся демонстрируют свои работы – работа в к/к Анализировать содержание нового материала с выделением главной мысли: о путешественниках древности 
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме для записи
Осознанно выполнять работу по заполнению к/к Весь класс слушает объяснение учителя.
Все обучающиеся готовы ответить на вопросы.
Участвуют в поиске объектов на карте, помогают учителю.
Заполняют к/к с учетом рекомендаций учителя и взаимопомощиУмение следить за объяснением учителя, понимать на слух содержание нового материала.
Умение заполнять к/к
Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.
Уметь работать с к/к Учащиеся по ходу объяснения выделяют новые термины.
В ходе работы школьники контролируют правильность и полноту записи новых терминов.  
По мере необходимости исправляют, уточняют записи.
В ходе заполнения таблицы обучающихся осуществляют самоконтроль понимания содержания к/к
Самоконтроль за действиями.
Учащиеся выбирают лучшие работы. Делают записи в тетрадь новых терминов:  Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать неточности в ответах.
Осуществлять взаимоконтроль.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.
Оценивают работы.
5. Первичная проверка понимания.
Заполните таблицу: Даёт задание учащимся поработать с учебником и заполнить таблицу. Читают параграф, выделяют существенную информацию, переносят её в таблицу.
Анализ содержания параграфа. Логические умозаключения. Участвуют в обсуждении содержания параграфа. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Контролируют правильность ответов одноклассников. Умение слушать.
Уточнение и дополнение высказываний. Применение приёма: «Вопрос к тексту».
финикийцы Геродот. Пифей. 1. Кем был путеш.
2.Когда это было?
3. цель путешествия?
4.результат. Первичное закрепление
- Представители какого народа первыми совершили плавание вокруг Африки?
-Как в древности называли Африку?
-Территорию какого государства подробно описал Геродот?
- С какой целью Пифей совершил плавание из Средиземного моря в  Северное?
-Что такое янтарь?
-Что Пифей принял за твердых медуз?
-В каком направлении двигались финикийцы в начале своего пути, в конце пути?
-Почему в Африке урожай созревает быстро?
-Почему Геродота можно назвать первым географом?
-Почему янтарь называют солнечным камнем? 1.Ставит цель на проверку знаний нового материала (вопросы с.44)
Отвечают на вопросы учителя.
Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы. Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков. Классом прилагают  усилия по решению учебной задачи. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать другие мнения. Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания. Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать неточности в ответах.
Домашнее задание.
п.8, творческое задание: составить кроссворд «Древние путешественники» Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его проведению. Слушают учителя записывают домашнее задание Выделение существенной информации из слов учителя Взаимодействуют с учителем. Слушание учителя. Осознают качество и уровень усвоения Мотивация волевой саморегуляцииИтог урока
Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока?
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом Отвечают на вопросы. Умение обсуждать содержание урока Формулируют собственное мнение и позицию. Проводят контроль и самоконтроль Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
9. Рефлексия
Рефлексия «цветовое изображение настроения» Проводит рефлексию. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Умение делать вывод. Взаимодействуют с учителем. Уметь формулировать собственное мнение. Проводят саморегуляцию эмоциональных состояний. Саморегуляция.