Тренинг для учителей Уроки мышления и уроки творчества

Тренинг для учителей.

«Уроки мышления и уроки творчества»

педагог- психолог: Коцуба Т. М.
Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Черноморская
средняя школа №1»


Принцип тренинга «Мыслить можно по -разному»

Цель: показать необходимость и важность единство знаний и умений для
развития ёмкости и гибкости ума.

Задачи:
повысить интенсивность и стойкость возникновения изменений,
максимально использовать возможности каждого участника;
- дать понятие о мышлении, как познавательном и творческом
процессе;
- способствовать развитию сообразительности и находчивости в
экстремальной ситуации.

План проведения.
1.Приветствие.
2. Мини-лекция «Мышление- это познавательный процесс».
3. Ситуативный этюд на тему: «Встреча и инопланетянами»
4.Портрет думающего человека.
5. Упражнение «Путь к мышлению».
6.Игра «Откровенно говоря»
7.Мини-лекция «Каждый ребёнок-художник» (по В.А.Сухомлинскому)
8.Упражнение «Дом моей души»
9 Решение ситуаций «Как бы Вы поступили?»
10 Рефлексия.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Приветствие. «Пожелания» Каждый участник встаёт и произносит какую-нибудь фразу, обращённую ко всем остальным: «Добрый день!», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д.

2. Мини-лекция «Мышление- это познавательный процесс».
Мышление- это особая реальность (процесс, акт, деятельность), доставляющая нам опосредованное или непосредственное знание о другой, скрытой от нас реальности, недоступной для прямого наблюдения.
Мышление является высшим познавательным процессом, представляя собой активную форму творческого отображения и преобразования человеком действительности. Условно выделяют два вида мышления:
Теоретическое и практическое. Практическое мышление представлено наглядно-действенным и наглядно-образным подвидами, каждое из которых направлено на разрешение конкретных задач. Наглядно- действенное мышление представляет собой процесс практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами -это основное условие решения проблемы. Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительный процесс непосредственно опирается на представления и образы, полученные при восприятии действительности и хранящиеся в памяти. Отличие от наглядно-действенного мышления состоит в том, что для решения задачи нет необходимости непосредственного манипулирования предметами, можно мысленно изменять воспринимаемый образ, мысленно совершать над ними действия.
Структура мышления представлена определёнными логическими операциями: анализ, синтез: сравнение, абстрагирование,
обобщение, конкретизация.
Анализ –есть мысленное или практическое расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим сравнением.
Синтез- обратная анализу операция, подразумевающая построение целого из аналитически заданных частей.
Сравнение- установления сходства или различия между объектами.
Абстрагирование – выделение существенных признаков и связей объекта, и отвлечение от других, несущественных. Абстрагирование- сложная операция, которая зависит от своеобразия изучаемого объекта и целей познания.
Обобщение-соединение существенного и связывание его с классом предметов или явлений.
Логический вывод в процессе мышления строится от частного к частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). По В.А.Сухомлинскому очень важным условием развития ёмкости и гибкости ума является единство знаний и умений, при котором знания переходят в умения. Развитию пытливости, системности, самостоятельности ума способствуют такие приёмы воздействия на внутренние психические процессы, при которых ученик мысленно обозревает, исследует широкий круг фактов, явлений для изучения проблемы. Наиболее эффективный приём- постановка проблемных вопросов. Ответить на эти вопросы невозможно без привлечения широкого материала, и чем больше фактов анализируется, тем глубже осмысливается каждый вопрос как проблема. Думая над проблемой, ученик мысленно обращается к другим известным ему фактам или явлениям из этой области.

3.Ситуативный этюд на тему: «Встреча с инопланетянами»

/ на сообразительность и находчивость в экстремальной ситуации/

Допустим, что во время полёта на Марс юным космонавтам посчастливилось повстречаться с марсианами. Представитель от каждой команды должен взять на себя ответственную миссию представить в своём лице посланца Земли и выступить с краткой речью к инопланетному народу, используя в своей речи аргументы и факты.


4. Портрет думающего человека.

В течение 10 минут схематически нарисовать данный портрет и попробовать объяснить мысли думающего человека.

5.Упражнение «Путь к мышлению»

Одна группа составляет, что необходимо для развития мышления
(возможно ознакомить присутствующих с упражнениями, которые способствуют развитию мышления).
Другая группа - что мешает развитию мышления.

6. Игра «Откровенно говоря»

Принцип игры: «Каждый мыслит по- своему».

Группа делится по парам. Каждой паре предлагается карточка
с незаконченным предложением. Следует предложение закончить каждому участнику. Содержание карточек:
- «Откровенно говоря, когда я попадаю в школу»
- «Откровенно говоря, я скучаю, когда»
- «Откровенно говоря, я думаю, что»
- «Откровенно говоря, я всей душой ненавижу»
- «Откровенно говоря, мне очень нравится»
- «Откровенно говоря, когда заканчиваются уроки»
- «Откровенно говоря, если мне делает замечание директор»
- «Откровенно говоря, мне очень обидно, когда»
(каждое предложение заканчивают двое участников)
Вывод: каждый мыслит по - своему.

7. Мини-лекция «Каждый ребёнок- художник» (по В. А. Сухомлинскому)

Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами единственными и обязательными для всех.
Процесс рисования - это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а наслаждаются этой красотой. Рисуя рисунки, дети разговаривают друг с другом на своём языке.
Надо помнить- всегда нужен простор детской фантазии, не стоить ломать детский язык сказочного видения мира. Ведь рисование способствует развитию речи детей, а значит и развитие мышления.


8. Упражнение «Дом моей души».

Каждая группа рисует внутреннее состояние своей души, затем обмениваются рисунками и стараются угадать настроение рисующего.

9.Решение ситуаций «Как бы Вы поступили?»

/работа в подгруппах/
1). Прозвенел звонок. Вы в первый раз вошли в новый класс
(высказывание учителей)
2). «Его величество урок». Вы зашли в класс. Но урок Вами не продуман, у Вас нет конспекта урока. Ваши действия
Вывод: педагог Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Разнообразные формы проведения уроков позволяют расти как ученикам,
так и учителям.

10. Рефлексия. Конечно же мыслить можно по- разному, но педагоги должны направлять мышление школьников в том направлении, которое необходимо, чтобы они самостоятельно могли делать умозаключение.
В связи с этим сформулируем девиз учителя, работающего в этом направлении. (высказывание учителей)
Девиз: «Учить мыслить, выражать свои мысли словом, действовать по чести и совести».



15