Из опыта работы о применении опорных конспектов по русскому языку


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Батерякова Наиля Шамилевна 1 О ПРИЛЕНЕНИИ ОПОРНЫХ КОНРПЕКТОВ И РХЕЛ НА ТРОКАХ РТРРКОГО ЯЗЫКА Перед учителем - словесником, как и перед любым другим педагогом, всегда ставятся конкретные цели и задачи, определяемые стандартом образования. Лы воспитываем, развиваем, формируем умения, учим применять полученные знания и умения. И звестно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетенция учащихся. Ведь впереди серьѐзные испытания ждут детей: итоговая аттестация в 9 – 11 классах. Как же достич ь хороших результатов в своей работе? Этот вопрос чуть ли не риторический для учителя. И здесь на помощь приходят образовательные технологии, которые нацелены на личность, отсюда - рост мотивации к предмету и в итоге – хорошие результаты . Очень важно, чтоб ы обучение воспринималось ребѐнком не только как необходимость, но вызывало позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта. Рейчас очень много говорят и рассуждают о новых педагогических технологиях. Я считаю, что этот вопрос интересен и важен, поскольку каждый учитель должен стремиться не только учить, но и учиться новому. Лногие работают по старинке из года в год. Конечно, опыт накапливается со временем, у каждого вырабатывается свой стиль ведения урока, но стаж работы не означает, что нужно забыть о самообразовании и развитии. На протяжении нескольких лет использую технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала , предложенную В.Ф.Шаталовым. Какие же принципы лежат в основе данной технологии?  В ведение теоретического материала крупными блоками, содействующее умственному развитию учащихся.  Аыстрый темп прохождения материала, расширяющий познавательные рамки и поддерживающий интерес к учѐбе. Батерякова Наиля Шамилевна 2  Обучение должно идти не только в зоне ближайшего развития ребѐнка, но и в зоне перспективного.  Ристема работы строится таким образом, чтобы содействовать более широкому развитию ума, воли, чувства, творческих способностей. Последователь этой методики Ю.Р.Леженко скорректировал организационно – методическую систе му интенсивного обучения применительно к русскому языку . В своей статье я хочу рассказать не о том, что это такое, а поделиться опытом работы, показать, как это работает. В практике обучения русскому языку стало традицией дробить разделы на мелкие части. Р хема изучения той или иной темы хорошо известна: Однако, на пути достижения положительных результатов перед учителем и учениками (основными участниками учебного процесса) возникают многочисленные трудности. Во - первых, н а традиционном уроке, даже п ри использовании учителем всего методического арсенала, значительная часть учеников не может одновременно качественно воспринять и осмыслить все входящие в тему компоненты и связи между ними. А ведь в большинстве случаев вслед за объяснением материала след ует его закрепление. Однако закреплять, по сути нечего: в силу различного уровня и темпа восприятия класс распадается на несколько групп. Во - вторых, у чащиеся пропускают по болезни и другим причинам, нет условий и возможностей вести дополнительную индивиду альную работу, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, мало времени на тренировочные упражнения по отработке практических навыков и умений, на закрепление и т.д. В - третьих, согласитесь, контроль знаний носит выборочный характер. Как правило, за урок выставл яется 4 - 7 отметок. Кроме того, ученик отвечает не по всей теме, а по фрагменту еѐ. В ведение в учебный процесс опорных сигналов позволяет устранить эти трудности. Теоретический материал тренировочные упражнения с целью приобретения практических навыков и умений контроль за ходом усвоения обобщение и систематизация знаний контрольная работа Батерякова Наиля Шамилевна 3 Что предлагает данная технология? Подача теоретического материала осуществляется крупными бло ками , охватывающими материал 2 - 3 и более параграфов учебника . Это позволяет увеличить объѐм изучаемого раздела без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям. Обучение предполагает активную мыслительную деятельность учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, увязывать еѐ с ранее изученным, сортировать, выделять главное. Твидеть бол ьшую тему целиком без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Ведь схема представляет собой приѐм, облегчающий и восприятие, и понимание. К тому же объединение материала в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. В данной методике после первого, последовательного и обстоятельного объяснения учителя на доске вывеш ивается опорный плакат . По нему новый материал излагается вторично, откуда и название – двукратное изложение материала. Этот элемент урока обязателен. Тчащиеся знают, что после первого объяснения последует второе, по опорному конспекту. При первом объяснен ии можно не задерживать ход своих мыслей на непонятных местах темы – это затруднит восприятие следующей части. Не нужно волноваться, ведь повторное изложение устранит все затруднения. Лногие коллеги могут сказать, что не надо так разжѐвывать Батерякова Наиля Шамилевна 4 материал, лучш е построить урок так, чтобы ученик сам добывал знания… Однако это доступно единицам. Творить можно лишь на базе глубоких и прочных знаний. Ристема работы с опорными сигналами позволяет решить проблемы контроля знаний. На уроках каждый ученик опрашивается по каждой теме в полном еѐ объѐме, и что очень важно – при минимуме временных затрат на уроке. Для этой цели ребята ведут специальные тетради обратной связи ©ученик - учительª. В них воспроизводится опорный конспект. И только тогда начинается работа в пара х: письменный взаимоконтроль, устный взаимоконтроль (проговаривание). Хочу заметить, что проговаривание помогает решению такой важной педагогической проблемы, как увеличение речевой активности каждого ученика на уроке. Развитие устной речи идѐт намного быс трее. В итоге все учащиеся получают отметки. Несправившиеся останутся для индивидуальной работы. Им будет оказана методическая помощь, и они вновь напишут опорный конспект на оценку. Рделать это они должны обязательно. Такой строгий подход вполне оправдан: подготовка по опорному конспекту посильна для любого ученика. Получить положительную оценку при правильной подготовке не составляет большого труда. Работа по опорным конспектам должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глу бокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его. Постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слаб ые" учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал. Да, с истема Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу ©от рабо ты к поведению, а не от поведения к работеª она дает эффективные воспитательные результаты: - каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля; Батерякова Наиля Шамилевна 5 - возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах , способностях; - формируются ответственность, честность, товарищество. Развитие детей в данной системе понимается как развитие наблюдательности, мышления и практических действий во всех сферах деятельности и жизни, а не только в учебной. В этом и актуал ьность темы, и необходимость организации уроков, помогающих раскрывать собственное ©яª учащегося. Т ехнологи я интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала сочетает и новые подходы к обучению, и традиции. Л етодику опорных к онспектов и схем в последнее время называю т "комфортной", а ее использование распространяется не только на области точных наук, лингвистику, но и на такие предметы, как история, литература. Литература 1. Релевко Г.К. Ровременные образовательные технологии: Тч ебное пособие. – Л.: Народное образование, 1998. 2. Леженко Ю.Р. Л етодическая система В.Ф.Шаталова в обучении русскому языку. – Л.: Творческая педагогика, 1992.