Обобщение опыта о применении приемов здоровьесберегающих технологий








Приемы здоровьесберегающих технологий






Тимонина О.В.
учитель биологии-химии














Организм подростка, и без того разбалансированный в силу возраста, специфики (завершение полового созревания), испытывает дополнительный прессинг, связанный с процессом получения среднего образования. Невротизация и стресс становятся постоянными их спутниками и проблема, безусловно, выходит за рамки отдельного предмета, приобретая пугающую масштабность и острую актуальность.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является сохранение здоровья детей. Здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – ученик проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Конечно, здоровье обучающихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учетом работоспособности учащихся;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный
тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой;
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
С первых минут урока необходимо создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у обучающихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока.
На уроках необходимы физкультминутки. Так, например, важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальное вправо-влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.)
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, на уроках нужно рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Например, при изучении темы « Пищеварение», на уроке биологии рассматриваются такие вопросы, как рациональное питание, долгожительство, голодание, защита от радиоактивных элементов, ботулизм, лептоспироз, сальмонеллез. В теме «Анализаторы» - влияние экрана компьютера и телевизора на зрение, рассказываю о целебной силе слез, массаже глаз.
Особого внимания заслуживает методика изучения темы «Пищеварения», зная основы рационального питания, можно уберечь себя от многих заболеваний и даже вылечить их.
Очень важно, чтобы учащиеся овладели приемами оказания первой помощи пострадавшему. Для этого проводятся практические занятия, на которых они учатся оказывать друг другу различные виды первой помощи: наложения шины, жгута, оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Ребята проводят самостоятельно задания практического характера, при решении такого вопроса: « Какие нарушения с санитарно-гигиенической точки зрения вы найдете в школьной столовой, в магазине, у себя дома?». Для выполнения данного задания ребята делятся на группы, а затем один из группы выступает с сообщением.
Особое внимание на уроках в настоящее время необходимо уделять особенностям полового поведения человека, гигиене половой жизни и беременности, способам предупреждения не желательной беременности, профилактике абортов.
Обязательный компонент урока это - профилактика и помощь при заболеваниях ОРЗ, гриппом, ангиной. Ребята узнают различные виды простейшей фитотерапии, используя лук, чеснок, хвойные деревья и различные травы.
Для достижения лучших результатов познания своего организма и укрепления здоровья используются активные методы изучения материала, такие как игры, конференции, викторины, беседы, решение задач по определенным темам.
Например, в 8 классе при изучении темы «скелет» можно рассмотреть такую задачу: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?” Ответ: 7, 12,5,5, 5.
Мне очень понравилась физкультминутка, которую я провожу на уроке-исследовании «Наблюдение за горящей свечой» в 8 классе. Это упражнение восстанавливает периферическое зрение и ощущение объёма после отказа от очков, а естественный свет укрепляет глаза плюс тренировка аккомодации (помогает при дальнозоркости и близорукости).
Возьмите картину в руку на определенном расстоянии, не напрягающем ваши глаза, не слишком близко, но и не слишком далеко от глаз. Свеча должна стоять прямо перед вами. Сначала смотрите, как падает свет на окружающие вас предметы, как он отражается от них. Не напрягайтесь сразу. Когда вы различите оттенки радуги на предметах, переведите глаза на картину, держа её по правую сторону от свечи, не слишком близко. Вы должны смотреть на картину, но в то же время различать источник света, стоящий рядом. Старайтесь увидеть свет, падающий вам в глаза. Упражняясь со свечой, вы должны достигнуть следующего результата: предмет перед вашими глазами должен быть точным, краски должны приобрести яркость. Если это так, значить восприимчивость глазного яблока стала лучше, рецепторы глаза получили достаточно питания, у вас улучшится зрение. Когда зрение ваше сконцентрируется, вы увидите хорошо, возьмите картину в другую руку и попробуйте увидеть свет с другой стороны. С другой точки зрения. Это упражнение помогает не только близоруким, но и при небольшом косоглазии.
При изучении темы правильного питания, решаем следующие задачи:
1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах. Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.
Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.
2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах. Ответ: 8 мг, 5 мг.
Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:
1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Ответ: 12 и 6.
2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины. Ответ: 20 и 62.
В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.
Активно обсуждаем проблемы, которые близки детям, они учатся высказывать свое мнение, находить правильное оптимальное решение данной проблемы, а я в свою очередь незаметно руковожу, направляю и помогаю делать правильный выбор. Необходимо детям прививать доброе отношение к людям и природе. Я привожу примеры, как недобрым словом можно ранить, вызвать заболевание, убить и как благотворно влияют доброжелательные слова, взгляд, как они необходимы человеку и обществу.
Учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии, становится легче и интересней работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.





























Заголовок 315