Урок по географии для 5 класса «Путешественники древности»


Предмет: географияУровень образования: основное общее образованиеТема:  «Путешественники древности».
Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения урока: Участники: ученики 5 А, 5Б - классыЦель: знакомство с именами путешественников древнего мира.Задачи :1.Познакомить с именами, маршрутами путешественников древности.
2.Формировать способы деятельности учащихся: работа с учебником таблицей, картами полушарий, контурной картой.
3. Развивать пространственный ориентир.
3. Раскрыть идею формирования географии, как науки на протяжении столетий.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД
Предметные результаты:
объяснять:
• результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• влияние путешествий на развитие географических знаний
определять:
• причины и следствия географических путешествий и открытий;
• маршруты путешествий.
Личностные: уважение к истории, образу жизни других народов, толерантность.
Логические
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Регулятивные
• Ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
Коммуникативные
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Оборудование: смайлики, солнышки, презентация, атлас, источники интернета.
Ход урока
Этапы урока, время Содержание Деятельность обучающихсяУУД ФОУД
1.Организационный момент.
( 1)
Доброе утро, ребята!
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Если хочешь много знать,
Приложи старание
Все получится у вас
Вы ведь очень дружный класс. Настраиваются на повторение, психологически готовятся к общению.
Ф
II этап.
Этап закрепления знаний и способов действий
(7-10 мин)
I1I Актуализация субъектного опыта учащихся
(3 мин) 1. Сегодня вы принесли модели плота Кон – Тики, чем же он так знаменит?
-Давайте, оценим работу одноклассников.
-Сравним оригинал с вашими плотами.
-Какой из плотов поплывёт?
-Почему вы так решили?
-Зачем Тур Хейердал отправился в это путешествие?
- Что помогло команде преодолеть этот нелегкий путь?
- Что заставило их отправиться в путешествие?
Познание нового, неизвестного.
- По следам кого совершила путешествие команда Тур Хейердала?
- Как вы думаете, пытались ли люди древнего мира изучать Землю?
-Как они это делали?
Определите тему урока «Путешественники древности»
- Предположите, какие вопросы можем рассмотреть?
-Какие народы в древности могли совершать путешествия?
-Для чего они это делали?
- Кто, зачем и какие путешествия совершал в древности? Диалог с учителем
Целеполагание

I1IЭтап изучения знаний и способов действий
(5)
Задание № 1
Работа с таблицей
Дата Имена путешественников Исследования
Финикийцы Средиземное море, Ливия (Африка), выход в Красное море, обошли вокруг материка Африка,
5 век до н.э. Геродот Скифия ( южная часть Русской равнины), Египет, Нил,
ок. 380 — ок. 310ПифейБерега Северной Европы, побережье Балтийского мор, Британия.
Пифей (греч.   — древнегреческий купец, путешественник, географ, происходивший из западносредиземноморской колонии Массалия (современный Марсель).
Пифей около 325 года до н. э. совершил путешествие вдоль берегов Северной Европы. Книга Пифея «Об океане» с описанием его путешествия до наших дней не дошла, однако на неё ссылаются  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BD" \o "Страбон" Страбон, Плиний Старший,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%B9" \o "Полибий" Полибий и другие античные авторы, часто чтобы опровергнуть его данные. Античные историки называли его лжецом и фантазёром.
Пифей плавал вокруг Британии, а также побережья Балтийского моря, на котором добывали янтарь.
-Что такое янтарь? Все современники Пифея думали, что янтарь – это застывшие лучи солнца, а как считаете ВЫ?
Однажды , он с ужасом обнаружил, что море покрылась слоем твёрдых медуз! Может произойти такое? А что это могло быть? Вспомните откуда родом Пифей.
Он никогда не видел снега и льда, твёрдые медузы, ни что иное, как лёд!
Британию он описал как треугольный остров и посчитал размеры его сторон (преувеличив их, но пропорции были верны). Он был первым греком, описавшим полярный день,полярное сияние и вечные льды. Споры вокруг острова Туле, находящегося за полярным кругом (по описанию Пифея, полярный день там длится целый месяц), не утихали много веков.

Работа с учебником и дополнительными источниками информации Ф,
Формирование навыков работы с таблицей
Навыки работы с отбором информации, способ действия работы с учебником.
Ф, И

Задание № 2 Работа в группах. «Нанесите на к/к путешествия:
1,4 – финикийцев.
2,3 – Пифея5, 6 – Геродота Навыки работы с картой ( умение сопоставлять географические объекты с к/к и физической, коммуникативные, личностные Г
Г
Защита работ Защита работ .Сравнение результатов.
Какие способы работы с картой использовали.
Что получилось, не получилось и почему?
Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой.
С сайта: www.mudryiecitaty.ruКак вы понимаете это высказывание индейцев и согласны ли вы с ним? Комуникативные, регулятивные, логические Г

IV. Этап подведения итогов
(3)
Давайте вернемся к вопросу нашего урока:
-Кто, зачем и какие путешествия совершал в древности?

Подумайте, кто в вашей группе был активней остальных. Вручите ему «Солнышко», потому что Солнце –звезда, а стремиться к звёздам, значит, стремиться к  знаниям,  подниматься вверх, развиваться.

Подводят итоги, оценивают результаты работы. V .Этап рефлексии (2) Сегодня я вспомнил…
Было интересно…
Было трудно….
Я приобрёл….
Я научился…
У меня получилось…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Высказывают своё мнение. Личностные И
(1) У каждого из вас есть смайлики, если урок вам помог узнать много нового и интересного прикрепите на свою карту улыбающегося смайлика, если вы не получили от урока ничего нового – прикрепите грустного смайлика .Выполняют работу индивидуально И
VI. Д/з Д/З § 8, от теории к практике.
Хотелось бы закончить урок следующими словами:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Автор: Н. Заболоцкий Выполняют работу индивидуально И